СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности произношения гласных и согласных в хоровом пении

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над гласными и согласными в хоровом пении

Просмотр содержимого документа
«Особенности произношения гласных и согласных в хоровом пении»

Тема: Особенности произношения гласных и согласных в хоровом пении















































Содержание

Введение

1. Определение артикуляции и ее значение в хоровом пении

2. Работа над гласными

3. Работа над согласными

4. Упражнения на интонирование согласных

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что артикуляция в пении является одним из важных компонентов в работе над выработкой дикционных, выразительных качеств вокалиста. Да и не только вокалистов, или тех, кто связан с музыкальной деятельностью касается этот вопрос, он важен для каждого человека, который состоит в обществе. Для того чтоб личность серьезно воспринимали, не достаточно знать как красиво и правильно нужно говорить, для этого еще нужно и продемонстрировать эти знания и наработанные умения. Все рождаются маленькими, учатся разговаривать, и поэтому, если кто-либо подловил себя на какой-то проблеме связанной с артикуляцией в речи, не стоит ставить на себе точку, ведь всему можно научиться.

Красивое пение - это не только правильное выговаривание гласных и согласных, отдельных слогов, их вокальность, умение жестко или мягко произносить их, переносить по особому, не грамматическому, а вокальному принципу. Артикуляция вокалиста, хорового певца, хора в целом - это высокая культура обращения со словом, с поэтическим текстом, уважение к нему, выстраивание такой концепции вокального искусства, когда слово и мелодия равнозначны, различимы, звучат слитно.

Цель данной работы состоит в исследовании особенностей произношении гласных и согласных во время хорового пения. Мысль по подробнее рассмотреть эту тему пришла мне после того, как я лично столкнулась с этой проблемой. Иметь просто красивый голос не достаточно, необходимо еще умение донести суть произведения выраженное в тексте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие артикуляции;

- раскрыть значение позиции звука в хоровом пении;

- определить особенности работы над гласными и согласными;

- привести пример упражнения на интонирование согласных;

- выделить специфику произношения гласных и согласных звуков.

Великий Ф.И. Шаляпин пел так, что не только каждое слово, но и каждый слог были слышны абсолютно в любой точке зала. Сочетание слова, фразы, музыки, образа в замечательном единстве потрясали слушателей.

Суть техники пения состоит в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость.

1. Определение артикуляции, ее значение в хоровом пении

Артикуляция (от латинского «артикуле» - «расчленяю, членораздельно произношу») - способ исполнения голосом или на инструменте последовательности звуков, определяется слитностью или расчлененностью последних. Существует множество различных градаций звуковедения:

- легатиссимо - очень связно;

- легато - связно;

- стаккато - отрывисто;

- нон легато - не связно;

- стаккатиссимо - очень остро, отрывисто;

- маркато - чётко, отчётливо;

- пиццикато - щипком;

- портато - поддерживая каждый звук, но, не связывая их;

- портаменто - быстрое и малозаметное скольжение от одного звука к другому;

- глиссандо - яркое и заметное скольжение от одного звука к другому;

- фермата - знак музыкальной нотации, предписывающий исполнителю увеличить по своему усмотрению её длительность.

Применение тех или иных приемов артикуляции зависит от существа музыкального сочинения, его языка, характера. Выдающиеся исполнители нередко создают оригинальную интерпретацию известного сочинения, отличную от общепризнанной, что во многом определяется применением собственной системы артикуляции.

На духовых инструментах артикуляция осуществляется регулированием дыхания, на клавишных - снятием пальца с клавиши, связным перенесением пальцев с клавиши на клавишу. На смычковых - ведением смычка, в пении - разными приемами использования голоса. В нотной записи артикуляция обозначается графическими знаками - лигами, горизонтальными черточками, точками, вертикальными черточками (в изданиях XVIII в.) или словами «тенуто», «портато», «маркато», «спиккато», «пиццикато» и др. В XVII в. получают особое значение указания в нотах для струнных инструментов. В XVIII в. артикуляция приобретает более современный, свойственный нашему времени вид. Она становится одним из важнейших средств для фразировки: звучание ноты, ее связь со следующим звуком, активное или мягкое зарождение, угасание звука.

