Просмотр содержимого документа
«Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС. Технология продуктивного чтения»
МБОУ «Криволесская ОШ»
Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС.
Технология продуктивного чтения
Круткина Лариса Ивановна, учитель начальных классов
Криволес
2024
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (Н.Н. Светловская)
Технология продуктивного чтения
- это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Технология продуктивного чтения
Цель: формирование читательской компетенции школьника
Задачи:
- формировать технику чтения и приёмы понимания и анализа текста
- развивать интерес к чтению
- открывать мир человеческих отношений
- развивать устную и письменную речь, творческие способности
- приобщать к литературе как искусству слова
Три вида информации:
Фактуальная ( то , о чём в тексте говорится в явном виде)
Подтекстовая (то, о чём в тексте говорится в неявном виде, между строк)
Концептуальная ( информация, которая содержит основной смысл текста)
Этапы работы с текстом
I. Работа с текстом до чтения
Цель этапа : прогнозирование содержания текста
Задача учителя: вызвать у детей желание прочитать текст, создать мотивацию.
Приёмы: антиципация -
прогнозирование содержания произведения
по заглавию, фамилии автора, иллюстрации
А. Введенский «Лошадка»
Приём антиципации
- Что можно предположить по названию?
- Что можно уточнить по картинке?
- Предположите, что произошло с лошадкой?
- Какие чувства вызывает лошадка?
Этапы работы с текстом
II. Работа с текстом во время чтения
Цель этапа : понимание текста, создание его читательской оценки
Задача учителя : обеспечить полноценное восприятие текста
Приёмы: «диалог» с автором ( ищем скрытые вопросы), комментированное чтение, прерывание чтения (рефрен)
Приём
Приём «рефрен»
«диалог» с автором
Старушка рассердилась
Бежит, бежит лошадка
рассердилась
По улице по гладкой.
Вдруг перед нею столбик,
Вот это так лошадка
На столбике плакат:
Вот это так лошадка
О чём хочется узнать?
Лошадка увидала,
Подумала и встала
И дальше не бежит
Почему?
Предположите, ослушается она указаний на плакате?
Этапы работы с текстом
III. Работа с текстом после чтения или этап творческих заданий
Цель этапа : корректирование читательской интерпретации авторским смыслом
Задача учителя : обеспечить углублённое восприятие и понимание текста
Приёмы: кубик Блума, аналитик, невнимательный художник
- Предложи своё решение проблемы: как лошадке попасть на другую сторону улицы?
- Придумай , что могло бы произойти, если бы лошадка не умела читать.
- Поделись своим впечатлением о лошадке с одноклассником (родителями, учителем).
- Назови, какие подарки получила лошадка.
- Почему старушки похвалили лошадку?
- Объясни , почему был запрещён проход по улице.
Технология продуктивного чтения формирует следующие УУД:
- Коммуникативные: речевые высказывания, слушание и понимание собеседника, работа в группах
- Познавательные: работа с информацией из текстов, иллюстраций, схем; умение анализировать, делать выводы
- Регулятивные: прогнозирование работы, оценивание и сопоставление
- Личностные: эмоциональное выражение, отношение к героям, к поступкам
Спасибо за внимание!!!