Особенности подросткового возраста
1. Новообразования возраста;
2. Особенности взаимоотношений со взрослыми;
3. Особенности взаимоотношений со сверстниками;
4. Смена ведущей деятельности
5. Типичные реакции подростков;
Младший подростковый возраст с 10-11 по 14-15 лет старший подростковый (юношеский) с 15-16 по 17-19 лет
Ведущая деятельность и новообразования
- Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками;
- Новообразования:
- чувство взрослости;
- развитие самосознания, формирование идеала личности;
- потребность в самоутверждении и самосовершенствовании,
- интерес к противоположному полу,
- потребность в деятельности, имеющей личностный смысл;
половое созревание;
- Самоопределение.
- склонность к рефлексии;
- повышенная возбудимость, частая смена настроения;
Взаимоотношения со сверстниками
Реакция группирования со сверстниками.
Она проявляется в стремлении подростков к образованию спонтанных групп с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых отношений, со своим лидером.
В неблагоприятных средовых условиях потребность в принадлежности к группе может быть основой асоциального поведения подростков.
Особенности взаимоотношений со взрослыми
- Эмансипация
- Негативизм
- Отрицательная имитация
эмансипация
Реакция эмансипации
Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей.
«Я лучше знаю, что мне делать»
Отрицательная имитация
Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к поведению членов семьи, и отражает внутренний процесс отделения от родителей; процесс поиска внутренних оснований для собственной системы ценностей.
«Вы меня вообще не понимаете!»
негативизм
Что может провоцировать негативизм подростка:
- Не учитывается его мнение при принятии решений;
- Отсутствуют доверительные взаимоотношения (принятие, любовь, поддержка, эмоциональная дистанция);
- Тотальный контроль;
«Вы мне вообще никто»
«Мне вообще всё равно, что будет завтра»
«И зачем вообще мне это надо?»
Диагностика стиля воспитания
Авторитетный стиль (демократический, сотрудничество)
Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример.
В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов.
Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов,
всегда принимают чувства и эмоции ребенка, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам.
Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.
Авторитарный стиль (автократический, диктат, доминирование)
- Слово родителя – нерушимый закон;
- Мнение подростка не учитывается;
- На подростка наложены множественные ограничения, которые иногда не обосновываются родителями;
Влияние на подростка:
- подросток может начать бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивным, может сбегать из дома.
- Подросток привыкнет во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будет полагаться на родителей.
Либеральный стиль (попустительский, снисходительный).
Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.
С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Индифферентный стиль (безразличный)
Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому.
Взрослым очень трудно принять, что их дети отдаляются. Это кризис не только подростков, но и родителей тоже.
Важно понять , что это не капризы , не испорченность , а естественный процесс. Если семья признает факт того , что ребёнок взрослеет , и меняет , соответственно , свое отношение и стиль общения с ним, то подростковый период проходит без серьезных трудностей.