Артикуляция звука состоит из 3 этапов:

1. Экскурсия -- подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;

2. Выдержка -- само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;

3. Рекурсия -- окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют свое расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.

В реальных условиях обычно произносятся не отдельные звуки, а речевая цепочка, тогда экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука.

Часто бывает так, что, взяв единообразно дыхание, хор начинает петь, а единства, слитного звучания не получается. Внимательно прислушиваясь к певцам (а в процессе работы с хором опытный хормейстер должен знать достоинства и недостатки каждого из них), можно заметить, что звуковая позиция, положение звука у многих певцов различные. Хоровому коллективу трудно добиваться артикуляционного, образного единства, без которого невозможно совершенство дикции.

Единство звука для всех певцов имеет очень важное значение в хоровом пении. Многие педагоги по постановке голоса и хормейстеры не без основания употребляют термин «позиция» звука. В своей работе они добиваются выработки у певцов хора единой, так называемой «близкой, высокой позиции» звука. Ученые-физиологи, исследуя этот вопрос, пришли к заключению, что «высокая позиция» звука является наиболее правильной. Такая позиция обеспечивает чистоту интонирования, яркость, сочность и полетность звучания голоса. Используя соответствующие записывающие аппараты с помощью вибродатчика, ученые установили, что «звуки, богатые высокими обертонами и, в частности, имеющие хорошо выраженную певческую форманту, квалифицируются термином «высокая позиция», а звуки, объективно той же высоты, но слабо выраженные высокими составляющими - термином «низкая позиция». В процессе нахождения и ощущения такой высокой позиции звучания решающую роль играет участие (вибрация) верхних резонаторов. При звучании верхних резонаторов получается легкий, звенящий, очень богатый высокими обертонами звук. Близкое произношение и образование гласных звуков придает пению хорошую дикцию. И наоборот, вибрационное ощущение только в грудной полости делает звучание глухим, массивным, похожим на гудение. При таком пении гласные буквы почти невозможно различить, настолько они похожи друг на друга, слова не разобрать. Высокая позиция звука связана с интенсивной вибрацией верхних резонаторов всех лицевых тканей, с этой точки зрения высокая позиция - не только чисто акустическое понятие, но в определенной мере и физиологическое, т. к. наряду с другими ощущениями вполне закономерно вызывает ощущение интенсивной вибрации, хорошей озвученности верхних резонаторов певца.

В хормейстерской практике академических хоров существует давно сложившееся мнение, что основной звук хора, основная звуковая позиция должны характеризоваться такими понятиями, как «прикрытый», «собранный» звук, «близкое слово», «звук, опертый на дыхание» с правильным и многообразным использованием всех резонаторов и др.

Вместе с тем следует избегать таких понятий, характеризующих позицию звука, как «белый звук», «звук с особым горловым или носовым призвуком», «форсированный звук», «далекую (глубокую) позицию» образования букв и произношения слов. Позиция звука, манера произношения текста, в конечном счете, характеризуют определенный тон, звучание данного хора, его манеру пения. Важно, чтобы общая позиция, единство звучания в хоре было достигнуто. В одном хоре она может быть более близкой, звонкой, в другом - более собранной, прикрытой, широкой, во всех случаях она должна обеспечивать ровное, красивое, мягкое звучание. Чем выше и совершеннее степень владения определенной вокальной системой, определенной позицией, тем шире возможности использования безграничных красок звучания хора.

2. Работа над гласными

Гласные - тип звуков, при артикуляции которых потоку воздуха не создаётся существенных препятствий, соответственно, нигде над гортанью не создаётся сколько-нибудь существенного воздушного давления.

Артикуляция гласных звуков акустически отражается как периодические колебания по всему спектру, поэтому гласные звуки являются музыкальными звуками. Различия в артикуляции гласных достигаются изменением формы резонатора: это может осуществляться изменением в положении тела или корня языка, а также губ. Кроме того, гласные могут иметь дополнительные артикуляции (например, носовую) и фонации.

