СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Просмотр содержимого документа
«Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.»

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи . Учитель-логопед МБДОУ № 60 Митина Е.А.

Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи .

Учитель-логопед МБДОУ № 60

Митина Е.А.

 I уровень речевого развития  характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподрожаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолет, самосвал, пароход. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.

I уровень речевого развития

характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»).

  • Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподрожаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например, «би-би» может означать самолет, самосвал, пароход.
  • Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.
  • Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях.
  • Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения - жестами, мимикой.
  • В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений.
  • Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации.
II уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются достаточно постоянные общеупотребительные слова ( например, «лябока» вместо «яблоко») . Произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура (например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики»). Появляется фразовая речь. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: сущ., глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы . Дети могут ответить на вопросы по картинке. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

II уровень речевого развития.

  • Кроме жестов и «лепетных» слов появляются достаточно постоянные общеупотребительные слова ( например, «лябока» вместо «яблоко») .
  • Произносительные возможности значительно отстают от возрастной нормы.
  • Нарушена слоговая структура (например, наиболее типично сокращение количества слогов: «тевики» вместо «снеговики»).
  • Появляется фразовая речь.
  • Словарь более разнообразный.
  • В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: сущ., глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы .
  • Дети могут ответить на вопросы по картинке.
  • Характерным остается резко выраженный аграмматизм.
  • Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.
III уровень речевого развития  характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети пользуются распространёнными предложениями. Лексика таких детей включает все части речи. Появляются первые навыки словообразования. Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры.  В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения. Свободное общение затруднено.

III уровень речевого развития

характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

  • Дети пользуются распространёнными предложениями.
  • Лексика таких детей включает все части речи.
  • Появляются первые навыки словообразования.
  • Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а также слов различной слоговой структуры.
  • В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов.
  • Характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построении предложений.
  • Звукопроизношение не соответствует возрастной норме.
  • Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения.
  • Свободное общение затруднено.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств. Дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти,  смыслового запоминания,  слухового внимания, словесно-логического мышления.

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

Дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью:

  • вербальной памяти,
  • смыслового запоминания,
  • слухового внимания,
  • словесно-логического мышления.
Трудности в обучении и воспитании часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. Наиболее часто выделяют следующие неврологические симптомы:  - гипертензионно-гидроцефальный синдром, - церебрастенический синдром, синдромы двигательных расстройств. Проявляющеся: в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Трудности в обучении и воспитании часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями.

Наиболее часто выделяют следующие неврологические симптомы:

- гипертензионно-гидроцефальный синдром,

- церебрастенический синдром,

  • синдромы двигательных расстройств.

Проявляющеся:

  • в нарушении тонуса,
  • функции равновесия,
  • координации движений,
  • общего и орального праксиса,
  • снижение умственной работоспособности,
  • повышенная психическая истощаемость,
  • излишняя возбудимость и раздражительность,
  • эмоциональная неустойчивость.
Особенности эмоциональной сферы. повышенная лабильность поведенческих реакций, неустойчивый фон настроения, приводящий к повышенному уровню тревожности; неуверенность в себе, собственных силах, которая способствует тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. В то же время у детей можно наблюдать агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия.

Особенности эмоциональной сферы.

  • повышенная лабильность поведенческих реакций,
  • неустойчивый фон настроения, приводящий к повышенному уровню тревожности;
  • неуверенность в себе, собственных силах, которая способствует тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке.

В то же время у детей можно наблюдать агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия.

Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость , проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, неусидчив. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью , вялостью , пассивностью . Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребенка чувство ущемленности, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива..

Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость , проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, неусидчив.

Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью , вялостью , пассивностью . Фиксация на речевом дефекте часто порождает у ребенка чувство ущемленности, а это, в свою очередь, делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива..

Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!