Особенности работы педагога-дефектолога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
В статье поставлена цель проанализировать мнения учёных о значимости семейного воспитания, его влияния на развитие и социальную адаптацию детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и роль родителей в этом процессе. Излагаются важные сведения о постановке работы с родителями детей с ОВЗ в России и за рубежом. Значимость работы состоит в том, что во всём мире постоянно увеличивается рождение детей с нарушениями развития.
В статье освещены вопросы возможностей семейного воспитания и роли матери, взгляды отечественных и зарубежных ученых, формы работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Ключевые слова: семейное воспитание; дети с ограниченными возможностями; консультирование; индивидуальные и групповые формы работы; психологическая служба поддержки; психолого-педагогическая культура.
В настоящее время в России активно внедряется инклюзивное образование. Большинство коррекционных школ-интернатов в нашей стране, если не закрываются, то рекомендуют родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, зачисление в общеобразовательные школы. Зачастую компромиссом становится обучение ребёнка на дому. Таким образом основная ответственность за обучение, развитие, воспитание ребёнка, его социализацию ложится на плечи родителей (законных представителей).
По Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 13.07.2021) Статья 44 родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание ребёнка перед всеми другими лицами. Таким образом роль семьи является важной и, можно сказать, определяющей в развитии и социальной адаптации ребёнка с инвалидностью и ограничениями по здоровью. Семья выступает первичным агентом социализации [1, с.82]. Именно в семье ребенок может получить психологическую поддержку, навыки первичной социализации, которые необходимы для становления и нормального функционирования личности. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья семья играет еще более значимую роль. Гармоничная семейная атмосфера, правильный стиль воспитания, партнерские отношения в семье один из основных элементов в поддержке реабилитации ребенка с инвалидностью. На реабилитационный потенциал ребенка влияет множество факторов внутри семьи, одним из них выступают родительские установки и стратегии воспитания, то есть стиль формирования взаимоотношений с ребенком, который выбирают родители [1].
В связи с вышеизложенным мы сталкиваемся с проблемой, ставшей особенно актуальной в период роста количества детей, обучающихся на дому и в формате инклюзии. Проблема состоит в том, что подавляющее большинство родителей выбирают модель воспитания или модель взаимодействия со своим ребёнком несвязанную ни с его потенциальными возможностями, ни с его возможной самореализацией, ни с целью помочь ему стать максимально самостоятельным и приспособиться к жизни в реальных условиях. На самом деле выбор непроизволен. Чаще всего это опекающий стиль воспитания, основанный на жалости к нездоровому ребёнку.
Это утверждение подтверждено в диссертационном исследовании Чавес С., [10]. Было выявлено, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья склонны к неадекватной оценке их психических и физических возможностей, преобладающим стилем воспитания является потворствующая гиперпротекция, что в значительной степени снижает самостоятельность детей, негативно отражается на их коммуникативных и эмоционально-волевых качествах, и, как следствие на возможность самостоятельно устроиться в жизни, войти в общество.
На влияние стилей семейного воспитания на развитие и социализацию детей с ограничениями по здоровью указывают и другие авторы. В своих трудах
И. И. Мамайчук [5, с.214] обращает внимание на патогенное влияние неадекватных стилей семейного воспитания на развитие познавательных процессов и личности детей, имеющих ограничения по здоровью. Также Л. С. Выготский [7, с.24] в своё время указал на то обстоятельство, что структуру и характер отклонений определяет не только первичное нарушение, но и условия воспитания, которые могут либо усиливать дефицитарность, либо способствовать её преодолению. Характер семейного воспитания оказывает влияние на становление детского образа «я», создаёт основы для развития личности ребёнка в целом. Например, при умственной отсталости (интеллектуальное нарушение является первичным) у одного ребёнка может быть сформировано адекватное поведение и приемлемые формы общения с детьми и взрослыми, а у другого-отмечается дезорганизованное поведение (полевое, ситуативно-неадекватное), сочетающееся с отсутствием способов общения даже в повседневных бытовых ситуациях. В зарубежной литературе [12, 13] мы также находим подтверждение тому, что воспитание детей и семейное окружение вносят значительный вклад в развитие и адаптацию ребенка. Из этого следует, что родительское поведение имеет важное значение в развитии, поддержании и / или профилактике патологии.
Учитывая изложенное, становится понятным желание разобраться во влиянии стилей семейного воспитания на детей с ограниченными возможностями здоровья и их развитие.
Также, опираясь на вышесказанное, мы можем выдвинуть гипотезу, что использование опекающего стиля воспитания является преобладающим в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, тормозит общее развитие и затрудняет социальную адаптацию этих детей. Принимая это во внимание, целью данного исследования можно обозначить изучение влияния опекающего стиля воспитания на развитие и социализацию детей с инвалидностью и ограничениями по здоровью.
Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:
- определить все возможные типы семейного воспитания;
- разобраться в их влиянии на развитие детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и их способность адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе;
-выяснить на сколько преобладающим является опекающий стиль воспитания в ряду других воспитательных моделей;
-изучить все возможные последствия опекающего стиля воспитания;
- понять, как можно избежать применения опекающего стиля воспитания или модифицировать его в более приемлемую форму.
Также мы можем предположить, что, избегая применения опекающего стиля воспитания и уменьшив его последствия, можно вырастить детей, имеющих ограничения по здоровью более самостоятельными и приспособленными в жизни, дать им возможность самореализации, использования своего потенциала, шанс найти своё собственное место в жизни.
Если рассматривать работы авторов, изучавших стили воспитания в семьях, имеющих детей инвалидов или детей с ограничениями по здоровью, то количество воспитательных моделей равняется четырём, большее внимание привлекает преобладание опекающего стиля. В своей статье Лоза Т.В. [3] рассматривает стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате исследования ему удалось выделить следующие варианты:
-гиперопека;
- гипоопека;
- репрессивный стиль;
-сотрудничество.
На формирование моделей детско-родительских взаимоотношений и типов воспитания детей с отклонениями в развитии влияет характер и степень выраженности нарушений у ребенка, личностные особенности и ценностные ориентации родителей, социальная среда и условия, в которых родители реализуют воспитательные задачи. Основной проблемой, имеющей важнейшее значение для воспитания ребенка, является отношение родителей к его дефекту. Часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимание на недостатки детей. По этим признакам, семьи, имеющие детей с отклонениями развития, можно дифференцировать на группы. Наиболее популярные стили воспитания были выведены эмпирическим путём в исследовании Кетова Н.А., Мясникова К.А. «Влияние стилей семейного воспитания на реабилитацию ребенка-инвалида» [1].
Авторами было проведено исследование, целью которого стало выявление влияния стиля взаимоотношений в семье на реабилитацию ребенка с ОВЗ.
Генеральную совокупность составили 46 семей, из которых на основании тестирования были отобрана 21 семья. С помощью тестов «Стили воспитания» Овчаровой Р.В. и «Анализ семейных взаимоотношений й» Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. среди семей были определены наиболее популярные стили воспитания:
- Демократический (33,3%);
-Авторитарный (33,3%);
- Опекающий (33,3%).
Сравнив процентное содержание преобладающих стилей воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья [1] и в семьях с типично развивающимися детьми [11]:
-Хаотический стиль (40%);
-Демократический (23%);
-Авторитарный (20%);
-Попустительский (9%);
-Опекающий (9%).
мы можем сделать вывод, что в изученных нами исследованиях в семьях с типично развивающимися детьми опекающий стиль поведения не является преобладающим (9%), тогда как в семьях, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья-этот стиль воспитания встречается гораздо чаще (33,3%).
В отношении родителей к дефекту ребенка, определяющим стратегию и тактику его воспитания, можно выделить следующие модели семейного воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Модель «охранительного воспитания» связана с переоценкой дефекта, что проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. В этом случае ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка и, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым, бездеятельным. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственной изоляции ребенка – инвалида от общества и приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективе.
Иной крайностью являются взаимоотношения в семье, основанные на модели «равнодушного воспитания», которая приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье с подобной моделью воспитания ребенок становится робким, забитым, теряет присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям. Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм («все пути для тебя открыты») могут привести особого ребенка к глубокой психической травме. В тех случаях, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся, что он не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок.
