Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Педагог – психолог МБДОУ «ЦРР –детский сад «Марьино»
Маслова Наталия Николаевна
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям».
Специальные ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных
стандартов общего образования. Такой подход согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.
Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом
реализации конституционных
прав на образование граждан с ОВЗ
Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:
- Нарушениями опорно – двигательного аппарата
- Замедленным и ограниченным восприятием
- Недостатком развития моторики
- Недостатками речевого и сенсорного развития
- Недостатками развития мыслительной деятельности
- Недостаточной познавательной активностью
- Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением.
- Нарушением слуха
- Нарушением зрения
Цель психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
создание комплексной системы психолого- педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей; возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является:
Диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории, организационно – методическая работа.
Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка
Наглядность и доступность
Непрерывность
Вариативность
Создание ситуации успеха
Принцип психологической комфортности
Гуманность и реалистичность
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
Диагностическое направление
Консультативно – просветительское и профилактическое направление
Коррекционно – развивающее направление
Организационно – методическое направление
Диагностическое направление
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
В связи с этим особая роль отводится психолого – медико – педагогической диагностике.
Коррекционно – развивающее направление
Основными направлениями коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются
- Развитие эмоционально – личностной сферы и коррекция её недостатков
- Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
- Формирование и развитие социальных навыков и социализации
Консультативно просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствие с возрастными и индивидуально – типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей и решение коррекционно – воспитательных задач.
Организационно – методическое направление
Данное направление деятельности педагога – психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а так же оформление документации.
Алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение
- Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, выявление образовательного запроса
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
- Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК
- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
- Реализация индивидуальной программы или маршрута
- Проведение промежуточной диагностики и анализ
- Консультирование родителей
Индивидуально - образовательный маршрут
Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Задачи маршрута сопровождения:
- Развитие личности ребёнка (с учётом его индивидуальных, физических и умственных возможностей)
- Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
- Проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
- Подготовка к школьному обучению
- Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка
Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута:
- Возраст ребенка
- Состояние здоровья
- Уровень готовности к усвоения ООП
- Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам
- Профессионализм специалистов образовательного учреждения
- возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома
- Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата
Информация для родителей:
- О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
- Об основных образовательных программах
- О дополнительных коррекционно- развивающих программах
- О содержании психолого-педагогической коррекции
- О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут
Методы и формы работы с детьми:
- Сказкотерапия
- Игротерапия
- Релаксация
- Песочная терапия
- Психогимнастика
- Арт терапия
Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами:
- Приказ о зачислении ребенка.
- Приказ о начале занятий с ребенком.
- Договор между ДОУ и родителем (законным представителем).
- Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
- Индивидуальная коррекционная программа для ребенка- инвалида или образовательный маршрут.
- Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка.
- Расписание занятий на месяц (по неделям).
- Календарное планирование.
- Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год.
- По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!
Спасибо за внимание!