В русском языке в соответствии с алфавитом различают шесть основных
(и, ы, э, а, о, у) и четыре йотированных (е, ё, я, ю), т. е. сложных гласных звуков.

Гласный «и» самый звонкий из всех гласных звуков. Он настраивает на головное резонирование, помоrает собрать и приблизить звук, применяется при глухом, затемненном фоне звучания. При произнесении «и» гортань поднимается, поэтому он противопоказан при зажатом, горловом тембре. В связи с тем, что форманта этого гласного близка к высокой певческой форманте, она помогает усилению последней на других гласных, способствует созданию активной атаки. Гласный «и» образуется при значительном сокращении голосовых складок, активизирует их смыкание и потому показан при силе, особeннo, если этот призвук присутствует как остаточное явление мутации.

Гласный «ы» по артнкуляционному укладу неудобен длн пения. Его артикуляция связаиа с напряжением корня языка и потому он может увеличить зажим горла н горловые призвуки. Если учесть, что гласный «ы» в русском языке близок к «и», представляет собой своеобразный вариант этого гласного, то и в пении, приближая звучание «ы» к «и», можно уменьшить неудобство его артикуляции.

Гласный «э» по артикуляционному укладу не всегда удобен. Целесообразно применять его в случаях, когда голос звучит на этом гласном лучше, чем на остальных. У низких мужских голосов гласный «э» бывает, удобен при формировании головных звуков. Он способствует активной атаке.

Гласный «а» занимает среднее положение между звонкими и глухими гласными, легко поддается округлению. При его произнесении ротоглоточный канал принимает наиболее правильную рупорообразную форму, положение гортани близко к певческому. Из-за всех этих качеств «а» часто применяется как основной гласный звук для выработки вокального звучания.

Он помогает лучше других гласных освободить артикуляционный аппарат, выявить природный тембр голоса.

Гласный «о» способствует хорошему поднятию мягкого нёба, наводит на ощущение зевка и положения глотки при округлении звука, помогает снятию горления и зажатия. Рекомендуется при чрезмерно близком, резком и плоском звучании.

Гласный «у» самый глубокий и «темный» гласный, поэтому не применяется при углубленном и глухом общем фоне звучания. При произнесении этого звука больше, чем на всех других гласных поднимается мягкое нёбо, расширяется ротоглоточная трубка. «У» активизирует голосовые складки, значительно стимулирует работу губ, наводит на ощущение прикрытия в верхнем регистре мужских голосов. Этот гласный показан при работе с детскими голосами: активизирует вялое мягкое нёбо, губы и голосовые складки; помогает изжить плоское, чрезмерно близкое звучание. Широко применяется при вокально-хоровой работе, так как хорошо выравнивает звучание отдельных партий и хора в целом.

Йотированные гласные (е, ё, я, ю) – сложные, так как состоят из двух звуков, образованных из «й» краткого и гласных:
«э», «о», «а», «у» – «е» (йэ), «ё» (йо), «я» (йа), «ю» (йу).

При пении йотированных гласных первый звук мгновенно сменяется вторым, тянущимся звуком. Необходимо следить, чтобы после быстрой смены артикуляции с «и краткого» на основной гласный не искажалось звучание последнего.
Применение йотированных гласных способствует созданию более собранного, близкого, яркого и высокого звучания соответствующих простых гласных звуков, а также активизации голосовых складок в момент атаки.



Основной момент в работе над гласными - воспроизведении их в чистом виде, то есть без искажений. Гласные играют доминирующую роль в процессе пения. Они как будто носители «вокальности» в голосе. Поэтому язык, в котором наибольшее количество гласных, удобнее для пения, чем язык, в котором преобладают согласные звуки, потому что это затрудняет процесс пения. Для пения подходит больше итальянский и украинский языки, у них есть приспособление голосовой функции. Это не случайность, что среди этих народов встречаются поставленные от природы голоса. Гласные в процессе пения, как и во время четкого произношения, обязательно требуют четкой работы артикуляционных органов в местах образования той или другой гласной. В гласных, как в фокусе, собираются позитивные и негативные черты постановки голоса.

Смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связано с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую трудность.

Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково.

Отсюда и следует специфическое хоровое применение этих звуков при исправлении «пестроты» звучания хора. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также тембрально хорошо выравнивается звук. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы хора внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как припение гласных «У» и «Ы».

Чистый гласный звук «О» обладает свойствами, что «У, Ы», но в меньшей степени.

Наибольшую пестроту в пение придаёт гласный звук «А» поскольку разными людьми произносится по-разному, в том числе у разных языковых групп, это следует учитывать, исполняя произведение на иностранных языках. Например, у итальянцев - «А» из глубины глотки, у англичан - глубоко, а у славянских народов гласная «А» имеет плоское грудное звучание. Использование этой фонемы в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно.

«И, Э» - стимулируют работу гортани, вызывают более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Их формирование связано с высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звуки и приближают вокальную позицию. Но эти звуки требуют особого внимания в отношении округления звука.

Гласная «И» должна приближённо звучать к «Ю», иначе приобретает неприятный, пронзительный характер. И то бы звучание не было «узким» Свешников считал необходимым соединять её с гласной «А» (И-А).

Гласная «Е» должна быть сформирована как бы от артикулярного уклада «А».

Гласные «Э, Ю, Я, Ё» благодаря скользящему артикулярному укладу, поются легче, чем чистые гласные.

Таким образом, работа в хоре над гласными - качество звучания и заключается в достижение чистого произношения в сочетание с полноценным певческим звучанием.

3. Работа над согласными

Согласные - звуки речи, сочетающиеся в слоге с гласными и в противоположность им не образующие вершины слога. Акустически согласные обладают относительно меньшей, чем гласные, общей энергией и могут не иметь чёткой формантной структуры.

Согласные являются также звуками, при произнесении которых происходит сужение голосового тракта, так что воздушный поток оказывается полностью или частично блокированным и, преодолевая, изменяет своё направление.

Все согласные разрабатываются в движении в себя и из себя также как и гласные. В русском языке согласные делятся на:

- звонкие - м, б, в, д, з, н, л, р, ж, г.

- глухие - п, ф, т, с, ц, ш, к, х.

- сонорные - р, л, м, н, (з).

При пении, в виду того, что основной удар в произношении согласной приходится на какую-то часть артикуляционного аппарата, согласные условно подразделяются на:

- губные - б, п, м, в, ф.

- языковые - д, т, л, н, р.

- нёбные - к, г, х, (й).

- шипящие - с, з, ш, щ, ч, ж, ц.

- поющие - м, л, н, р, й.

Условием ясной дикции в хоре является безупречный ритмический ансамбль. Произношение согласных требует повышенную активность произношения.

Формирование согласных, в отличие от гласных, связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте. Согласные делятся на звонкие, сонорные и глухие, в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Следуя из функции голосового аппарата на 2-е место после гласных, мы ставим сонорные звуки: «М, Л, Н, Р». Они получили такое название, так как могут тянуться, нередко стоят наравне с гласными. Этими звуками добиваются высокой певческой позиции, и разнообразия тембровой краски.

Далее звонкие согласные «Б, Г, В, Ж, З, Д» - образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов. Звонкими согласными, как и сонорными, добиваются высокой певческой позиции и разнообразия тембровой краски. На слоги «Зи» достигают близости, лёгкости, прозрачности звучания.

Глухие «П, К, Ф, С, Т» образуются без участия голоса и состоят из одних шумов. Это не звучащие звуки, а направляющие. Свойственен взрывной характер, но на глухих согласных гортань не функционирует, легко избежать форсированного звучания при вокализации гласных с предшествующими глухими согласными. На начальном этапе это служит выработки чёткости ритмического рисунка и создаёт условия, когда гласные приобретают более объёмное звучание («Ку»). Считается, что согласная «П» хорошо округляет гласную «А».

