Оглавление
Введение 2
Глава 1 Особенности понятия «университет» в современном обществе 5
1.1Понятие «университет» в научной литературе 5
1.2Лексико-семантическое поле понятия «университет» 8
Глава 2 Особенности лексических единиц, отражающих понятие «университет» на сайтах университетов США 12
2.1 Анализ лексических единиц, отражающих деятельность Гарвардского университета 12
2.2 Анализ лексических единиц, отражающих деятельность Стэнфордского университета 18
Заключение 23
Библиография 25
Введение
Университетское образование дает человеку полезные навыки и жизненный опыт для получения хорошей работы в будущем. Наличие высшего образования является неотъемлемой частью жизни для тех, кто хочет быть успешным в поднятии по карьерной лестнице.
Современный университет представляет собой некоторое подобие центра информации, где студент на протяжении длительного времени изучает важные аспекты по различным темам, преимущественно связанным с его специализацией. Несмотря на популярность Интернета, некоторые редкие конкретные материалы доступны лишь в университетских библиотеках. Кроме того, университет — это место, где студент может встретить огромное количество компетентных людей среди преподавателей и других студентов.
Университет предоставляет человеку весьма важный навык в изучении новых предметов, формирует навыки самостоятельной работы. Выпускник университета в случае необходимости всегда сможет отыскать необходимую ему информацию, переработать ее конкретным образом и использовать для повышения эффективности своей трудовой деятельности.
Вышесказанное позволяет выделить три аспекта, которые имеют особую важность в процессе получения высшего образования в университете: процесс коммуникации, предоставление информации, воспитание личности. Таким образом, престижный университет, осуществляющий подготовку высококлассных специалистов, в ходе осуществления своей деятельности должен учитывать все три аспекта, и регулировать политику в соответствии с ними.
Стэнфордский и Гарвардский университеты являются одними из самых престижных на территории США. Это обусловлено тем фактом, что в их стенах ведется активная подготовка специалистов по самым разным направлениям. По этой причине организация их научно-образовательной деятельности представляет значительный интерес для исследования, чем и обусловлена актуальность исследования.
Ознакомление со спецификой деятельности в конкретном университете возможно через изучение специфики лексики в материалах сайтов образовательных учреждений. В состав лексико-семантических групп входят кластеры, анализ которых позволяет сделать конкретные выводы. Именно по этой причине в качестве материала для проведения исследования были выбраны сайты Гарвардского и Стэнфордского университетов.
Объект исследования — направления и специфика деятельности Гарвардского и Стэнфордского университетов.
Предмет исследования — лексические средства, отражающие направления и специфику деятельности Гарвардского и Стэнфордского университетов.
Цель исследования — ознакомиться с направлениями и выявить специфику деятельности Гарвардского и Стэнфордского университетов.
В соответствии с поставленной целью был определен ряд задач:
изучить сущность понятия университет на базисе научной литературы;
выделить основные компоненты лексико-семантического поля «университет»;
отобрать материалы, размещенные на сайтах Гарвардского и Стэнфордского университетов;
провести анализ лексических единиц, отражающих деятельность Гарвардского университета;
провести анализ лексических единиц, отражающих деятельность Стэнфордского университета.
В качестве методов исследования были определены следующие:изучение теоретической литературы по теме исследования, синтез, семантический анализ.
Глава 1. Особенности понятия «университет» в современном обществе
Понятие «университет» в научной литературе
История университета как форма общественно-учебной кооперации насчитывает почти тысячу лет. На протяжении всего времени своего существования университет менялся, адаптировался к новым жизненным реалиям. Таким образом, университет как общественный институт находится в процессе постоянного обновления [3].
Явление, которое мы называем словом «университет», — одно из самых загадочных в жизни человеческого общества. По отношению к нему используется великое множество толкований. Их количество с каждым днем увеличивается, что обусловлено логикой современного мира — широким распространением высшего образования, развитием рынка в этой конкретной области, глобализацией его масштабов. Исследователи в различных областях (социология, лингвистика, политология и т.д.) сообщают, что именно эти трансформации являются свидетельствами в пользу неоднозначности понятия и невозможности его привязки к простой формуле и дефиниций, и потому возникает необходимость рассмотрения наиболее актуальных из них [4].
Понятие «университет» имеет латинское происхождение: «universitas»— «совокупность, общность» [10].Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией С.И. Ожегова, «университет — это высшее учебное заведение и одновременно научное учреждение с различными естественно-математическими и гуманитарными отдалениями (факультетами)» [16]. Второе понимание понятия «университет» следующее — «учебные учреждения по повышению научно-политических знаний, образования в какой-либо области». Также существует переносное значение понятия «университет» —«источник накопленных знаний, большого опыта» [11].
«Толковый словарь»В.И. Даля дает следующие определения университету:
1) высшая школа, учебное заведенье первой степени, по всем отраслям науки;
2) кафедра, профессорство [15].
При обращении к «CambridgeDictionary» обнаруживается следующее определение «university»:
1) a place where people study for an undergraduate (=first) or postgraduate (=higher level) degree;
2) a place of higher education usually for people who have finished twelve years of schooling and where they can obtain more knowledge and skills, and get a degree torecognize this» [18].
Наряду с классическим понятием «университет» существуют понятия «исследовательский университет» и «научный центр». Исследовательские университеты — это учреждения, основной целью которых является проведение исследований, углубление и передача знаний. В отличие от стран, где созданы самостоятельные административные структуры, специализирующиеся либо только на проведении НИОКР, либо на подготовке научных кадров, преимущество исследовательского университета состоит в обеспечении организационного единства обеих важнейших функций, на основе которого осуществляется теснейшая взаимосвязь между непосредственными их исполнителями. Исследовательские университеты получили развитие в США. В конце XX в. в американских университетах на основе интеграции исследований и преподавания произошла первая «академическая» революция. В настоящее время в ведущих университетах США происходит «вторая «академическая» революция, то есть осуществляется переход от парадигмы, основанной на видении знания как общественного блага, к так называемому режиму «академического капитализма» [2]. Для него характерна коммерциализация академических исследований и продукта таких исследований, интеграция академического и предпринимательского сектор». Таким образом, исследовательский университет — симбиоз учебного и научно-исследовательского университетов. Всемирно известные вузы, как правило, имеют статус именно исследовательских университетов — например, Стэнфордский и Гарвардский университеты.
Существует еще одно понятие — «научный центр». Данное понятие используется для характеристики тех же Стэнфордского и Гарвардского университетов. Научный центр — форма организации научных исследований, в которой используется кооперация различных научных и других коллективов. Они обычно создаются на базе крупных научно-исследовательских институтов, исследовательских университетов, конструкторских, проектных организаций. По целям работы различаются следующие типы научных центров [5]: комплексные, специализированные, учебно-научные, учебно-научно-производственные.
Ознакомление с основными подходами к пониманию термина «университет», а также изучение смежных понятий позволило понять, что общее описание «практики университета» является невозможным. Это обусловлено тем, что в таком описании должны быть представлены все существенные качества и свойства, актуализация совокупности которых (вместе с конкретными идеями и идеалами) предопределила бы автоматическое создание университета [12]. На современном уровне развития высшего образования, по мнению исследователей, единственным требованием, которое в обязательном порядке должен выполнять университет, — это четкое осознание своей миссии.
Из вышесказанного следует, что университетская деятельность, осуществляющаяся в рамках учреждения, не обладает какими-либо четкими границами. Создание границ представляет угрозу для существования университета как общественного института, так как это ограничит его способность к адаптации, которая была упомянута ранее. Именно эта способность позволяла университету являться неотъемлемым элементов развитого общества на протяжении многих столетий.