«Основная общеобразовательная школа № 13» -
филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 7
имени Героя Советского Союза П.А.Рубанова»
Особенности работы по патриотическому воспитанию
в начальных классах.
Гаврикова
Людмила Валентиновна,
учитель
начальных классов
«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - сказано в одной из народных мудростей, а будущее – это дети, в основу воспитания которых должно быть положено прошлое нашего народа.
В начальных классах ребята знакомятся с понятием патриотизм. Приходят к выводу, что патриотизм – это взаимосвязь духовых, нравственных и гражданских позиций любого человека, проявляющихся в любви к родителям, своему дому, Родине, в умении знать, беречь и развивать традиции своего народа, своей страны.
Воспитывать патриотизм в начальной школе, начинаем с предметов, близких для детей. Без уважения к собственным дедам, прадедам не получится вырастить достойных граждан. Без любви к Отчизне невозможно воспитать её защитников. Школьники должны гордиться, своей великой страной, и их нужно научить беречь и приумножать её богатства и красоту.
С первого школьного дня начинается патриотическое воспитание. 1 сентября во всех школах нашей страны обязательно проводят «Уроки добра», на котором касаются гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей. В учебниках для начальной школы: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, математика содержится материал, который помогает развивать патриотические чувства. Самое важное, чтобы учитель работал во взаимосвязи с родителями, так как они, иногда, авторитетней для ребёнка.
С первого класса я стараюсь включать задания творческого характера, чтобы расширить кругозор школьников. Уже в «Азбуке» под редакцией В.Г. Горецкого включены темы по изучению истории родного края, своей страны. Ребята узнают историю возникновений названий рек, озёр, городов Хакасии. Пробуем создать мини – проекты о своих фамилиях, государственных символах, что они означают, откуда появились.
В учебнике окружающий мир, автор А. А. Плешаков, в теме «Полезные ископаемые» ребята узнают, что Россия богата полезными ископаемыми, их название, количество, какую они играют роль в экономике нашей страны. Подробно изучаем природные богатства нашей республики. Знакомясь с темой «Достопримечательности города Москвы и Санкт - Петербурга», «История Московского Кремля», уделяем внимание местным достопримечательностям, как в республике Хакасия, так и в городе Черногорске. Разве это не патриотизм?!
В разделе «Путешествие по городам и странам», в теме «Золотое кольцо России», провожу интерактивный урок так, чтобы у ребят вызвать чувство гордости за свою страну, за её удивительные города, по которым путешествуют даже иностранные туристы. Проводя интерактивные уроки и экскурсии, школьники не только приобщаются к прекрасному, но и узнают историю нашей страны.
В учебнике литературное чтение, авторы Климанова, Горецкий, много произведений известных русских писателей и поэтов о нашей стране, о героях прошлого и настоящего, о красоте нашей природы. С 1 по 4 класс в начале каждого учебника расположен раздел «Устное народное творчество», где знакомимся не только с жанрами, но также и с традициями русского народа, их появлением и интерпритацией их в современном обществе. Это хорошая почва, чтобы вырастить семена патриотизма, посеянные на уроках в душах детей.
Каждый год в нашем классе провожу классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Целью данных мероприятий является привитие уважения к определённым событиям истории нашей страны.
Чтобы разнообразить мероприятия, применяю различные формы:
классные часы;
беседы, викторины;
встречи с ветеранами боевых действий;
экскурсии, походы;
деловые игры;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
соревнования;
трудовые дела;
сочинения и диспуты;
уроки мужества, гражданственности.
Дети ежегодно принимают участие в тематических выставках рисунков и поделок, конкурсах чтецов: ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню Народного единства.
Направления работы по патриотическому воспитанию:
• Историко-краеведческое. Включает в себя: познание историко-культурных корней, прошлого нашей страны, воспитание чувства гордости за судьбу прадедов и современников и привитие чувства ответственности за нашу Родину в будущем.
Экскурсии в Музеи: города Черногорска, Хакасский краеведческий музей, по памятным местам города Черногорска, республики Хакасия, Красноярскому краю. Эти экскурсии находят отклик в душах школьников и они задают множество вопросов – самых неожиданных и разнообразных.
Курс внеурочной деятельности «Я – житель Земли хакасской» с 1 по 4 класс помогает узнать ближе свою малую Родину.
Исследовательские работы, проектные задания по темам: «Семейная реликвия военных лет», «Моя бабушка (дедушка) ребёнок – войны», «Ордена в моей семье», «История моей фамилии».
Перед Днём Защитника Отечества была собрана информация о братьях, отцах, дедах: где они служили, в какое время, особенности разного рода войск, а затем ребята представляли классу свои проекты, поделившись собранной информацией.
• Военно-патриотическое. Помогает формировать у учащихся патриотическое сознание, способность к осознанию военных традиций, знакомство с героическими профессиями и историческими датами в истории нашей страны, воспитание чувства гордости к героическому прошлому и настоящему.
Ко Дню Победы ежегодно ребята готовятся к конкурсу чтецов, учат стихи, участвуют затем в конкурсах школьного, муниципального, республиканского уровней. Делают открытки и рисунки на военную тему, которые потом дарят своим дедам, прадедам. Проводим тематические беседы, классные часы: «Эхо войны не смолкнет до сих пор…», «Это надо не мёртвым, это надо живым…», «Герои прошлого и настоящего». Класс принимает участие в конкурсах песен военных лет, в митингах, линейках, посвященных Дню Победы.
В рамках празднования Дня космонавтики прошли единый классный час «Звёздный поход»
• Спортивно-патриотическое. Помогает развивать ловкость, выносливость, мужество, дисциплинирует и воспитывает веру в свои силы. Включает занятия физической культурой и спортом, внеурочную деятельность курса с 1 по 4 класс «От игры к здоровью», Дни Здоровья, спортивные состязания. На них формируется опыт служения Отечеству и готовность защищать Родину.
Результат работы по патриотическому воспитанию: к 4 классу у школьников должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания истории своего Отечества, малой Родины; заложены основы эстетического и этического мировоззрения, привиты нравственные категории.
Учащиеся должны уметь выполнять поручения, вести поисковую работу, находить нестандартные решения в разных ситуациях, творчески подходить к любому заданию.
Ученики должны знать народные традиции Республики Хакасия, Красноярского края, своей страны. У них должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма.