Я работаю в Среднекарачанской основной общеобразовательной школе, куда пришёл сразу после окончания института. Наша школа небольшая, наполняемость классов от 4 до 13 учеников. Это, естественно, находит отражение в построении учебно – воспитательного процесса. Мне, как молодому специалисту, было интересно и поучительно познакомиться с опытом работы в малочисленной школе. Найденные мною материалы оказали мне большую помощь. В своём выступлении я хочу рассказать об особенностях процесса обучения в сельской малочисленной школе.
Сельская школа выделяется из всех типов школ нестандартностью педагогических условий, своими проблемами, способами их решений. Процессы, происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к снижению численности детей школьного возраста на селе. Во многих селах школа стала малочисленной. А ведь школа на селе – это центр возрождения национальной культуры, сохранения народных традиций и знаний.
В сельской малочисленной школе складывается совершенно особая психолого-педагогическая ситуация. Ведь очевидно, что организовывать обучение сельского ребенка без учета социального окружения, его потребностей и возможностей, интересов родителей и социума не возможно. Какой должна быть организация учебных занятий, форм и видов деятельности учащихся, чтобы достичь главной цели учебного процесса в условиях сельской малочисленной школы: формирование личности ученика, общекультурное развитие, воспитание интереса к учению, навыков общения, способности адаптироваться при необходимости к условиям "большого" коллектива?
Особенности учебного процесса в классах малой наполняемости.
Специфика деятельности СМШ определяется следующими факторами:
организационно-педагогическими:
организация учебного процесса в малых группах;
неоднородность учебных групп по составу, уровню познавательных интересов;
использование на более высоком уровне индивидуального обучения; (+)
более слабое выражение процессов группового взаимодействия (подражание, внушение) и, как следствие, бóльшая дисциплинированность учащихся;
потеря учащимися инициативы и стремления к творчеству;
социообразовательными и социокультурными:
опора на специфику сельскохозяйственного окружения;
опора на народные традиции;
отдаленность культурных центров; (-)
психологическими:
специфика общения людей в сельской местности;
практическая ориентация учащихся и родителей;
создание условий для доверительного стиля отношений учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, и для самовыражения; (+)
признание ученика личностью, понимание его интересов и перспектив развития;
возрастание эмоциональной перегрузки учащихся независимо от сложности и объема изучаемого материала. (-)
Классы малой наполняемости коренным образом отличаются от обычных классов. Отсутствие двух-трех учеников на уроке в городской школе существенным образом не влияет на запланированный учителем тип урока, его структуру, сочетание видов учебной деятельности учащихся. В сельской школе ситуация резко изменяется: учителю приходится существенно изменять организацию, структуру урока. Вместо запланированного урока приходится проводить совсем другой урок – тренировочный или повторения пройденного. Это делается тогда, когда присутствующие на уроке учащиеся имеют какие-либо пробелы в знаниях по изученному материалу или есть возможность углубленно рассмотреть отдельные вопросы программы с хорошо успевающими детьми.
В условиях сельской малочисленной школы диапазон разнообразий индивидуально-психологических особенностей учащихся любого класса, во-первых, становится значительно меньше, что упрощает работу учителя, связанную с учетом в обучении индивидуальных особенностей каждого школьника, во-вторых, становится менее плотным по насыщенности различными показателями, что вынуждает учителя ориентировать учебный процесс непосредственно на каждого учащегося класса.
Узкий круг общения в малочисленных классах требует обогащения урока за счет использования разнообразных форм и методов обучения. Основными методами, направленными на развитие ученика, являются методы проблемного обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение и учебного диалога. Использование этих методов способствует включению учащихся в активную познавательную деятельность.
В классах с малой наполняемостью немыслимо работать без дифференциации. Например, если в классе из двух учеников один проявляет интерес к физике и имеет хорошие и отличные оценки, а другой - с трудом "тянет" на тройки, то, совершенно очевидно, что преподавать в таком классе с расчетом на среднестатистического ученика нерезультативно.
В связи с дифференциацией обучения самостоятельная работа учащихся в малокомплектной школе приобретает совершенно новую функцию - регулятора эмоциональной нагрузки учащихся. Известно, что в малом классе каждый ученик находится под постоянным воздействием учителя: в ожидании опроса или в положении отвечающего, что, если не принять специальных мер, ведет к его эмоциональной перегрузке; налицо негативное проявление малой наполняемости. Но это можно нейтрализовать посредством организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Здесь-то и может осуществляться уровневая дифференциация. Индивидуальные дифференцированные задания - это мощное средство вовлечения в учебную работу всех учащихся. При организации уровневой дифференциации решаю три основные задачи: сформировать рабочие группы, отобрать учебный материал для них, практически реализовать разноуровневое обучение.
Индивидуальная работа на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности, развитием способностей и познавательных возможностей каждого учащегося, она является наиболее эффективной формой для углубления знаний, восполнения имеющихся пробелов в изучении материала, снятием трудностей в учении. Успех индивидуальной работы как раз и определяется подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся трудностей. Индивидуальный подход проявляется во внимательном и заботливом отношении учителя к каждому ребенку, в формировании положительного отношения к учебе, в поощрении успехов ребенка.
Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Как уже отмечалось, это связано с частым обращением учителя к ученику. Все ученики постоянно находятся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. Они пребывают весь урок в состоянии готовности к ответу, так как ожидают вызова учителя в любую минуту. Такой усиленный контроль со стороны учителя за деятельностью учащихся приводит к увеличению эмоциональной нагрузки на психику ребенка.(Пример, 9класс, 1 год работы) Поэтому в ходе урока необходимо предусмотреть краткий отдых (физкультминутка между разными видами деятельности), включение занимательного материала (загадок, отрывков из литературных произведений, связанных с изучаемым материалом, интересных фактов из жизни ученых и различных областей науки).
Современный урок требует научно обоснованного выбора методических приемов, которые тесно связаны с построением урока и организацией деятельности учащихся. Конструируя урок, я стараюсь учитывать не только особенности содержания, но и закономерности его усвоения и процесса обучения, продумываю, как обучать учащихся приемам познавательной деятельности. Основные принципы формирования познавательного интереса, которые использую в своей работе, следующие: · консультирование с учетом отношения школьника к учебному предмету; · консультации отдельных учащихся по трудным разделам; ·включение занимательных фактов с учетом любознательности детей; ·насыщение урока материалом, требующим мыслительной активности; · объяснение с опорой на самостоятельный поиск учащихся; ·побуждение к высказыванию самостоятельных мнений. Большую роль в своей работе я отвожу организации учебно-познавательной деятельности учащихся на материале, связанном с окружающей жизнью, т.е. практическому обучению, т.к. одна из целей обучения физике как раз и заключается в ознакомлении с применением основных достижений физики в народном хозяйстве и в быту. Одним из направлений в организации практического обучения являются экспериментальные домашние задания. Домашние экспериментальные задания ориентированы главным образом на выявление и осмысление физических явлений и законов, проявляющихся в окружающей среде и лежащих в основе действия технических игрушек, бытовой техники, домашних приборов, инструментов и приспособлений.
Примеры таких заданий:
Определить ускорение велосипеда, скатывающегося с горы.
Определить выигрыш в силе при пользовании ножницами.
Изменится ли температура воды и как, если в ней растворить поваренную соль? Объясните явление.
Определите и запишите пределы измерения и цену деления мерных кружек, медицинского шприца, детских бутылочек для молока. Определите объем той посуды, которой вы пользуетесь.
Одной из важнейших проблем в условиях СМШ является оценивание результатов учебной деятельности учащихся. С одной стороны, каждое действие ребенка должно быть оценено, так как каждый человек заинтересован в оценке своего труда. Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, сделал, решил, тем интереснее ему учиться. С другой стороны, малое количество учащихся в классе приводит к их психическому перенапряжению.
Для оперативного контроля знаний я использую различные виды опроса: взаимопроверка, "щадящий" фронтальный опрос, физический диктат, устный фронтальный опрос и другие. С помощью физических диктантов проверяю знание законов, определения понятий, усвоение и правильное написание физических терминов, символических обозначений, графиков и формул, единиц измерения физических величин. Для текущей проверки знаний, для проверки сформированности умений обобщать, сравнивать, делать выводы, объяснять физические явления и факты на основе изученных теорий и законов я использую разноуровневые задания. Для проверки усвоения изученного материала ученики выполняют тестовое задание. Тест позволяет получить весьма информативный результат проверки благодаря тому, что множество вопросов и задач позволяет проверить знание понятий, законов, формул, изученных в теме, умение применять их в различных ситуациях.
Кроме того, задания в тесте могут требовать от ученика применения разных мыслительных операций и разного уровня сложности, т.е. проявить определенные познавательные или конструкторские творческие способности. После выполнения тестового задания обязательно следует его проверка и обсуждение вопросов, в которых допущены ошибки, т.к. уходя с урока, ученик не должен оставлять "белых" пятен в изучении темы и должен знать, на каком уровне знаний он сегодня находится.
Одной из важных форм итоговой проверки знаний в 8 и 9 классах являются зачеты. Их я провожу после изучения больших тем. В ходе зачета происходит комплексная проверка знаний и умений: проверяются теоретические знания, умение решать задачи и выполнять практические работы.
Учитель сельской малочисленной школы удален от научных, методических и культурных центров, не так часто он может ознакомиться с новинками методической литературы, а по проблемам малочисленных школ можно найти не так уж и много книг. Задачи, стоящие перед сельской школой требуют решения, и учитель ищет пути адаптации образовательных программ для сельских школьников, продумывает организацию дифференцированного и индивидуального подхода, работает над развитием ученика с учетом социокультурной среды.
Сельская малочисленная школа традиционно испытывает самые большие трудности – и кадровые, и финансовые, и материально-технические, и в обеспечении научно-методической литературой. Несмотря на это она продолжает жить и развиваться.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Среднекарачанская основная общеобразовательная школа
«Особенности преподавания физики в сельской малочисленной школе»
(Киселёвские чтения)
Учитель физики: Афанасьев А. С.
2013 г.