СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья по формированию культуры здорового образа жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед любыми педагогическими коллективами всегда стоит общая проблема:

- Создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья по формированию культуры здорового образа жизни»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Т. А. Лызова - учитель

МБОУ «Бейская школа-интернат».

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы...»

В. А. Сухомлинский. Слайд 2

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Отмечается что в 7 -8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10 – 12 лет – 3 диагноза, в 16 – 17 лет 3 – 4 диагноза. Приведенные данные свидетельствуют о неблагополучии здоровья школьников России.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, а особенно школьников с интеллектуальной недостаточностью, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. С учетом этого современным условиям более адекватно сформулированное профессором С.М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции».

Перед любыми педагогическими коллективами всегда стоит общая проблема:

- Создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни.

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).

Слайд 3, Среди множества задач, стоящих перед воспитанием в коррекционной школе для детей с ОВЗ, прежде всего, стоят задачи:

• коррекционно - компенсаторные;

  • образовательные;

  • воспитательные;

  • лечебно - оздоровительные.

При этом необходимо учитывать, что интеллектуальные дефекты у учеников зачастую сочетаются с серьезными отклонениями в здоровье. Поэтому применение системы оздоровительного воспитания является одним из наиболее действенных средств компенсации недоразвитых функций. Весь коррекционно-воспитательный процесс построен, основываясь на использование сохранных функций, но при этом максимально полно учитывая потенциальные возможности развития ребенка. Исходя из имеющегося практического опыта и накопленных наблюдений, можно сделать практический вывод, что реализация потребности детей с ОВЗ в повышенной двигательной активности оказывает серьезное влияние на исправление их нейродинамических особенностей. Школа-интернат как социальная среда, в которой находятся дети с ОВЗ, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня, выполнений домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состояниям и адаптивностью ученика. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Одна из задач, которую ставит перед собой последние годы наша школа, можно озвучить так: «Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья». Значит, проблема здоровья детей стоит особо остро.

Понятна истина! Если нет здоровья, то все остальное бессмысленно. Оздоровительная работа на уроках и внеклассных мероприятиях необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников. Поэтому наша педагогическая деятельность направлена на сохранение и укрепление здоровья детей формирование их взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Слайд 4. Основные направления нашей работы:

  • систематический анализ здоровья детей;

  • организация здорового образа жизни;

  • профилактическая работа по предупреждению инфекционных
    заболеваний;

• решение оздоровительных задач средствами физической культуры.
Слайд 5. Нашими конкретными задачами оздоровительного воспитания

детей в школе- интернате являются:

  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование
    правильной осанки;

  • развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости
    и т.д.);

  • коррекция и компенсация нарушений физического развития и
    психомоторики;

  • формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении
    физических упражнений;

  • воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими
    упражнениями;

Ведем большую оздоровительную работу на внеклассных мероприятиях для профилактики стрессов и заболеваний детей с ОВЗ. В план воспитательной работы включаем все физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия. Слайд 6

Уже стало традицией проведение уроков здоровья, целью которых является рассмотрение здоровье, как одной из основных ценностей человеческой жизни и общества, уточняются понятия « вредные» и « полезные» привычки человека; формируется негативное отношение к вредным привычкам, навыки коллективной работы.

Слайд 7, Первым таким мероприятием в режиме дня является утренняя гимнастика. Она включает комплекс физических упражнений, выполняемых детьми сразу после сна. Как и все физические упражнения, утренняя гимнастика укрепляет здоровье ученика, повышает сопротивляемость организма к заразным и простудным заболеваниям, содействует воспитанию правильной осанки. В каждом комплексе чередуются упражнения для нижних и верхних конечностей с быстрой сменой направления движений, для туловища, а так же подпрыгивания и бег, переходящий в ходьбу.

Слайд Л Так как утренняя гимнастика входит в комплекс оздоровительных мероприятий, то при проведении соблюдаем ряд правил:

  • гимнастику проводим регулярно;

  • в хорошо проветренном помещении или на воздухе;

  • дети легко одеты, желательно в спортивной форме.

В комплекс утренней гимнастики включаем от 6 до 8 упражнений, которые разучиваются на уроках физкультуры. Гимнастика - легкая физическая нагрузка заряжает энергией и бодростью. Утренняя зарядка помогает организму окончательно проснуться, размять все мышцы и суставы после сна, подготовиться к предстоящему дню.

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одежды и обувью. Слайд 9.

После проведения утренней гимнастики дети приступают к водным процедурам. К обтиранию до пояса, приучаем детей с первых же дней пребывания в школе, но только делаем это с большей осторожностью. Следим за тем, как умываются дети, как вытирают лицо, руки. Обычно они это делают наскоро, небрежно. Если руки плохо вытерты, на них могут образоваться цыпки, трещины, что создают благоприятные условия для проникновения кожных заболеваний. Учим детей правильно чистить зубы, объясняем, почему необходимо чистить зубы ежедневно, особенно на ночь, чтобы предотвратить разрушение эмали и связанные с ним зубные заболевания. Каждый воспитанник имеет индивидуальную щетку, зубную пасту и полотенце.

