СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются методологические основы изменений в формате основного государственного экзамена по иностранным языкам, а также описываются задания из демонстрационного варианта перспективной модели измерительных материалов для ГИА по английскому языку в 9  классе.

Просмотр содержимого документа
«Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам»













Выступление на городском методическом объединении

учителей иностранного языка

«Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам»

























Подготовила:

Головина О. В.,

учитель английского языка IКК

МБОУ БГО СОШ №3





















2019-2020



Как известно, назначение контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена — оценить уровень общеобразовательной подготовки по иностранному языку выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников.

В 2019/20 учебном году в 9-еклассы придут школьники, обучение которых строилось в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). На смену Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов (ФК ГОС) 2004 года приходит ФГОС ООО 2010 года

( приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от29декабря2010года) с его инновационными идеями метапредметности и практико-ориентированности, что должно найти отражение в государственной аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).


Перспективная модель измерительных материалов по иностранному языку отражает интегративный характер предмета: в совокупности задания охватывают все компоненты иноязычной коммуникативной компетентности и основные содержательные линии курса иностранного языка. Объектами контроля выступают требования к результатам обучения, закрепленные в ФГОС. Это широкий спектр коммуникативных умений, языковых навыков, социокультурных знаний и умений, компенсаторных и общеучебных умений. Перспективные модели измерительных материалов по всем предметам базируются на одних и тех же концептуальных подходах, которые определяются методологией ФГОС, а именно деятельностным , комплексным и уровневым подходами.


Перспективная модель измерительных материалов по иностранному языку отражает практико-ориентированность учебной дисциплины «Иностранный язык» и интегративный характер самого предмета изучения –живого человеческого языка. В реальной коммуникации различные виды речевой деятельности постоянно пересекаются и взаимодействуют. В действующей модели КИМ каждый вид речевой деятельности представлен изолированно. Перспективная модель ОГЭ имеет иную структуру: в ней объединены задания по аудированию и задания по письменной речи.

Межпредметность и полифункциональность дисциплины «Иностранный язык» дают широкие возможности контроля, наряду с собственно речевыми умениями учащихся проверяются универсальные способы действий, в первую очередь познавательные и коммуникативные, в том числе смысловое чтение, усилен акцент на метапредметные результаты обучения, что позволит проверить информационную культуру школьников.

В перспективной модели усилена когнитивная и личностно-ориентированная направленность КИМ, что обеспечивает в дальнейшем включение в учебный процесс проблемно-поисковых, конкретно-практических, учебно-исследовательских и творческих заданий.

Рассмотрим подробнее структуру и содержание перспективной модели КИМ ОГЭ. Как и действующая модель, она состоит из письменной части (34 задания) и устной части (3 задания). Письменная часть рассчитана на 120 минут и включает задания по аудированию и письменной речи (в том числе 3 задания интегративного характера, проверяющие сформированность коммуникативных умений учащихся в двух видах речевой деятельности), по чтению, по грамматике и лексике.

По сравнению с КИМ ОГЭ 2019 в перспективной модели:

- изменено соотношение репродуктивных заданий и продуктивных заданий, выполнение которых возможно при сформированности не только предметных, но и метапредметных умений. Количество продуктивных заданий было увеличено за счет сокращения рецептивных заданий;

- включены практико-ориентированные задания по аудированию и чтению;

- сокращено число заданий на контроль языковых умений и навыков учащихся в заданиях по грамматике;

- удалено задание на написание личного письма как несоответствующее современным реалиям. Вместо него были включены два новых задания продуктивного характера на проверку умений письменной речи.

Для дифференциации учащихся по уровням владения иностранным языком в измерительные материалы наряду с заданиями базового уровня включены задания повышенного и высокого уровней. Задания базового уровня в рамках данной экзаменационной работы не превышают требований уровня А2, что соответствует требованиям ФГОС ООО. В экзаменационную работу включены 27 заданий базового уровня, которые составляют 53% от общего максимального балла, 8 заданий повышенного и 2 задания высокого уровня сложности.

Рассмотрим особенности новых заданий в письменной части перспективной модели ОГЭ по иностранным языкам.

