Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Внеаудиторная самостоятельная работа
МДК 05.01. Теоретические и методические основы использования цифровых образовательных ресурсов
Особенности применения компьютерных коммуникаций в образовании
Выполнила
студентка 3 курса группы «А»
________А.А. Руднева
Преподаватель
________ А. П. Коржова
Астрахань, 2021
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
Обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.
Программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.
Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом, – контролирующие программные средства.
Информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации.
Имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.
Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования.
Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).
Досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.
При организации любой технологии обучения важнейшей задачей для учебного заведения является обеспечение обучаемых качественным набором учебно-методических ресурсов. В рамках комплексной программы информатизации во многих вузах ведется работа по разработке Интернет-Порталов информационно-образовательных ресурсов учебного заведения. Основной задачей таких порталов является повышение качества информационного сопровождения учебного процесса. Немаловажную роль в этом процессе играет в первую очередь методическое обеспечение учебного процесса, в том числе, и с использованием электронных методических материалов. Для решения этих проблем важным является решение задачи создания единой базы данных электронных учебно-методических ресурсов. Попутно организация подобных порталов позволяет решать задачу, касающуюся внедрения дистанционных образовательных технологий в традиционный учебный процесс.
Использование информационных сред в процессе обучения становится все более распространенным, модным явлением, все шире популяризируются предметные информационные среды. Проектирование, создание и развитие предметной информационной среды позволяет:
- реализовать технологию индивидуально-ориентированного обучения по отдельному предмету за счет представления полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, представления теоретического материала, материалов для самоаттестации, научных проектных заданий;
- реализовать дифференциацию процесса обучения за счет возможности выбора заданий разного уровня, возможности организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим и возврату к запущенному материалу отстающим;
- реализовать индивидуальную траекторию продвижения по предметной области за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от индивидуального развития типов мышления (для мультимедийных сред);
- реализовать использование форм самостоятельного обучения.
В настоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации, которые обусловлены как спецификой учебных предметов, так и возможностями современных компьютерных технологий. Современные ЭСО могут быть представлены в виде:
– виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;
– компьютерных тренажеров;
– тестирующих и контролирующих программ;
– игровых обучающих программ;
– программно-методических комплексов;
– электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок;
– предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);
– наборов мультимедийных ресурсов;
– справочников и энциклопедий;
– информационно-поисковых систем, учебных баз данных;
– интеллектуальных обучающих систем.
Реализация применения информационных технологий хотя бы в таком минимальном объеме, позволит решить ряд образовательных проблем: создать открытую учебную архитектуру; осуществлять информационную поддержку развивающего обучения на основе интегрированных информационных ресурсов; активизировать использование информационных и коммуникационных технологий в образовании; сочетать возможность традиционного и современного способов обучения; формировать информационную культуру различных категорий пользователей; интегрировать образовательные продукты и услуги в единое информационное пространство.
В целом, овладение профессиональной культурой предполагает большую долю самообразования, самовоспитания, инициативы. В соответствии с этим от вузовской системы образования необходимо потребовать, чтобы она обеспечивала формирование у студента потребностей и умений самостоятельного приобретения знаний, навыков их пополнения и применения с использованием передовых образовательных, информационных и компьютерных технологий.