К числу оздоровительных мероприятий относим динамическую паузу и физкультпаузу, которая проводится на воздухе или в хорошо проветренном помещении. В нее включаем игры на внимание, простейший комплекс общеразвивающих упражнений с углубленным дыханием и подвижные игры.

Слайд 10. А так же в своей работе мы используем следующие виды физминуток:

  • оздоровительно - гигиенические;

  • двигательно - речевые;

  • подражательные;

  • физкультурно - спортивные;

  • тематические.

В силу своих особенностей, дети с ограниченными возможностями здоровья не могут длительное время сидеть за партой без движения.

Слайд 11. На уроках, во время выполнения учащимися домашнего задания на самоподготовке проводим физминутки и комплекс простейших физических упражнений. Слайд 12. Перед письменными заданиями и во время выполнения (по мере необходимости) проводим пальчиковую гимнастику. Так как пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательный - работу желудка, средний - кишечника и позвоночника, безымянный - печени, мизинец -помогает работе сердца.

Слайд 13. Пальчиковая гимнастика (аи дуду, летний дождь и др.). Для глаз используем сенсорные кресты: на них крепятся карточки задания, бегущие огоньки (разноцветные круги), сопровождая стихами.

Ох, забот у нас немало

Пройдем по красному овалу.

Чтобы нам не уставать

Нужно плюс нарисовать.

Зоркость,чтоб развить немножко

Пройдем по синей мы дорожке

Мы на месте не сидим,

По восьмерке пробежим.

Это способствует снятию утомления центральной нервной системы, повышает

работоспособность.

Слайд 14. Немаловажную роль для профилактики стрессов отводим прогулкам на свежем воздухе в сочетании с играми и развлечениями. Проводим наблюдение за живыми объектами или растительным миром. Любуясь красотой природы, дети полностью погружены в предлагаемый им мир красоты, волшебства. Развивая у них воображения, фантазию, чувства прекрасного, отдаляясь от накопившейся отрицательной энергии, стрессовых ситуаций. В зимнее время дети у нас катаются на коньках (имеются индивидуально у каждого). Организуем соревнования детей «Кто лучше прокатится?» или различные эстафеты на льду с заданием. В мягкую погоду дети лепят снежные крепости, скульптуры. В теплое время чаще всего организуем спортивные игры с мячом. Кроме того, во время прогулок проводим коррекционные игры - как индивидуально, так и фронтально. Слайд 15. К коррекционным играм относим:

•, игры, на развитие внимания, памяти. Например: «Что изменилось? Что исчезло?»;

  • игры, направленные на развитие пространственной ориентировки.
    Например: «Займи свое место», «Собери цветы в букеты»;

  • игры направленные на воспитание выдержки и умения выполнять
    движения по команде. Например: « Гуси, лебеди», «Найди предмет».

Слайд 16. В своей работе обязательно включаем хакасские народные игры. Например: «Мелей тастазах», «Салбы».

При проведении игр во время прогулок мы не только регулируем физическую нагрузку детей, их двигательную деятельность, но и даем им некоторую свободу, не опекаем сверх меры.

Наша задача сохранить и преумножить здоровье детей в школе, поэтому на занятиях мы используем: Слайд 17,

  • элементы методики профессора В.Ф.Базарного по охране и укреплению
    здоровья детей;

  • элементы методики В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии»;

  • элементы методики Т.В. Нестерюк «Развитие двигательной активности и
    оздоровительная работа с детьми».

Режим меняющих поз, когда можно стоя и сидя работать в течении занятия или передвигаться по классу в связи с выполнением определенного задания. Место близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу - поиск необходимой информации на большом расстоянии.

Слайд 18. Прекрасным оздоровительным средством являются различные экскурсии в парки, скверы, на каток, речку, стадионы и т.д. Одной из интересных форм физического воспитания являются спортивные соревнования, которые могут проводиться между учащимися одного или нескольких классов. Слайд 19. «Весёлые старты», игра «Зарница». В 2019-2020 учебном году команда учащихся 2-4 классов стала абсолютными победителями муниципального этапа Всероссийского фестиваля «Весёлые старты», затем победителями республиканского этапа.

Слайд 20. Большая часть детей занимается в спортивных секциях и участвуют в соревнованиях, занимают призовые места по волейболу, легкой атлетике, греко-римской борьбе. Оздоровительная работа на внеклассных мероприятиях способствует физическому развитию детей с ОВЗ, оказывает разностороннее воздействие на организм, развивает силу, гибкость и подвижность, требует непрерывности и точности движений. Содействует улучшению общего состояния здоровья и является профилактикой стрессов и заболеваний. Слайд 21.

Литература

  1. Ашмарин Б. Т. Теория и методика педагогических исследований в физическом
    воспитании. М., 1986 г.

  2. Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организма детского
    спорта. М., 1986 г.

  3. Демчишина А. А., Мухин В. Н., Мозола Р.С, Спортивные и подвижные игры в
    физическом воспитании детей и подростков К.: Здоровье, 1989 -168с: ил.

  4. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. Под редакцией В. Н. Кардашенко.
    М.,1989 г. «Просвещение».

  5. Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы - книга для
    воспитателя.(из опыта работы).М., «Просвещение». 1984 г.



Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=784910

© Библиофонд