По нашему мнению, заслуживает внимания опыт создания психологического клуба родителей, изложенный в статье Ю.В. Варнаковой «Психологическая помощь семьям, имеющим детей-инвалидов», актуальность которого в настоящее время слишком очевидна и не нуждается в доказательствах, тем более, что Э. Сеген в свое время обоснованно подчеркивал: «кто мог бы проследить запаздывание … функций лучше, чем мать, если бы она своевременно получила совет компетентного специалиста». На наш взгляд, представляет несомненный интерес работа с родителями детей с особыми потребностями, осуществляемая в Германии и, в частности, в международном Мюнхенском детском Центре в рамках Мюнхенской функциональной диагностики развития, где в тесном сотрудничестве работают педиатры, детские неврологи, психологи, детские психиатры, педагоги, дефектологи, психотерапевты, логопеды, музыкальные терапевты. Его создатель, всемирно известный ученый Т. Хелльбрюгге, автор концепции реабилитации развития, солидарен с Э. Сегеном в приоритетной роли матери и семьи в процессе вхождения ребенка с ограниченными возможностями в социум. На основе многосторонней и многоаспектной диагностики разрабатываются терапевтические планы, на основе которых составляется комплексная программа терапии (понимаемой как психолого-педагогическое воздействие), проведению которой в домашних условиях обучают родителей. Таким образом, родители берут на себя главную роль в коррекционной работе под руководством и по рекомендациям специалистов. Одна из программ Центра так и называется «Обучаем мать».
В рамках концепции реабилитации развития существуют две формы привлечения родителей к развивающим мероприятиям. Одна форма работы с родителями выражается в получении коррекционных программ и прохождении обучения соответствующим приемам, которые они применяют затем в домашних условиях. Сюда относятся также собеседования и консультации со специалистами, при этом «родительские» программы направлены на социальную интеграцию ребенка. Вторая форма привлечения родителей состоит в консультировании по поводу нарушений и проблем в развитии ребенка, вызванных поведением родителей. В данном случае внимание направлено на изменение поведения и настроя родителей, что и является целью консультаций. В 1976 г. в Центре были разработаны «Метод индивидуального тренинга», а в 1977 – «Метод группового тренинга родителей», где родители обмениваются опытом, играют в ролевые игры, которые снимаются на видеокамеру для дальнейшей интерпретации и анализа. Индивидуальный тренинг проходит в ситуации интеракции в комнате для наблюдений. Педагог, находясь за полупрозрачным зеркалом, наблюдает за поведением родителей, записывает проблемно инсценированную ситуацию на видеокамеру и после обсуждения дает рекомендации. Непосредственное включение родителей в коррекционный процесс позволяет снять или нейтрализовать следующие проблемы: - нарушение интеракций между родителями и ребенком; - негативное восприятие ребенка родителями; - эмоциональная перегрузка родителей детей с нарушениями поведения. Многолетнее научное сотрудничество с профессором Т. Хелльбрюгге и Мюнхенским Центром убедило нас в эффективности форм работы с родителями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Таким образом, можно заключить, что главным условием нормального развития ребенка является семья и ее здоровый климат, но для достижения необходимого уровня психолого-педагогической культуры родителей требуется наличие широкой сети многопрофильных служб поддержки семьи.
Список литературы
Кетова Н. А., Мясникова К. А. Влияние стилей семейного воспитания на реабилитацию ребёнка-инвалида. // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. -2017. -№3 (6).
Лапшина Е. А., Дуда И. В. Характеристика стилей семейного воспитания //Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. -2017. - №9 (39).
Лоза Т. В. Стили семейного воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. // Журнал «Мир науки, культуры, образования». -2012. - № 3 (34).
Малышенкова Е. А., Орлова А. П. Семья как социальная система. // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения. // Материалы международной научно-практической конференции. -2015. –С. 94-97.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов // -2-е изд., - (Высшая школа). –Москва: Издательство Юрайт, 2021. -318 с.
Мамайчук И. И., Чавес С. Особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом // Труды ЛНИДОИ им. Г. И. Турнера: Л., 1992
Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Психолого-педагогическая диагностика нарушений детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие.
-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. -200 с.
Трошин П. Л. Нарушения в воспитании детей с умственными отклонениями. // Журнал «Проблемы современной науки и образования», 2016. -№6 (48). –С. 185-187.
Целок Д. В. Программа «Инклюжен»: Новая модель социализации инвалидов в учебных заведениях США // Дефектология. -1996. -№5. –С. 106-111.
Чавес, Вега. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: автореферат кандидата психологических наук: 19.00.04 / Психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. - Санкт-Петербург, 1992. - 19 с.
Шульгина Т. А., Черных А. М. Влияние семьи на формирование внутренней картины здоровья подростка. // Окружающая среда и здоровье населения. -2010. –С. 38-43.
Ginott H. G. Between Parent and Children. N. Y. 1977.
Hudson Jennifer, Rapee Ron. Psychopathology and the Family. Elsevier Science, 2005. No. of pages: 398