СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности применения икт на уроках изобразительного искусства.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня должен уметь использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технологических средств.

Просмотр содержимого документа
«Особенности применения икт на уроках изобразительного искусства.»

Особенности применения икт на уроках изобразительного искусства.

В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и телекоммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий, распространение электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня должен уметь использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Включение информационных мультимедиа технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. На этом пути есть и трудности, есть и ошибки, не избежать их и в будущем.

Основные недостатки информационных технологий:

-привыкание к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;

-исследовательская деятельность учащихся затруднена (множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт);

-оказывает негативное воздействие на личность ученика: формируется психологическая зависимость от виртуального мира, стимулируется акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшается устная и письменную речь.

Но есть и положительные стороны – это интерес учеников, их готовность к

творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Это чувство постоянной новизны способствует интересы к ученью.

Положительные моменты применения преподавателем современных информационных технологий:

использование компьютера дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;

все участники образовательного процесса имеют возможность, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью;

при использовании компьютерных технологий меняется стиль общения: учитель, скорее собеседник и консультант, чем носитель информации; учащиеся собеседники, консультанты (происходит развитие коммуникативных навыков);

возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.

В конечном счёте, мультимедиа в образовании эффективны настолько, насколько при их использовании решается конкретная учебная задача - научить чему - то, выработать навык работы с чем – то.

Применение информационных и телекоммуникационных технологий позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, разнообразит формы межличностного общения всех участников образовательного процесса.

Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы - в процессе личностного художественного творчества.

Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием художественно -изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами великих мастеров, а также создание и восприятие художественных образов.

Вспомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро...».

Основная цель учителя ИЗО - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.

ИКТ на уроках применяется как:

-компьютерную поддержку деятельности учителя на разных этапах урока и при подготовке к уроку;

-использование медиа - ресурсов как союзника воспитательной работы;

-организацию проектной и творческо - поисковой деятельности учащихся;

-организацию личностно - ориентированного обучения средствами ИКТ;

-контроль знаний (тестирование).

На уроках ИЗО учитель использует:

-интерактивную доску;

-кинофрагменты учебных фильмов;

-аудио-фрагменты;

-мультимедийные и видео учебные пособия;

-выход через Интернет на нужные сайты.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Большую роль в даной работе дает интерактивная доска. Ее применение на уроке даёт ряд преимуществ: можно выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, создавать и перемещать объекты, запускать видео, выделять важные моменты цветными пометками, разгадывать кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране.

Благодаря наглядности и интерактивности, класс активно работает, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, работают даже самые слабые учащиеся.

Хочется отметить, что учащиеся, да и сам учитель уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, повышению качества обучения, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

-обогащает учащихся знаниями в их образно - понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

-психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

-возбуждает живой интерес к предмету познания;

-расширяет общий кругозор детей;

-возрастает уровень использования наглядности на уроке;

-повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.



ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

В настоящее время есть различные диски по искусству, содержащие огромное количество информации, что использование их в полном объеме бывает не эффективно. Поэтому, разрабатывая план - конспект урока, я учитываю, что использование видеосюжетов с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Я считаю, что лучше всего создавать свои фильмы и презентации, по своему сценарию, согласно структуре своего урока.

Использование мультимедийных презентаций на уроке позволяют мне знакомить учащихся с мировой художественной культурой, с произведениями русских и зарубежных художников, “посещать” величайшие музеи мира.

Презентация играет огромную роль в подаче информации, т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации.

При демонстрации презентации мы получаем возможность активного общения, возможность отвечать на вопросы, задавать их и делать необходимые пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства.

Презентация помогает заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий на уроках - лекциях, беседах, путешествиях.

ВИДЕОФРАГМЕНТЫ

На уроках часто использую видео, аудиофрагменты. Перед просмотром видеофильма ставятся перед учениками определенные задания, задаются вопросы, которые учащиеся должны обдумать, просматривая отрывок.

Видеоинформацию можно использовать по-разному, в зависимости от этапов и форм обучения:

В начале урока:

- для создания проблемной ситуации;

- для создания эмоционального настроения урока (фильмы, которые демонстрируют определенную эпоху, страну);

- для актуализации знаний предыдущего урока.

При изучении нового материала:

- для самостоятельного освоения нового материала;

- в ходе урока, посвященного творчеству художника с параллельным показом фрагментов видеофильма;

- для решения творческих задач.

Так же применяются на уроках различные дидактические формы, при оценке знаний по изоискусству с применением ИКТ:

Кроссворд. Можно использовать в начале занятия (учащиеся сами определяют тему урока) и в конце (закрепление изученного материала).

Проверочные тесты. Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения. На уроке применяю задание - выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание - сопоставление (установить связь в двух списках); задание - ранжирование (правильная последовательность)и т.д.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания.