СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности проведения современного урока музыки на содержательно-оценочной основе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена оценочной деятельности учителя музыки в условиях безотметочного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Особенности проведения современного урока музыки на содержательно-оценочной основе»

Особенности проведения современного урока музыки на содержательно-оценочной основе

Одним из требований, которое предъявляет современное общество к системе образования, является формирование личности активной, умеющей дать самостоятельную оценку определённым ситуациям, не прибегая к оценке, данной окружающими. Одной из главных задач школы является воспитание самостоятельных, ответственных, инициативных людей, способных правильно сориентироваться и найти своё место в обществе.

Поэтому, сегодняшней задачей учителя становится не только передача знаний, но и формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу. Этому способствует система безотметочного обучения.

Обучение музыке на содержательно-оценочной основе (безотметочное обучение) осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

При проведении уроков музыки рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении пения, игры на инструменте, импровизации, сочинения и др. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).

Оценочная деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно - познавательную деятельность учащихся. У детей сильна потребность в том, чтобы их труд был оценен учителем. Формулируется словесная оценка успеха такими словами: «молодец», «отлично», «тебя приятно было слушать», «мне нравится твой ответ (исполнение)», «у тебя всё получится». Улыбка, кивок головы, доброжелательная интонация,- всё это стимулирует деятельность учащихся. На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен можно использовать сольное пение учащихся. Все остальные становятся слушателями - экспертами. Перед ними ставится задача - оценить исполнение одноклассника. Для детей это звучит как вопрос: «За что бы вы его (её) похвалили?».

Не надо оценивать правильность выполнения всего задания! Всегда можно выбрать один из нескольких элементарных критериев, например:

- выполнение правил пения;

- чистота интонирования;

- знание текста;

- эмоциональность.

Музыкальный материал, используемый на учебных занятиях по учебному предмету «Музыка», позволяет одновременно решать несколько дидактических задач. Осваивая музыкальное произведение, учащийся может осуществлять музыкальную деятельность в позициях композитора, исполнителя, слушателя. При выдвижении критерия необходимо учитывать позицию, в которой учащийся осуществляет музыкальную деятельность, так как каждой из позиций соответствуют определенные показатели (правильно, точно – для слушания; выразительно, эмоционально – для исполнения; оригинально – для сочинения и др.).

Необходимо помнить, что критерий выдвигается до начала осуществления музыкальной деятельности. Обязательным условием является соответствие критерия реальным возможностям учащихся. Например, до начала пения, необходимо установить, каким должно быть исполнение (выразительным, отражающим настроение, характер музыки; эмоциональным, передающим отношение исполнителя к исполняемому произведению). На основе выдвинутых критериев осуществляется прогностическая оценка, в ходе которой учащиеся отвечают на следующие вопросы: сможем ли мы передать характер, настроение музыки при пении? Сможем ли мы выразить наше отношение к песне? Содержание критерия и прогностической оценки должны совпадать. Следует обратить внимание, что критерий учащимся не озвучивается, они оперируют только показателями, которые им понятны и не требуют пояснений. Исполнительская деятельность (пение) осуществляется после проведения прогностической оценки. Завершив исполнение, учащиеся осуществляют самооценку, отвечая на следующие вопрос: смогли ли мы передать характер, настроение музыки при пении? Смогли ли выразить наше отношение к исполняемой песне? После самооценки учитель комментирует процесс и результат осуществленной исполнительской деятельности.

Важным условием безотметочного обучения музыке является обязательность и своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный, тематический.

Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и даёт возможность установить исходный уровень музыкального развития учащихся. Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль даёт возможность установить результативность усвоения темы четверти или полугодия. Таблицы для поурочного контроля позволяют осуществить содержательный контроль и оценку качественного результата процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.

Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.

Функции самооценки:

  1. Обучающая - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, ещё раз повторяет пройденную тему.

  2. Стимулирующая - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.

  3. Мотивационная - обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.

  4. Воспитывающая и развивающая - связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие - начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

  5. Аналитическая - связана с рефлексией учащегося, самоанализом, выявлением пробелов и трудностей в изученном материале.

В работе учителя музыки используются различные приёмы формирования самооценки: «Волшебные линеечки», «Лестница успеха», «Круг достижений», «Светофор» и др.

Главная задача учителя - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной, - залог успешности ученика.

Таким образом, введение системы безотметочного обучения позволяет не только выстроить взаимоотношения участников образовательного процесса на основе гуманизма, но и способствует совершенствованию и развитию системы образования и общества в целом. В безотметочной системе обучения нет неуспешных учеников, успешны все, но каждый в меру своих сил и возможностей.


иииии

2