Особенности психического развития и нарушения речи у детей с ЗПР
Подготовила:
Педагог-психолог
МБОУ СОШ №7
Дзержинского района
г. Новосибирска
Рогожникова С.В
Термин «задержка психического развития»
предложен Г.Е. Сухаревой.
Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения
ЗПР конституционного происхождения
ЗПР психогенного происхождения
ЗПР церебрально – органического происхождения
В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:
Факторы риска
- Наследственность
- Патология беременности или родов матери
- Хронические заболевания у родителей
- Неблагоприятная экологическая обстановка
- Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка
- Курение матери во время беременности
- Алкоголизм родителей
- Неполная семья
- Неблагоприятный психологический
микроклимат в семье и в школе
« Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека»
Ян Амос Каменский
В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозовых характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:
«Российский фактор» концепции интегрированного обучения:
- Линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию
- Параллельно с общеобразовательным должен функционировать коррекционный блок
Основные задачи коррекционно-развивающего обучения
Для успешного и своевременного выявления детей с особенностями в развитии требуется комплексная работа таких специалистов, как дефектолог, логопед, психолог.
Для психолого-педагогической диагностики используются методики таких авторов как: Т.А. Фотекова, А.А. Венгер, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. В.И. Лубовский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн и др.
ПСИХОЛОГИЧЕ
СКОЕ СОПРОВОЖДЕ
НИЕ
16
16
Принципы обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью
- Коррекционная направленность обучения;
- Воспитывающее и развивающее обучение;
- Научность и доступность обучения;
- Систематичность;
- Коммуникативная направленность;
- Связь обучения с жизнь;
- Наглядность в обучении;
- Сознательность и активность учащихся;
- Индивидуальный и дифференцированный подход;
- Прочность усвоения знаний умений и навыков.
16
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
1. ОБОГОЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С
ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ
РАЗНООБРАЗНЫМИ ЗНАНИЯМИ
ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
2. РАЗВИТИЕ У НИХ
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ
И ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОГО
ОБОБЩЕНИЯ
3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ
ЗНАНИЯ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ
16
Система работы
16
Характерные особенности детей ЗПР:
- Снижение работоспособности;
- Повышенная истощаемость;
- Неустойчивое внимание;
- Своеобразное поведение;
- Недостаточность произвольной памяти;
- Отставание в развитии мышления;
- Дефекты звукопроизношения;
- Бедный словарный запас слов;
- Низкий навык самоконтроля;
- Незрелость эмоционально-волевой сферы;
- Ограниченный запас общих сведений и представлений;
- Слабая техника чтения;
- Трудности в счёте и решении задач по математике.
16
16
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР
- Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности;
- Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;
- Индивидуальный подход;
- Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями;
- Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
- Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
- Использование многократных указаний, упражнений;
- Проявление большого такта со стороны учителя;
- Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
- Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
16
ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- общая коррекционная направленность процесса обучения,
- увеличение срока обучения,
- малая наполняемость класса,
- щадящий режим,
- соответствующий учебный план,
- увеличение количества часов на трудный раздел программы,
- использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
- создание положительной атмосферы на уроке,
- постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
- создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
- опора на игру,
- целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
16
Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.
16
Спасибо за внимание!
16