СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности психологической поддержки семьи ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Формы и методы работы педагога - психолога ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Особенности психологической поддержки семьи ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Формы и методы работы педагога - психолога ДОУ"»

Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ   Педагог – психолог МБДОУ «ЦРР –детский сад «Марьино» Маслова Наталия Николаевна

Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ

Педагог – психолог МБДОУ «ЦРР –детский сад «Марьино»

Маслова Наталия Николаевна

«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям».

«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям».

Специальные ФГОС Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом  реализации конституционных  прав на образование граждан с ОВЗ

Специальные ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных

стандартов общего образования. Такой подход согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.

Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом

реализации конституционных

прав на образование граждан с ОВЗ

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с: Нарушениями опорно – двигательного аппарата Замедленным и ограниченным восприятием Недостатком развития моторики Недостатками речевого и сенсорного развития Недостатками развития мыслительной деятельности Недостаточной познавательной активностью Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением. Нарушением слуха Нарушением зрения

К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с:

  • Нарушениями опорно – двигательного аппарата
  • Замедленным и ограниченным восприятием
  • Недостатком развития моторики
  • Недостатками речевого и сенсорного развития
  • Недостатками развития мыслительной деятельности
  • Недостаточной познавательной активностью
  • Недостатками в развитии личности (неуверенность в себе, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением.
  • Нарушением слуха
  • Нарушением зрения
Цель психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ: создание комплексной системы психолого-  педагогических условий, способствующих  успешной адаптации, реабилитации и   личностному росту детей в социуме.

Цель психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ:

создание комплексной системы психолого- педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и  личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:   выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,  обусловленных недостатками в их физическом и (или)  психическом развитии;   осуществление индивидуально ориентированной психолого-  медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом  особенностей психофизического развития и индивидуальных  возможностей детей;   возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной  программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:  выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;  осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;  возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является: Диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории, организационно – методическая работа. Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы: Соблюдение интересов ребёнка Наглядность и доступность Непрерывность Вариативность Создание ситуации успеха Принцип психологической комфортности Гуманность и реалистичность

Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является:

Диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории, организационно – методическая работа.

Содержание программы коррекционной работы определяет следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка

Наглядность и доступность

Непрерывность

Вариативность

Создание ситуации успеха

Принцип психологической комфортности

Гуманность и реалистичность

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:  Диагностическое направление Консультативно – просветительское и профилактическое направление Коррекционно – развивающее направление Организационно – методическое направление

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

Диагностическое направление

Консультативно – просветительское и профилактическое направление

Коррекционно – развивающее направление

Организационно – методическое направление

Диагностическое направление Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого – медико – педагогической диагностике.

Диагностическое направление

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

В связи с этим особая роль отводится психолого – медико – педагогической диагностике.

Коррекционно – развивающее направление Основными направлениями коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются Развитие эмоционально – личностной сферы и коррекция её недостатков Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения Формирование и развитие социальных навыков и социализации

Коррекционно – развивающее направление

Основными направлениями коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются

  • Развитие эмоционально – личностной сферы и коррекция её недостатков
  • Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций
  • Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения
  • Формирование и развитие социальных навыков и социализации
Консультативно просветительское и профилактическое направление Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствие с возрастными и индивидуально – типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей и решение коррекционно – воспитательных задач.

Консультативно просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствие с возрастными и индивидуально – типическими особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей и решение коррекционно – воспитательных задач.

Организационно – методическое направление Данное направление деятельности педагога – психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а так же оформление документации.

Организационно – методическое направление

Данное направление деятельности педагога – психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а так же оформление документации.

Алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными  представителями) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК Составление сетки занятий и перспективного плана для детей  обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его  пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей

Алгоритм действий с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение

  • Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, выявление образовательного запроса
  • Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК
  • Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ
  • Реализация индивидуальной программы или маршрута
  • Проведение промежуточной диагностики и анализ
  • Консультирование родителей
Индивидуально - образовательный  маршрут Это движение в образовательном  пространстве, создаваемом для ребенка при  осуществлении образовательного и психолого-  педагогического сопровождения в конкретном  образовательном учреждении специалистами  различного профиля с целью реализации  индивидуальных особенностей развития.

Индивидуально - образовательный маршрут

Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Задачи маршрута сопровождения: Развитие личности ребёнка (с учётом его индивидуальных, физических и умственных возможностей) Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников Проведение коррекционно-педагогической,  психологической работы с детьми Подготовка к школьному обучению Оказание помощи и поддержки родителям,  консультирование по вопросам воспитания и   развития ребенка

Задачи маршрута сопровождения:

  • Развитие личности ребёнка (с учётом его индивидуальных, физических и умственных возможностей)
  • Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
  • Проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
  • Подготовка к школьному обучению
  • Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и  развития ребенка
Комплекс факторов, влияющих на  выбор индивидуального маршрута: Возраст ребенка Состояние здоровья Уровень готовности к усвоения ООП Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и   своевременного обращения к специалистам Профессионализм специалистов образовательного учреждения возможность и желание семьи взаимодействовать со  специалистами и продолжать занятия дома Особенности интересов и потребностей ребенка и   его семьи в достижении необходимого образовательного  результата

Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута:

  • Возраст ребенка
  • Состояние здоровья
  • Уровень готовности к усвоения ООП
  • Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и  своевременного обращения к специалистам
  • Профессионализм специалистов образовательного учреждения
  • возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома
  • Особенности интересов и потребностей ребенка и  его семьи в достижении необходимого образовательного результата
Информация для родителей: О предельно-допустимой норме учебной  нагрузки Об основных образовательных программах О дополнительных коррекционно-  развивающих программах О содержании психолого-педагогической  коррекции О возможности и правилах изменений в   образовательный маршрут

Информация для родителей:

  • О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
  • Об основных образовательных программах
  • О дополнительных коррекционно- развивающих программах
  • О содержании психолого-педагогической коррекции
  • О возможности и правилах изменений в  образовательный маршрут
Методы и формы работы с детьми: Сказкотерапия Игротерапия Релаксация Песочная терапия Психогимнастика Арт терапия

Методы и формы работы с детьми:

  • Сказкотерапия
  • Игротерапия
  • Релаксация
  • Песочная терапия
  • Психогимнастика
  • Арт терапия
Примерный перечень документации педагога,  ведущего занятия с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами: Приказ о зачислении ребенка. Приказ о начале занятий с ребенком. Договор между ДОУ и родителем (законным представителем). Психолого-педагогическая характеристика на ребенка. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка-  инвалида или образовательный маршрут. Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка. Расписание занятий на месяц (по неделям). Календарное планирование. Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за  учебный год. По итогам работы проводится анализ работы с указанием  реализации задач, при наличии отрицательных результатов  указать причины, поставить задачи на следующий год.

Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами:

  • Приказ о зачислении ребенка.
  • Приказ о начале занятий с ребенком.
  • Договор между ДОУ и родителем (законным представителем).
  • Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
  • Индивидуальная коррекционная программа для ребенка- инвалида или образовательный маршрут.
  • Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка.
  • Расписание занятий на месяц (по неделям).
  • Календарное планирование.
  • Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год.
  • По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка – допускает лишь своих!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!