Задание 1, задание базового уровня, нацелено на проверку умения воспринимать на слух и понимать основное содержание текста, содержащего некоторые неизученные языковые явления. Чтобы выполнить это задание, учащемуся необходимо установить соответствие между содержанием развернутого устного высказывания и кратко сформулированной основной темой (названием рубрики). В задании даны 6 рубрик, одна из которых лишняя. За каждое правильно найденное соответствие экзаменуемый получает один балл.

Задания 2-6, задания базового уровня, позволяют оценить сформированность у участника ОГЭ умение понимать запрашиваемую информацию в звучащем тексте. Прослушав диалог, необходимо восстановить/закончить предложения, дописав не более двух слов. Предложения следуют в том порядке, в каком информация представлена в тексте, но при этом они не повторяют дословно реплики участников диалога. При проверке заданий 2-6 оценивается только соответствие записанных фактов прослушанному тексту(орфографические ошибки, наличие или отсутствие артикля не учитываются).

Зада ния 7-12 отнесены к заданиям повышенного уровня, поскольку предполагают понимание запрашиваемой информации в звучащем тексте и ее фиксацию в таблице, т.е. трансформацию сплошного звучащего текста в несплошной письменный текст (таблицу). Вниманию экзаменуемых предлагается небольшой текст монологического характера. В соответствии с поставленной задачей необходимо, используя информацию из прослушанного текста, заполнить таблицу (6 пунктов). Для ответа на каждое задание учащийся должен использовать не более двух слов. При проверке данного задания оценивается только соответствие записанных фактов прослушанному тексту (орфографические ошибки, наличие или отсутствие артикля не учитываются).

Следующее задание 13, задание высокого уровня, носит интегративный характер. Оно проверяет умения создавать связное письменное высказывание определенного объема на основе прослушанного текста и представленной в таблице информации. Следует отметить, что при проверке задания не учитываются фактические ошибки, которые имели место в таблице, т. к. они были учтены при оценивании заданий 7-12 (при заполнении таблицы). Задание 13 проверяется экспертами в соответствии с разработанными для этого критериями.

Задание 14, как и задание 13, является заданием высокого уровня. Оно носит личностно ориентированный характер и проверяет умение создавать небольшое письменное высказывание с выражением и аргументацией собственного мнения. Участнику ОГЭ предлагается ответить на три вопроса, некоторым образом связанных с прослушанным текстом. Однако качество письменного высказывания никак не зависит от степени понимания прослушанного текста – это личное мнение экзаменуемого с аргументацией, представленного в виде связного письменного высказывания с элементами рассуждения. Ответ (не менее 3-4 предложений) оценивается экспертами по специально разработанным критериям, которые учитывают количество данных ответов, их полноту, а также допущенные лексико-грамматические и орфографические ошибки.

Рассмотрим далее задания по чтению.

Задание 15 ориентировано на проведение информационного поиска: необходимо определить, в каком из приведенных письменных текстов, посвященных одной теме, содержится ответ на предложенный вопрос. Представленный список вопросов содержит один лишний вопрос, ответ на который в тексах не содержится.

Задания 16-22 по чтению не претерпели больших изменений в перспективной модели: текст стал несколько меньше по объему и уменьшилось количество утверждений, которые учащимся следует определить как верно/неверно/в тексте не сказано.

В перспективную модель ОГЭ, в раздел «Задания по грамматике и лексике» включены задания, используемые в действующих КИМах экзамена. Учащимся предлагается заполнить пропуски в двух коротких связных текстах. В заданиях 23-28 необходимо восстановить текст путем преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму, в заданиях 29-34 – с помощью образования родственного слова.

В устной части сохранены те же три задания, как и в действующей модели. Но в задании 3 к трем аспектам, которые участник ОГЭ должен раскрыть в своем монологическом высказывании, добавлен еще один аспект(четвертый). В новом формате этого задания экзаменуемый должен выразить свое личное мнение/отношение к рассматриваемой теме и аргументировать свою позицию.

Таким образом, система заданий имеет ряд инновационных решений, в тоже время сохранены отдельные типы заданий действующей модели. Анализ результатов апробации и широкое общественно-профессиональное обсуждение позволят уточнить некоторые аспекты перспективной модели, такие как посильность новых заданий, время выполнения отдельных разделов, объективность критериев.















































Литература:

Вербицкая М.В., Махмурян К. С., Трубанева Н. Н. Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам./Вербицкая М.В., Махмурян К. С., Трубанева Н. Н.//Педагогические измерения.- 2019. – Вып. 2- с. 9-19