Учитель географии МКОУ ХМР «СОШ д. Согом» Горбунова В. И.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ (ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ) НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклонениями в развитии.
Появляется и активно развивается, наряду с интеграцией, инклюзивное образование, направленное на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), оказание им квалифицированной помощи в освоении программ детского сада и школы.
Поэтому на своих уроках я стараюсь использовать разнообразные методы и приемы, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствуют развитию речи школьника.
В данной работе я попытаюсь описать некоторые используемые мною педагогические технологии при обучении ребенка географии.
Применение игровой технологии на уроках географии просто необходимо, т.к. ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), как правило, отличается низкой мотивацией к учебе и сниженной познавательной активностью. Чтобы привлечь его внимание, необходимо подбирать задания в игровой форме. Решаю две задачи: успешное изучение нового материала и поддержание интереса к предмету.
Выбор вида игр определяется возрастом детей, их подготовленностью по учебному материалу, степенью овладению общеучебными и специальными умениями и навыками.
Игровые формы учебной деятельности все еще встречаются в 6 и 7 классах, чаще всего на повторительно-обобщающем уроке. В 6 кл., например, после обучения тем «План и карта», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера» и «Биосфера».
Цель такого урока - дать возможность каждому ученику ответить устно и показать свои знания по теме. Например, при закреплении раздела «Гидросфера», можно провести игру «Аквариум». В небольшую прозрачную емкость положить свернутые листочки, на которых написаны термины из раздела «Гидросфера». Доставая листочек, ребенок читает надпись и дает определение термину. За каждый правильный ответ – картинку с изображением аквариумной рыбки – это и будет улов. Здесь развивается мелкая моторика пальцев, тренируется память и мышление.
При повторении материков и океанов можно отправиться в кругосветное путешествие, используя предложенные учителем задания и карту, как источник получения информации. На данном этапе урока закрепляются навыки работы с картой, развиваются логическое и образное мышление. Подобные задания школьник выполняет с удовольствием, осознавая свой успех.
В познавательной географической игре закрепляется умение применять получены заранее знания, навыки, пользоваться справочной и другой литературой. А главное в процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изученного материала, влияют на развитие личности ребенка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития школьника, его способностей.
Очень важно умело ввести детей в игру, а не навязывать ее. Ребята довольно рано друг от друга узнают игру «Геоцепочка», часто играют в нее. Следует познакомить их и с игрой «На реке ... город ...» Один из учащихся называет реку, другой сообщает какой город стоит на реке, называет следующему другую реку ... и т. д.. Для детей с ЗПР разрешаю пользоваться во время игры картой и другими дополнительными источниками.
Цель географических игр, прежде всего учебная: закреплять навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание еще больше познать.
Применение игры на уроке очень разнообразно, ее можно организовать ив начале урока для активизации внимания учащихся, и в конце его для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы.
Одной из сложнейших тем для объяснения является тема «Климат». Твердо усвоить особенности климата помогают многочисленные упражнения, которые удобно проводить в виде занимательных заданий. Например, задание «Где выпадает столько осадков?» - кружочки с цифрами средне январской температурой надо укрепить с помощью булавочки на одно из нескольких мест на карте, указанных учителем.
Ребята с удовольствием играют в игру «Слова в словах». Я пишу на доске географическое название, например «Калининград». Из слова, с помощью имеющихся букв в нем, нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только раз. / Калина, Град, Ника, Гана, Кара, Лада/.
Ребята очень любят географические задачи и головоломки. Например, переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия городов: варан, - Нарва, игра - Рига, остров – Ростов… Или: «Впишите в клеточки недостающие буквы, чтобы получилось название города, носящего имя мужчины" - Владимир, Ярославль, Иваново.
Ребята с удовольствием принимают участие в командных конкурсах, но к такому мероприятию нужно готовиться очень долго и ненавязчиво (и на прогулке, и в часы досуга). Чтобы повысить качество обучения, важно так организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы превратить их из пассивных слушателей в пытливых искателей знаний.
Например, по Антарктиде в 8 классе можно совершить заочную экспедицию. Это интересная форма изучения материала требует от учителя и учащихся серьезной подготовительной работы.
На первом уроке надо дать учащимся краткую характеристику Антарктиды по плану: 1.ФГП. 2.История открытия и исследования. 3.Рельеф, полезные ископаемые. 4. Климат. 5.Внутренние воды. 6.Своеобразие органического мира. 7. Население.
В ходе урока работают с картами (наносят крайние точки, определяют их координаты, подписывают номенклатуру).
На втором уроке начинается заочная экспедиция в Антарктиду. Выбираем начальника экспедиции, и он готовит рассказ об истории открытия Антарктиды, о причинах усиленного внимания к изучению ее природы. Каждая поисковая партия получает карточку - задание. Например, карточка - задание гидрологов. Гидрология - наука, занимающаяся изучением природных вод: морей, рек, озер, болот, подземных вод и др..
Подобные карточки для каждой группы. Учитель дает инструкцию к выполнению заданий: 1.Найдите ответы на поставленные вопросы в тексте учебника. 2.Подберите нужные для ответа карты атласа, картосхемы учебника и т.д. 3. Используйте для составления отчета различную дополнительную литературу. Учитель выступает в роли консультанта.
