Дети с нарушением слуха | Развивать зрительно-кинестетические представления о звуке Развивать слуховую дифференциацию всех звуков речи Формирование звукопроизношения Развитие, уточнение и обогащение словаря и грамматического строя речи, связной речи Овладение разными видами и формами речевой деятельности. Письмо и чтение – основные средства овладения языком в процессе специального обучения слабослышащих. |
Дети с нарушением зрения | Работа с детьми по развитию зрительно-пространственных восприятий Обогащение зрительных представлений (рисунки предметов); Развитие зрительно-двигательной координации; Развитие слухового внимания; Развитие зрительно-познавательной активности; Включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций (дифференцирование гласных и согласных, звукобуквенный анализ слова); Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи). |
Умственно отсталые дети | Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Общее моторное развитие и преимущественно тонкой ручной моторики Развитие ритма. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие артикуляторной моторики. Развитие слухового восприятия и внимания. Развитие фонетико-фонематической стороны речи. Коррекция звукопроизносительной стороны речи Развитие лексики. Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи |
Дети с ДЦП | Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; Развитие речевого дыхания и голоса; Нормализация темпо-ритмической и интонационной речи; Развитие зрительного и слухового восприятия; Развитие эмоциональных реакций; Развитие функций кистей и пальцев рук; Формирование подготовительных этапов развития понимания речи. Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи; Развитие лексико-грамматической стороны речи, формирование навыков построения развернутого высказывания. |
Дети, страдающие задержкой психического развития | Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти. Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики. Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуковой структуры слова. Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами. Формирование морфологической и синтаксической системы языка. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений. Формирование анализа структуры предложений. Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи. |