Особенности правового воспитания несовершеннолетних
Features of legal education of minors
Мерц София Андреевна, студентка,
факультет педагогики, психологии и коммуникативистики,
Кубанский государственный университет г.Краснодар
Sofia Andreevna Merts, student,
Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies,
Kuban State University, Krasnodar
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема правового воспитания несовершеннолетних которая актуальна в нашей стране. В настоящее время понимание своих прав и обязанностей необходимо в любом возрасте. На сегодняшний день идет активная работа по формированию правового воспитания детей подросткового возраста. Правовое обучение – это не только цель, но и средство достижения по существу всех задач, стоящих перед обществом, а главное – разработка условий правовой защищенности каждого гражданина России. Главная цель это выявить особенности правового воспитания как средство формирования правой культуры.
Ключевые слова: правовое воспитание несовершеннолетних, правовая культура, правовое обучение.
Annotation. This article discusses the problem of legal education of minors, which is relevant in our country. Currently, an understanding of their rights and responsibilities is necessary at any age. To date, active work is underway to form the legal education of adolescent children. Legal education is not only a goal, but also a means to achieve essentially all the tasks facing society, and most importantly – the development of conditions for the legal protection of every citizen of Russia. The main goal is to identify the features of legal education as a means of forming a right culture.
Keywords: legal education of minors, legal culture, legal education.
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. Основная цель правового воспитания — дать человеку необходимые в жизни юридические знания и научить его уважать и соблюдать законы и подзаконные акты, т.е. сформировать достаточно высокий уровень правовой культуры, способный значительно уменьшить число правонарушений.
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности, которая представляет собой воздействие на правосознание, правовую культуру и поведение людей с целью выработки у них устойчивых ориентаций на послушание закону и соблюдение норм права. Правовое воспитание формирует не только правомерное поведение детей, но и прививает сознательное соблюдение ими действующих морально-нравственных норм. Правомерное поведение способствует развитию чувства гражданственности, что оправдывает национальную идею нашей страны, которая ориентирована на воспитание патриотически настроенного поколения. Сознательное соблюдение правовых норм, которое формируется в результате правового воспитания также способно предотвратить различные конфликты, возникающие на почве отклоняющегося поведения лица, не достигшего возраста 18 лет.
А.А. Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон» [10, с. 18].
Несовершеннолетние - это особая категория граждан нашей страны, которым необходима дополнительная поддержка со стороны государства и общества. В современных условиях, когда Россия все активнее вовлекается в интеграционные международно-правовые процессы, внимание к личности несовершеннолетнего возрастает. Возникает вопрос о правовом статусе несовершеннолетних, контроле за их поведением, формировании их личности, где правовое воспитание несовершеннолетних занимает особое место. Этот вопрос актуален, поскольку в России декларируемое правовое государство должно поддерживать высокий уровень правовой культуры граждан, в том числе и те, кто относится к категории несовершеннолетних. Эта цель достигается созданием высокого уровня прав.
Как утверждает Ж. А. Тенгизова, при отсутствии должного правового воспитания у несовершеннолетнего очень быстро, под чужим влиянием возникает переоценка традиционных ценностных ориентиров и норм поведения, социальные стрессы и утрата смысла жизни, деморализация личности и дегуманизация отношений, изменение взаимоотношений в семье, этнополитические, межнациональные и религиозные конфликты. В связи с этим проблема психического и духовного здоровья личности приобретает государственный характер. Она также считает, что только примерно в возрасте 10-12 у ребенка складываются первоначальные представления о добре и зле, у малолетних к 14-16 годам формируются уже свои собственные убеждения на основе своей внутренней позиции, которая обусловлена слоившейся шкалой ценностей и предпочтений. И только в 18-20 лет совершеннолетнее лицо имеет свое собственное мировоззрение [5, 1-3].
Правовая культура личности представляет собой индивидуальное понимание права и реализации правового общения в соответствии с этими представлениями.
Правовая культура личности состоит из следующих элементов:
а) знание и понимание права;
б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению;
в) навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод. [8]
Правовое обучение – это накопление, усвоение и передача юридических знаний. Представляет собой уроки обществознания, то есть данная форма строится на изучении законодательства, Конституции Российской Федерации и сводов законов. [6]
Юридическая практика заключает в себе целенаправленную деятельность на толкования, а также издание и использование предписаний закона в единстве с накопленным социально – правовым опытом.
Правовое самовоспитание или самообразование – это систематическая индивидуальная самостоятельная деятельность, направленная на поиск, усвоение, накопление юридической информации с целью развития в социально – правовой сфере. Детей призывают обращать внимание на правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов [4].
Проблема правового воспитания несовершеннолетних актуальной на протяжении всего времени в нашей стране. Высокий уровень правовой культуры подрастающего поколения возможен только при осуществлении грамотного и систематического процесса правового воспитания. Подводя итоги, можно сделать вывод, что особенности правового воспитания это образование субъектом правового воспитания у несовершеннолетних объема правовых знаний, положительного отношения к нормам права и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения. Результатом правового воспитания является правовая воспитанность, которая характеризуется тремя компонентами: знания, мотивация, деятельность.
Список литературы
Иоффе, А.Н. Активная методика – залог успеха. / гражданское образование. Материал международного проекта. Санкт - Петербург. 2017 – 144 с.
Кваша, А.А. Правовые установки граждан: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01/ Кваша А.А. – Волгоград, 2017. – С. 18 –19.
Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
Медведева Е. Е., Шапошникова Ю. С. Правовое воспитание несовершеннолетних как основа безопасности детства// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка», 2016.
Тенгизова Ж. А. Проблемы правового воспитания несовершеннолетних // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 3-2. – С. 1-3.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Москва – во образования и науки Рос. Федерации.– 3 –е изд., перераб. – Москва.: Просвещение, 2018. – 47 с.
List of literatures
1 Ioffe, A. N. active methodology-the key to success. / civil education. Material of an international project. Saint Petersburg. 2017 - 144 P.
2 Kvasha, A. A. legal attitudes of citizens: Dis. Kand. yurid. Nauk: 12.00.01 / Kvasha A. A.-Volgograd, 2017. - pp. 18-19.
3 Constitution of the Russian Federation (as amended on October 4, 2022) Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993
4 Medvedeva E. E., Shaposhnikova Yu. s.legal education of minors as a basis for the safety of childhood// scientific Electronic Library "Cyberleninka", 2016.
5 Tengizova zh. a. problemy pravovogo vospitaniya nezovershennoletnykh [problems of legal education of non – senior students]. actual problems of humanitarian and Natural Sciences, 2015, no. 3-2, pp. 1-3.
6 Federal Law No. 304-FZ of July 31, 2020 "on amendments to the federal law" on education in the Russian Federation" on education of students " URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075
7 Federal state educational standard for general education / Moscow-Vo obrazovaniya I nauki Rus. Federatsii.- 3rd ed., redrab. - Moscow. Prosveshchenie publ., 2018, 47 p. (in Russian).