В течение урока ребята работают самостоятельно, подбирая материал и систематизируя его для выступления. На дом предлагается такое задание: каждой группе подготовить ответы (отчеты) по своему профилю, начальнику экспедиции составить план проведения заочного путешествия.
3-4 урок - заочная экспедиция в Антарктиду. В тетрадях ученики делают краткие записи по ходу выступления участников экспедиции. Лист тетради делят на две части: слева - основные пункты плана, справа- краткий конспект. По ходу рассказа участников экспедиции ребята задают вопросы, выясняют интересующие их подробности. В конце урока зачитываются наиболее удачные конспекты и подводим итог работы. На дом предлагается подумать о том, что можно сделать для спасения уникальных животных Антарктиды.
Такая организация работы учащихся вызывает у них интерес к новому материалу, способствует его более прочному усвоению, развивает навыки самообразования. Учитель дает возможность ознакомить их с некоторыми профессиями, сделать урок более увлекательным.
На экскурсиях в природу, на прогулках, школьных переменах можно использовать подвижные географические игры, например, игра «Раз, два, три!» Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движения по часовой стрелке, они произносят слова: «Раз, два, три!» (3 раза) Море назови!» При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит более 3 секунд, то он выбывает из игры. Игра со словами:1,2,3! Остров (горы, реки, город) назови!» продолжается, пока не останется минимум количества участников.
Сложнее сделать урок интересным в 9 классе. Школьная практика показывает, что большое значение в привлечении внимания учащихся к урокам географии имеет занимательность, которая побуждает к активности на уроках. Ее целью должна быть не развлекательность, а пробуждение мысли, рассуждений. Занимательность увлекает школьников на раскрытие сущности географического объекта.
Для этого я применяю занимательные вопросы. Например, на каких трех китах держится экономика Центрального района? (машиностроение, химическая, текстильная промышленность.).
Значение всех видов занимательности, используемой на уроках, очень велико в формировании интереса к предмету. И учителю нельзя недооценивать их роль. Используя различные формы ее, учитель достигает главной цели в работе - его ученики будут лучше знать и любить географию.
Для проверки домашнего задания можно использовать географические диктанты - одно из средств занимательности на уроках географии. Это любимая форма опроса у ребят, т.к. устно изложить домашний материал им намного сложнее. Цель географических диктантов - проверить определенный объем знаний, закрепить навыки и умения применять эти знания для осознанного усвоения изученного материала, для выполнения практических задач.
Географический диктант есть своего рода небольшая по объему фронтальная письменная проверка, охватывающая несколько тем. При такой форме проверки знаний уч-ся не дают развернутого ответа, но это умаляет ценности этого ответа. В ходе выполнения диктанта приводятся в определенную систему полученные знания, совершенствуются умения и навыки. Такая форма проверки позволяет охватить всех учащихся и за 8-10 минут выяснить пробелы в знаниях.
А в заключение подчеркну еще раз, что для себя я ставлю цель: научить ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) применять приобретенные знания в повседневной жизни. Но никакие формы и методы не дадут положительных результатов, если нет добрых отношений между учителем и детьми. Доброжелательность, терпение - вот что необходимо, прежде всего, особенно в классах коррекционно-развивающего обучения.
Приложение.
Игровые моменты к урокам географии.
I. Географические загадки:
1. Виден край, да не дойдешь (Горизонт)
2. Шар не велик, лениться не велит, если знаешь предмет, то покажешь весь свет. (Глобус) З.Слог первый- морское названье востока,
Второй же- в земле вырывают глубоко,
А целое- можно узнать без труда:
Его окружает сплошная вода. (Ост-ров)
II. ВЕСЕЛАЯ ГЕОГРАФИЯ:
1. Какое название полуострова говорит о его величине? (Я-мал).
2. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля).
3. Крыша мира. / Где она находится? («Памир» в переводе на русский язык означает «Крыша мира»)
III. Конкурсы:
«Географичекое «лото». 2 ученика из каждой команды должны быстро сложить карту территории какого-тогосударства или материка из разрезанной карты.
Конкурс художников. Ребята - художники выполняют рисунки по определенной схеме.
Шарады. Ребята поочередно разгадывают шарады, например: С птицы начинается, зверьком кончается, как город называется? (Воронеж)
«Географические «чемпионы». В течении 1 минуты участники записывают на листке бумаги 5 названий «географических чемпионов» (например: оз. Байкал - самое глубокое озеро мира, Джомолунгма- самая высокая точка мира и т.д.)
Викторина. Какая сибирская река носит название посуды? (Таз). Название какого города говорит о том, что он сердитый? (Грозный) Угол на местности, образуемый направлением на север и направлением на выбранный пункт? Сторона горизонта, имеющая азимут 90? Прибор для ориентирования? (Компас) Условная мера, показывающая во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане? (Масштаб) Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности на ровном участке? (Горизонт). Горы земного шара…..
IV. Игра “Верх - вниз” . Игроки образуют полукруг от ведущего. Он начинает перечислять большие и маленькие по площади государства. Если названо большое государство (Китай, Россия, Бразилия и т. п.), ребята поднимаются на носки и тянут руки вверх, тем самым как бы показывая размеры. Если же названы небольшие государства, все участники игры опускают руки вниз. Сделавший ребенок две ошибки выбывает из игры.