СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности профессионально – педагогической культуры учителя музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье профессионально-педагогическая культура учителя музыки представлена как многогранное понятие, специфику которого определяет синтез педагогической и музыкальной составляющих профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Просмотр содержимого документа
«Особенности профессионально – педагогической культуры учителя музыки»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ



Аннотация. В статье профессионально-педагогическая культура учителя музыки представлена как многогранное понятие, специфику которого определяет синтез педагогической и музыкальной составляющих профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Ключевые слова: педагогическая культура; профессиональная культура; профессионально-педагогическая культура учителя музыки.


Современные условия социума характеризуются стремительным освоением мирового информационного пространства и утверждением рыночной экономики. Последствия этого процесса не однозначны: наряду с позитивными моментами нельзя не отметить происходящую в обществе девальвацию нравственных и духовных ценностей, ослабление механизмов культурной преемственности. Противостоять этим негативным явлениям может и должно образование, выступающее одним из факторов формирования общественного мировоззрения. Ключевая роль в этом процессе принадлежит учителю, личность и профессионализм которого во многом определяют духовное состояние и дальнейшее развитие общества.

В настоящее время в теории и практике профессионального педагогического образования многие авторы обращаются к культурологическому подходу, при котором профессиональная деятельность человека рассматривается в контексте общефилософского понимания культуры, а важной составляющей образовательного процесса выступает овладение учителем профессионально-педагогической культурой. В литературе понятие «профессиональная культура» определяется как: уровень и качество профессиональной подготовки специалиста; отражение требований общества к культурному уровню людей, занятых той или иной профессиональной деятельностью, заключающееся в возвышении профессиональной деятельности каждого человека до всеобщих норм выполнения того или иного вида труда; важнейший показатель социальной зрелости человека и др. Профессиональная культура учителя музыки трактуется как часть его общей культуры (Н. А. Яксина). Имеются работы, посвященные изучению профессиональной, музыкально-коммуникативной культуры и культуры самообразования педагога-музыканта (О.В.Грибкова, М.П.Миронова, Е.А.Дыганова).

Полагая, что профессиональная культура учителя музыки не может быть полностью выражена только в терминах педагогики или музыкального искусства, предлагаю рассмотреть ее в социальном плане как систему, органически соединяющую свойства педагогической и музыкальной культур (таблица 1).


Таблица 1. Полиструктурная организация музыкально – педагогической структуры.


Система педагогической культуры

(на основе определения

В. Л. Бенина)

Система музыкальной культуры (на основе определения А. Н. Сохора)

Система музыкально-педагогической культуры

субъект культуры

Люди, выполняющие педагогическую деятельность

Все субъекты музыкальной деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех

Учитель музыки как действующий субъект и непосредственный носитель профессиональной культуры, обладающий качествами, обеспечивающими ему определенный уровень выполнения интегративной и многовекторной музыкально- педагогической деятельности

Содержание деятельности субъекта

Передача накопленного социального опыта

Все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей

Создание, воспроизведение, распространение, использование музыкальных ценностей в педагогической и культурно- просветительской практике с целью передачи посредством музыки духовного социального опыта

Результаты деятельности субъекта

Знания, умения, навыки

Музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе

Приобретение учащимися разностороннего музыкального опыта и приобщение к духовным ценностям, воплощенным в музыкальных произведениях

Социальные условия

Специфические институты передачи накопленного социального опыта от одного поколения к другому

Все учреждения и культурные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность

Специфические социальные институты, регулирующие профессиональную деятельность учителя музыки, и совокупность материальных ресурсов, обеспечивающих ее выполнение

Из содержания таблицы 1 видно, что профессиональная деятельность учителя музыки является сферой приложения одновременно педагогических и музыкальных способностей личности. Поскольку педагог-музыкант не может обойтись без создания, воспроизведения и использования музыкальных ценностей, то ему необходимо для этого иметь соответствующие развитые способности. При этом он должен опираться на определенные культурные нормы и образцы, т. е. обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками. В деятельности учителя музыки происходит претворение в педагогическую реальность определенных духовно-нравственных отношений, раскрывающихся в диалоговых взаимодействиях в системах «композитор—исполнитель», «исполнитель—слушатель», «композитор—слушатель». В освоении этих отношений происходит развитие личности ученика и самого учителя.

Сложность и своеобразие профессиональной культуры учителя музыки определяют особенности ее функционирования в образовательном процессе одновременно на трех уровнях: общекультурном, где она выступает механизмом, обусловливающим культуротворческую деятельность учителя и его учеников; общепедагогическом, детерминированном требованиями профессии; художественном, отражающем специфику профессиональной деятельности учителя-музыканта.


Таблица 2. Многофункциональность профессиональной культуры учителя музыки


Функции

Реализация функций

Ценностно- ориентационная

обеспечивает ориентацию учителя в мире музыкальных ценностей и определяет направление его деятельности на их использование в педагогической практике с целью достижения высшей ценности — духовного развития личности

Нормативная

устанавливает связь между требованиями современных образовательных стандартов как формы общественного соглашения и деятельностью учителя музыки, что позволяет определить степень регламентированности и свободы педагогического творчества

Информационная

обеспечивает создание, закрепление и передачу педагогически ориентированной духовной информации музыкально- художественного свойства

Адаптивная

соединяет собственное приспособление педагога-музыканта к условиям профессиональной среды в ситуации динамично развивающегося социума и изменение этих условий в соответствии со своими потребностями в целях достижения запланированных результатов деятельности

Акмеологическая

обусловливает согласование системы профессионально-личностных качеств учителя музыки с целями его саморазвития в профессиональной деятельности, неотъемлемой частью которой выступает музыкальное исполнительство

Творческая

определяет возможность преобразований существующей реальности средствами музыкального искусства

Профессионально-педагогическая культура учителя музыки является многогранным понятием, специфику которого определяет синтез педагогической и музыкальной составляющих профессиональной деятельности педагога-музыканта. Учителю музыки важно быть теоретиком, музыкальным историком, исполнителем, владеющим инструментом и голосом, чтобы всегда направлять внимание своих учеников в нужную сторону. Необходимость развития профессиональной культуры учителя музыки обусловлена общей потребностью образования в интеллектуально развитых, творчески мыслящих педагогах, способных оказывать прогрессивное влияние на духовное обновление общества, на развитие человеческого потенциала, на поддержание культурных традиций, на формирование высоких нравственно -эстетических идеалов молодежи.


ЛИТЕРАТУРа


1. БЕНИН, В. Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: (13. 00. 01) / В. Л. Бенин ; Урал. гос. проф. - пед. ун-т. — Екатеринбург, 1996.

2. ИСАЕВ, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие / И. Ф. Исаев. — М. : Академия, 2002.

3. СОХОР, А. Н. Вопросы социологии и эстетики в музыке / А. Н. Сохор. — Л. : Советский композитор, 1980. — Т. 1.

4. ТЕЛЬЧАРОВА, Р. А. Уроки музыкальной культуры: учеб. пособие / Р. А. Тельчарова. — М. : Просвещение, 1991.

5. Хайбуллина Р.Ф. Профессиональная культура учителя музыки в контексте актуальных проблем высшего образования//Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. 2015. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/professionalnaya-kultura-uchitelya-muzyki-v-kontekste-aktualnyh-problem-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 31.03.2018).