Категория детей с нарушениями слуха | Особенности познавательной сферы | Особенности эмоционально-личностной сферы | Особенности речевого развития |
Глухие | Память: -образная память развита лучше, чем словесная; -меньший объем словесной памяти по сравнению с объемом слышащих сверстников; -уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Внимание: -сниженный объем внимания и низкий темп переключения -трудности в распределении внимания: ребенок с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, а ребенок с нарушениями при этом испытывает серьезные затруднения; -меньшая устойчивость и большая утомляемость, так как полученная информация происходит на слухо-зрительной основе. Мышление: -отставание в развитии мыслительных операций; -формирование всех стадий мышления в более поздние сроки; -стереотипия мышления при решении задач различного вида; -увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления -слабое выделение существенных признаков предметов и явлений. | -Трудности в понимании и интерпретации чувств окружающих(их словарь беднее) -Сложности в понимании текущей ситуации и окружающих событий. -Затруднения с пониманием человеческих поступков и их мотивов. -Завышенная самооценка -Возможное проявление агрессивного поведения -«Неагрессивная агрессивность»-использование невербальных средств общения для привлечения собеседника. | -Поздние сроки овладения словесной речью. -Восприятие звучащей речи не слухом, а зрительно-двигательным путем. -Трудности в овладении словарным составом и грамматическим строем словесной речи. -Своеобразное формирование письменной речи. -Ограниченное понимание речи |
Слабослышащие | Память: -образная память развита лучше, чем словесная; -меньший объем словесной памяти по сравнению с объемом слышащих сверстников; -уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Внимание: -сниженный объем внимания и низкий темп переключения -трудности в распределении внимания: ребенок с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, а ребенок с нарушениями при этом испытывает серьезные затруднения; -меньшая устойчивость и большая утомляемость, так как полученная информация происходит на слухо-зрительной основе. Мышление: -непонимание смысла, содержания сюжетного рисунка рассказа в связи с трудностями вычленения главных признаков событий и отделения их от несущественных деталей; -отставание в развитии мыслительных операций; -формирование всех стадий мышления в более поздние сроки; -стереотипия мышления при решении задач различного вида; -увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления -слабое выделение существенных признаков предметов и явлений. | -Бедность эмоций и слабость волевых усилий; -Затруднение усвоения социального опыта-понимание желаний и эмоций сверстников. -Эмоциональная неустойчивость-преобладание негативных эмоций. -Высокий уровень тревожности. -Проблемы с самооценкой и восприятием себя в обществе. | -Ограниченность словарного запаса. -Неправильное употребление слов. -Ошибки в звукопроизношении. -Общая смазанность, бедность интонации. -Ограниченное и неправильное понимание речи окружающих. |