«Особенности проведения футбольных тренировок с детьми 6-8 лет»
Автор: Белевич Николай Александрович, учитель физкультуры, тренер по футболу
Футбол – король спорта! Почти каждый мальчишка мечтает стать футболистом, играть за любимую команду и стать настоящим героем в глазах окружающих. Но стать настоящим футболистом может далеко не каждый желающий. Что же нужно для достижения желаемого?
Наиболее подходящий возраст для начала занятий футболом - 6 лет. Не целесообразно в этом возрасте сразу начинать развивать в детях выносливость и тактику, потому что в таком возрасте это рано. Дети 6 лет должны начать с изучения теории и физических упражнений на скорость и реакцию.
Безусловно, стоит начать с мотивации. Для тренера главное – заинтересовать ребёнка футболом. Психологическая мотивация большинства детей, приходящих в детско-юношеские школы, такова: они пришли для того, чтобы играть в футбол, а не для того, чтобы научиться играть в футбол. Это необходимо учитывать, подбирая средства тренировки для разных тренировочных циклов. Однако только одной игрой невозможно обучить детей футболу. Нужны специальные упражнения с многократным повторений таких приемов как ведение и обводка соперника, передачи мяча партнерам, игра головой и т.п. При таком подходе формируется «двигательный образ» действия, который заключается в согласованной работе мышц, в создании мышечного стереотипа действий. Нужны и упражнения, которые воздействуют на развитие важных для каждого возраста двигательных качеств детей.
Дети 6 лет еще настолько маленькие, что они могут плакать из-за своей ранимости, беззащитности. Тренер должен создать такую атмосферу на тренировке, чтобы дети чувствовали себя комфортно, чтобы им было интересно. Все занятия должны иметь игровой характер. Тренер обязательно при построении тренировочного процесса должен учитывать психологические особенности детей 6-8 лет, к числу которых относятся:
Дети в этом возрасте приобретают и заучивают жесты. У них вырабатывается своя индивидуальная жестикуляция, которую они применяют практически во всех сферах своей жизнедеятельности.
В этом возрасте дети склонны к копированию других людей, поэтому тренер должен понимать, что с первой тренировки он станет основным примером для подражания своих воспитанников.
В этом возрасте любая деятельность, в которой развивается ребенок, должна способствовать развитию психомоторики.
У детей проявляются присущие только им ментальные особенности общения, которые будут отображаться на команде и на тренировочном процессе.
Упражнения, которые обязательно должны быть включены в тренировочный процесс у маленьких детей:
Ведение мяча по прямой 5-10 м. Ребенок может это делать носком любой для себя удобной ноги. Нужно вести мяч по прямой, затем останавливать его подошвой, потом его катнуть назад, сделать разворот и начать вести мяч уже другой ногой. Это упражнение лучше проводить в форме игры: «Кто лучше справиться»? Соревнование может быть индивидуальным и командным.
Жонглирование мячом с помощью ног. Ребенок должен научиться отбивать мяч ногами, чтобы тот не касался земли. Это упражнение ребенок должен повторять и на тренировках, и дома.
Ведение мяча по диагонали 3-4 м. Ребенок начинает вести мяч правой ногой, внутренней стороной стопы касается мяча 3 раза, а затем останавливает мяч левой ногой. После этого ноги меняются.
Ведение мяча по диагонали 3-4 м внешней стороной стопы. Вообще ребенок обязательно на тренировках должен научиться водить мяч не только стопой, но и носком.
Остановка мяча на земле, в воздухе подошвой, головой, грудью.
Мнение, что с 6 лет нужно закладывать основы выносливости, тренировать молодого футболиста в условиях диких нагрузок – ошибочно. В этот период следует как раз больше внимания уделить финтам, умению правильно выбирать позицию на поле, игре в пас, а не физической выносливости. Выносливость приходит с годами, когда организм становится восприимчивым к увеличивающимся нагрузкам. Тем не менее, футболисты должны быть выносливыми, поэтому в тренировочный процесс должны быть включены такие упражнения:
Сгибание и разгибание рук и ног, исходя из разных положений тела.
Упражнения с набивными мячами.
Передвижение на руках (когда за ноги держит другой ребенок или же тренер).
