Просмотр содержимого документа
«Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.»
Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи .
Учитель-логопед МБДОУ № 60
Митина Е.А.
I уровень речевого развития
характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»).
- Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподрожаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолет, самосвал, пароход.
- Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.
- Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях.
- Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения - жестами, мимикой.
- В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений.
- Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.
II уровень речевого развития.
- Кроме жестов и «лепетных» слов появляются достаточно постоянные общеупотребительные слова ( например, «лябока» вместо «яблоко») .
- Произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы.
- Нарушена слоговая структура (например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики»).
- Появляется фразовая речь.
- Словарь более разнообразный.
- В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: сущ., глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы .
- Дети могут ответить на вопросы по картинке.
- Характерным остается резко выраженный аграмматизм.
- Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.
III уровень речевого развития
характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
- Дети пользуются распространёнными предложениями.
- Лексика таких детей включает все части речи.
- Появляются первые навыки словообразования.
- Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры.
- В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.
- Характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений.
- Звукопроизношение не соответствует возрастной норме.
- Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения.
- Свободное общение затруднено.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.
Дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью:
- вербальной памяти,
- смыслового запоминания,
- слухового внимания,
- словесно-логического мышления.
Трудности в обучении и воспитании часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями.
Наиболее часто выделяют следующие неврологические симптомы:
- гипертензионно-гидроцефальный синдром,
- церебрастенический синдром,
- синдромы двигательных расстройств.
Проявляющеся:
- в нарушении тонуса,
- функции равновесия,
- координации движений,
- общего и орального праксиса,
- снижение умственной работоспособности,
- повышенная психическая истощаемость,
- излишняя возбудимость и раздражительность,
- эмоциональная неустойчивость.
Особенности эмоциональной сферы.
- повышенная лабильность поведенческих реакций,
- неустойчивый фон настроения, приводящий к повышенному уровню тревожности;
- неуверенность в себе, собственных силах, которая способствует тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке.
В то же время у детей можно наблюдать агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия.
Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость , проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, неусидчив.
Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью , вялостью , пассивностью . Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребенка чувство ущемленности, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива..
Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
Спасибо за внимание!