СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности подросткового возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности подросткового возраста»

Особенности подросткового возраста 1. Новообразования возраста; 2. Особенности взаимоотношений со взрослыми; 3. Особенности взаимоотношений со сверстниками; 4. Смена ведущей деятельности 5. Типичные реакции подростков;

Особенности подросткового возраста

1. Новообразования возраста;

2. Особенности взаимоотношений со взрослыми;

3. Особенности взаимоотношений со сверстниками;

4. Смена ведущей деятельности

5. Типичные реакции подростков;

Младший подростковый возраст  с 10-11 по 14-15 лет   старший подростковый (юношеский)  с 15-16 по 17-19 лет

Младший подростковый возраст с 10-11 по 14-15 лет старший подростковый (юношеский) с 15-16 по 17-19 лет

Ведущая деятельность и новообразования Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками; Новообразования: - чувство взрослости; - развитие самосознания, формирование идеала личности; - потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, - интерес к противоположному полу, - потребность в деятельности, имеющей личностный смысл; половое созревание; - Самоопределение. - склонность к рефлексии;   - повышенная возбудимость, частая смена настроения;

Ведущая деятельность и новообразования

  • Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками;
  • Новообразования:

- чувство взрослости;

- развитие самосознания, формирование идеала личности;

- потребность в самоутверждении и самосовершенствовании,

- интерес к противоположному полу,

- потребность в деятельности, имеющей личностный смысл;

половое созревание;

- Самоопределение.

- склонность к рефлексии;

 

- повышенная возбудимость, частая смена настроения;

Взаимоотношения со сверстниками Реакция группирования со сверстниками. Она проявляется в стремлении подростков к образованию спонтанных групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых отношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях потребность в принадлежности к группе может быть основой асоциального поведения подростков.

Взаимоотношения со сверстниками

Реакция группирования со сверстниками.

Она проявляется в стремлении подростков к образованию спонтанных групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых отношений, со своим лидером.

В неблагоприятных средовых условиях потребность в принадлежности к группе может быть основой асоциального поведения подростков.

Особенности взаимоотношений со взрослыми Эмансипация Негативизм Отрицательная имитация

Особенности взаимоотношений со взрослыми

  • Эмансипация
  • Негативизм
  • Отрицательная имитация
эмансипация Реакция эмансипации  Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей.

эмансипация

Реакция эмансипации

Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей.

«Я лучше знаю, что мне делать»

«Я лучше знаю, что мне делать»

Отрицательная имитация Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к поведению членов семьи, и отражает внутренний процесс отделения от родителей; процесс поиска внутренних оснований для собственной системы ценностей.

Отрицательная имитация

Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к поведению членов семьи, и отражает внутренний процесс отделения от родителей; процесс поиска внутренних оснований для собственной системы ценностей.

«Вы меня вообще не понимаете!»

«Вы меня вообще не понимаете!»

негативизм Что может провоцировать негативизм подростка: Не учитывается его мнение при принятии решений; Отсутствуют доверительные взаимоотношения (принятие, любовь, поддержка, эмоциональная дистанция); Тотальный контроль;

негативизм

Что может провоцировать негативизм подростка:

  • Не учитывается его мнение при принятии решений;
  • Отсутствуют доверительные взаимоотношения (принятие, любовь, поддержка, эмоциональная дистанция);
  • Тотальный контроль;
«Вы мне вообще никто»   «Мне вообще всё равно, что будет завтра» «И зачем вообще мне это надо?»

«Вы мне вообще никто»

«Мне вообще всё равно, что будет завтра»

«И зачем вообще мне это надо?»

Диагностика стиля воспитания

Диагностика стиля воспитания

Авторитетный стиль (демократический, сотрудничество) Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции ребенка, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Авторитетный стиль (демократический, сотрудничество)

Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример.

В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов.

Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов,

всегда принимают чувства и эмоции ребенка, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам.

Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.

Авторитарный стиль  (автократический, диктат, доминирование) Слово родителя – нерушимый закон; Мнение подростка не учитывается; На подростка наложены множественные ограничения, которые иногда не обосновываются родителями; Влияние на подростка: подросток может начать бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивным, может сбегать из дома. Подросток привыкнет во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будет полагаться на родителей.

Авторитарный стиль (автократический, диктат, доминирование)

  • Слово родителя – нерушимый закон;
  • Мнение подростка не учитывается;
  • На подростка наложены множественные ограничения, которые иногда не обосновываются родителями;

Влияние на подростка:

  • подросток может начать бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивным, может сбегать из дома.
  • Подросток привыкнет во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будет полагаться на родителей.
Либеральный стиль   (попустительский, снисходительный). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Либеральный стиль  (попустительский, снисходительный).

Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.

С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Индифферентный стиль (безразличный) Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.

Индифферентный стиль (безразличный)

Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.

Взрослым очень трудно принять, что их дети отдаляются. Это кризис не только подростков, но и родителей тоже.   Важно понять , что это не капризы , не испорченность , а естественный процесс. Если семья признает факт того , что ребёнок взрослеет , и меняет , соответственно , свое отношение и стиль общения с ним, то подростковый период проходит без серьезных трудностей.

Взрослым очень трудно принять, что их дети отдаляются. Это кризис не только подростков, но и родителей тоже.  

Важно понять , что это не капризы , не испорченность , а естественный процесс. Если семья признает факт того , что ребёнок взрослеет , и меняет , соответственно , свое отношение и стиль общения с ним, то подростковый период проходит без серьезных трудностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!