СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности психического развития и нарушения речи у детей с ЗПР"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое задержка психического развития. Причины нарушения. Факторы риска.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности психического развития и нарушения речи у детей с ЗПР"»

Особенности психического развития и нарушения речи у детей  с ЗПР Подготовила: Педагог-психолог МБОУ СОШ №7 Дзержинского района г. Новосибирска Рогожникова С.В

Особенности психического развития и нарушения речи у детей с ЗПР

Подготовила:

Педагог-психолог

МБОУ СОШ №7

Дзержинского района

г. Новосибирска

Рогожникова С.В

Термин «задержка психического развития»  предложен Г.Е. Сухаревой.   Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Термин «задержка психического развития»

предложен Г.Е. Сухаревой.

Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения

Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения

ЗПР конституционного происхождения

ЗПР конституционного происхождения

ЗПР психогенного происхождения

ЗПР психогенного происхождения

ЗПР церебрально – органического происхождения

ЗПР церебрально – органического происхождения

В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:  

В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:

 

Факторы риска Наследственность Патология беременности или родов матери Хронические заболевания у родителей Неблагоприятная экологическая обстановка Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка Курение матери во время беременности Алкоголизм родителей Неполная семья Неблагоприятный психологический  микроклимат в семье и в школе

Факторы риска

  • Наследственность
  • Патология беременности или родов матери
  • Хронические заболевания у родителей
  • Неблагоприятная экологическая обстановка
  • Профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка
  • Курение матери во время беременности
  • Алкоголизм родителей
  • Неполная семья
  • Неблагоприятный психологический

микроклимат в семье и в школе

« Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека» Ян Амос Каменский

« Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека»

Ян Амос Каменский

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозовых характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозовых характеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:

«Российский фактор» концепции интегрированного обучения:  Линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию  Параллельно с общеобразовательным должен функционировать коррекционный блок

«Российский фактор» концепции интегрированного обучения:

  • Линия интеграции должна идти через раннюю коррекцию
  • Параллельно с общеобразовательным должен функционировать коррекционный блок

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

Основные задачи коррекционно-развивающего обучения

 Для успешного и своевременного выявления детей с особенностями в развитии требуется комплексная работа таких специалистов, как дефектолог, логопед, психолог.  Для психолого-педагогической диагностики используются методики таких авторов как: Т.А. Фотекова, А.А. Венгер, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. В.И. Лубовский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн и др.

Для успешного и своевременного выявления детей с особенностями в развитии требуется комплексная работа таких специалистов, как дефектолог, логопед, психолог.

Для психолого-педагогической диагностики используются методики таких авторов как: Т.А. Фотекова, А.А. Венгер, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. В.И. Лубовский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн и др.

   ПСИХОЛОГИЧЕ СКОЕ СОПРОВОЖДЕ НИЕ 16

ПСИХОЛОГИЧЕ

СКОЕ СОПРОВОЖДЕ

НИЕ

16

16

16

Принципы обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью Коррекционная направленность обучения; Воспитывающее и развивающее обучение; Научность и доступность обучения; Систематичность; Коммуникативная направленность; Связь обучения с жизнь; Наглядность в обучении; Сознательность и активность учащихся; Индивидуальный и дифференцированный подход; Прочность усвоения знаний умений и навыков.   16

Принципы обучения ребенка с интеллектуальной недостаточностью

  • Коррекционная направленность обучения;
  • Воспитывающее и развивающее обучение;
  • Научность и доступность обучения;
  • Систематичность;
  • Коммуникативная направленность;
  • Связь обучения с жизнь;
  • Наглядность в обучении;
  • Сознательность и активность учащихся;
  • Индивидуальный и дифференцированный подход;
  • Прочность усвоения знаний умений и навыков.

16

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ: 1. ОБОГОЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ  РАЗНООБРАЗНЫМИ ЗНАНИЯМИ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ 2. РАЗВИТИЕ У НИХ  НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОГО ОБОБЩЕНИЯ 3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ 16

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

1. ОБОГОЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С

ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

РАЗНООБРАЗНЫМИ ЗНАНИЯМИ

ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

2. РАЗВИТИЕ У НИХ

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

И ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКОГО

ОБОБЩЕНИЯ

3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ

ЗНАНИЯ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ

16

Система работы 16

Система работы

16

Характерные особенности детей ЗПР:  Снижение работоспособности; Повышенная истощаемость; Неустойчивое внимание; Своеобразное поведение; Недостаточность произвольной памяти; Отставание в развитии мышления; Дефекты звукопроизношения; Бедный словарный запас слов; Низкий навык самоконтроля; Незрелость эмоционально-волевой сферы; Ограниченный запас общих сведений и представлений; Слабая техника чтения; Трудности в счёте и решении задач по математике.  16

Характерные особенности детей ЗПР:

  • Снижение работоспособности;
  • Повышенная истощаемость;
  • Неустойчивое внимание;
  • Своеобразное поведение;
  • Недостаточность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии мышления;
  • Дефекты звукопроизношения;
  • Бедный словарный запас слов;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • Слабая техника чтения;
  • Трудности в счёте и решении задач по математике.

16

16

16

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности; Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР; Индивидуальный подход; Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями; Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий; Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий; Использование многократных указаний, упражнений; Проявление большого такта со стороны учителя; Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы; Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы; Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.  16

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР

  • Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности;
  • Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР;
  • Индивидуальный подход;
  • Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями;
  • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий;
  • Использование многократных указаний, упражнений;
  • Проявление большого такта со стороны учителя;
  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы;
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
  • Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

16

 ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  - общая коррекционная направленность процесса обучения, - увеличение срока обучения, - малая наполняемость класса, - щадящий режим, - соответствующий учебный план, - увеличение количества часов на трудный раздел программы, - использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом, - создание положительной атмосферы на уроке, - постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров, - создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения, - опора на игру, - целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса. 16

ФОРМУЛА УСПЕХА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

- общая коррекционная направленность процесса обучения,

- увеличение срока обучения,

- малая наполняемость класса,

- щадящий режим,

- соответствующий учебный план,

- увеличение количества часов на трудный раздел программы,

- использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,

- создание положительной атмосферы на уроке,

- постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,

- создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,

- опора на игру,

- целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.

16

 Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения. 16

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование). Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

16

Спасибо за внимание! 16

Спасибо за внимание!

16