Шипящие «Х, Ц, Ч, Ш, Щ» - состоят из одних шумов.

Глухую «Ф» хорошо использовать в упражнениях на дыхание без звука.

Основное правило дикции в пении - быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных: активная работа мускулатуры артикуляционного аппарата, щёчных и губных мышц, кончика языка. Для достижения чёткости дикции особое внимание мы обращаем на работу над развитием кончика языка, после чего язык полностью становится гибким, работаем над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости гортани. Для тренировки губ и кончика языка используем разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т. д. Все произноситься твёрдыми губами, при активной работе языка.

Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными. Особенно шипящие и свистящие «С, Ш», потому что хорошо улавливается ухом, их надо укорачивать, иначе при пении будет создавать впечатление шума, свиста.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми, или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д-т; б-п; в-ф), то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.

4. Упражнения на интонирование согласных

Упражнение 1.

Пропевание шипящих на любых звуках, включая динамику.

а) с - тихо,

б) ш - шар, змея,

в) з - зудит муха,

г) ц - цикада,

д) ж - жук жужжит,

е) ррр - тигррр, мотоцикл.

Упражнение 2.

Пропевание согласных в сочетании с гласным звуком с активным дыханием

- би - бэ - ба - бо - бу - би, э, а, о, у.

- ди - дэ - да - до - ду - ди, э, а, о, у.

- ки - кэ - ка - ко - ку - ки, э, а, о, у.

- си - сэ - са - со - су - си, э, а, о, у.

Упражнение 3.

да-до, дэ-до, ду-ди

да-до, дэ-до, ду-ди

ду-ди, да!

да-до, дэ-до, ду-ди

Упражнение 4.

На ощущение диафрагмы в сочетании согласных с гласными звуками:

лри-рли, мли-лми, кти-тки, три-рти,

нми-мни, взи-зви, сни-нси, жди-джи,

спи-пси, цфи-фци, тви-вти, ски-кси,

чги-гчи шти-тши хри-рхи щни-нщи

Упражнение 5.

На окончание согласного звука.

ждиг, дриз, птиж, здир, вмил, лчин, взим, трит, блиб, ксих.

Упражнение 6.

На сочетание нескольких согласных с гласным звуком.

гбди - бгди - дгби - дбги - гдби - бдги

кпти - пкти - птки - ктпи - тпки - ткпи

вздри - звдри - рзвди - врзди - дрвзи - дврзи

ждли - джли - жлди - длжи - лжди - лджи

нмхи - мнхи - нхми - мхни - хмни - хнми

ктви - ткви - вкти - твки - квти - втки

стни - снти - тсни - тнси - нтси – нсти

Заключение

Артикуляция - совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, чёткость их звучания.

Специфика произношения гласных и согласных звуков:

1. Язык, в котором наибольшее количество гласных, удобнее для пения, чем язык, в котором преобладают согласные звуки, потому что это затрудняет процесс пения.

2. Смысловую роль в произношении выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов.

3. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.

4. Формирование согласных, в отличие от гласных, связано в возникновение преграды на пути тока воздуха в речевом такте.

5. Согласные в пение произносятся коротко, по сравнению с гласными.

Цель педагога - выработать на наиболее вокально-звучащей гласной лучшие певческие качества, а потом перенести их на все другие гласные. Активное произношение согласных обеспечивает четкость и ясность образования гласных.

Чтобы пение было легким, выразительным, природным, четким, простым, необходимо во время пения требовать правильного формирования согласных и гласных.

Как выяснилось, искусство, и мастерство говорения является неотъемлемой частью нашей жизни. Без четкого говорения в речи - нас никто не сможет понять и выполнить наше поручение, без четкости в вокальном пении - не воспримут всерьез. Все взаимосвязано. Работа в личной практике может повлиять на дальнейший ход событий в нашей жизни, и потому, научаясь работать над своими недостатками, есть шанс в оказании помощи тем, кто будет с вами работать и просто наблюдать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!