Отжимания от разных поверхностей — от пола, от стенки.
Подтягивания и любые упражнения на пресс.
Бег.
Эстафеты, в которых нужно переносить предметы с одной точки в другую.
Прыжки через скакалку.
Развитие ловкости. Под воспитанием ловкости принято понимать способность овладевать сложнокоординированными движениями, а также быстро и точно решать сложные двигательные задачи и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменяющейся обстановкой.
Однако, учитывая специфику проявления ловкости в футболе, целесообразно подбирать такие упражнения, которые по своему содержанию и характеру приближались бы к специфике игры. Так, для развития ловкости в передвижениях широко используют специализированные упражнения и игры с характерными для футбола сочетаниями: быстрота реакции — стартовое ускорение — дистанционная скорость — одновременное выполнение приемов с мячом и решение тактических задач. При выполнении упражнений широко используют различные методические приемы — изменение условий старта, пространственных границ, способов выполнения упражнений, усложнение их дополнительными движениями, сопротивление противника, введение фактора неожиданности, что стимулирует проявление координации движений.
Для развития ловкости в быстро меняющихся игровых ситуациях рекомендуются упражнения типа преодоления полосы препятствий, выполняемые в быстром темпе одно за другим, например: акробатический прыжок — кувырок через препятствие, после короткого разбега прыжок «в окно», далее, отталкиваясь от пружинного мостика, вспрыгнуть на канат, влезть по нему до определенной отметки и соскочить на точность приземления; упражнение заканчивайся рывком к финишной черте; — старт лежа на спине с набивным мячом в руках — пробежать 4—5 м, перепрыгнуть через барьер, затем перелезть через гимнастическое бревно, выполнить рывок 6—8 м и с ходу вспрыгнуть на гимнастическую стенку, влезть по ней, коснуться рукой стены; упражнение заканчивается спрыгиванием и заключительным рывком к финишной черте.
Подобные упражнения проводят в виде состязаний двух команд, фиксируя время, затраченное командами на преодоление препятствий. Необходимо учитывать, что они требуют не только физических усилий, но и значительных нервных напряжений. Поэтому нецелесообразно в одно занятие включать много таких упражнений, вводить их в тренировочное занятие следует в начале основной части.
Задачи, которые, необходимо решать для того, чтобы процесс начальной подготовки юных футболистов был эффективным:
1. Сохранить и приумножить любовь детей к футболу, с которой они пришли в футбольную школу. Убедить их в том, что занятия футболом могут развить все необходимые для будущей жизни качества и способности человека.
2. Сделать детей патриотами футбола, футбольного клуба или футбольной школы.
3. Сформировать у детей уважительное отношение к руководству и тренерам клуба и школы. Показать им, как много делают руководство и все работники клуба или детской футбольной школы, чтобы дети могли тренироваться и играть в самых хороших условиях.
4. систематически вести воспитательную работу, следить, чтобы юные футболисты учились в общеобразовательных школах.
5. Наладить сотрудничество с родителями и преподавателями физического воспитания школ для активного привлечения детей к занятиям футболом.
6. Научить детей основам техники футбола, особенно технике остановок и передач мяча, ведений и обводки, ударов по воротам, обманным движениям (финтам).
Эти приемы во всех странах называют «языком футбола», и без хорошей остановки мяча и точных и своевременных пасов не может быть хороших футболистов.
7. Работать над укреплением здоровья, развитием общей физической подготовленности, и особенно таких важных для футбола физических качеств, как координация, быстрота реагирования и быстрота передвижений.
8. Обучить детей пониманию того, что футбол-это командная игра, и поэтому они должны научиться подчинять свои индивидуальные интересы и действия на поле интересам и действиям группы игроков и команды в целом. Начать формировать у игроков 8-9 лет основы групповых и командных действий, сохранив при этом любые проявления индивидуальности детей.
9. Обучить детей пониманию того, что успех в футболе невозможен без систематических тренировок. Научить их тренироваться, правильно все упражнения.
Выполнение этих условий позволит, во-первых, эффективно учить детей основам техники футбола, и, во-вторых, добиться хороших результатов в соревнованиях, проводимых в футбольной школе, регионе и стране за счет умений точно и в нужное время применять игровые приемы, а не только физической готовности игроков.