СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад был приготовлен для выступления на августовской НПК

Просмотр содержимого документа
«Августовская педагогическая конференция»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАКАРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Г.СВИРСК


Августовская педагогическая конференция

«Десятилетие детства: приоритеты развития муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров»







«Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»











Подготовила:

Скляр Е.Н. – учитель начальных классов МОУ «Макарьевская СОШ» г. Свирск



г. Свирск, 2018




Введение

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

  • Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными УУД.

  • Воспитательная цель должна определять задачи совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности.

  • Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

  3. Дети с нарушением речи (логопаты);

  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  5. Дети с умственной отсталостью;

  6. Дети с задержкой психического развития;

  7. Дети с нарушением поведения и общения;

  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых УУД, а также различные формы педагогической работы с ним.


Особенности работы с детьми

с ограниченными возможностями здоровья

На сегодняшний день в нашей школе обучается 16 человек, относящихся к 5 и 6 категориям. Эти дети в основном могут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями).

В своей работе с такими детьми я ставлю перед собой следующую цель: помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья  найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Для реализации цели использую следующие задачи:

  1. Определить  положительные возрастные потребности и интересы ребенка.

  2. Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.

  3. Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

  4. Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

И ожидаю следующий результат:

  1. Расширение кругозора воспитанника.

  2. Сказать самому себе «Я - как все».

  3. Уметь делать полезное не только для себя, но и уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.

  4. Научить любить жизнь, научить  преодолевать трудности и уметь протянуть руку помощи.

Хочу представить фрагмент урока, который позволяет достигнуть выше перечисленные результаты.

Свой урок я начинаю с релаксации:

На доске картинка с изображение леса, неба и солнца.

Представьте, что над нами голубое небо, а на нём солнышко ясное, теплое, лучистое. Оно светит всем и всех радует. Протяните свои ладошки вверх, к солнышку, а солнышко согреет их своими лучиками. Улыбнитесь солнышку, а теперь улыбнитесь друг другу.

Проблемная ситуация, позволяет определить тему урока.

- О чем мы будем говорить?

Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно взять желтые конверты и собрать разрезанные картинки.

- Что вы собрали?

- Это овощи или фрукты?

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы поговорим о фруктах. Вы узнаете, где они растут, чем различаются и зачем они нужны человеку.

Актуализация опорных знаний.

Вводная беседа «Фрукты. Что мы знаем о них?»

- Какие фрукты вы знаете?

- Какие из этих фруктов вы любите и почему? (предлагаю шаблон)

(Например, «Я люблю яблоко, потому что оно... сладкое, сочное, вкусное, душистое»).

Работа по теме урока.

- Где растут фрукты? ( На дереве, в саду).

(Входит девочка с корзинкой в руках)

Ребята, хозяйка пошла на базар. Купила овощи и фрукты на компот. Она очень торопилась и сложила в одну корзину. Давайте все разложим правильно.

- Что вы собрали в корзинку? Как их назвать, одним словом?

- Что осталось в другой корзинке? Назовите, одним словом.

А теперь попробуем разобраться, как отличить лимон от апельсина, поговорим про их форму, вкус, цвет.

- Какого цвета бывает лимон, апельсин?

Игра "Узнай на ощупь".

У меня в чудесном мешочке фрукты, а вы попробуйте, не глядя, угадать, какой фрукт вы взяли в руку.

- Как ты угадал?

- Какой формы лимон, апельсин?

Игра " Узнай по вкусу".

Вы молодцы, правильно определяли фрукты на ощупь. А на вкус сможете?

(Предлагаю детям попробовать разные кусочки фруктов и назвать их.)

Физкультминутка Игра с мячом «Я знаю»

Я кидаю вам мяч, вы ловите, называете фрукт произнося « Я знаю фрукт…» и возвращаете мяч.

Практическая работа (с использованием натуральных фруктов на сравнение апельсина и лимона (с заполнением таблицы)).


Апельсин

Лимон


различия

Цвет

Оранжевый

Жёлтый

Форма

Круглый

Овальный

Вкус

Кисло-сладкий

Кислый


Закрепление.

- Полезны ли фрукты? Чем?

- Как мы используем фрукты? Расскажите (из фруктов готовят компоты, джемы, варенье), еще из фруктов делают сок. Он очень полезен для здоровья.

Яблоко - яблочный сок.

Лимон - ..

Груша - ...

Апельсин - ...

Заключительная часть

1) Подведение итогов урока

- О каких фруктах мы говорили на уроке?

- Как вы отличите лимон от апельсина?

2) Рефлексия.

Перед вами дерево. У вас по три смайлика (красный, желтый и зеленый).

На дерево вы крепите только один смайлик. Этим вы оцените свою работу на уроке.

Красный цвет - у меня все получалось.

Желтый - были затруднения.

Зелёный - многое не получалось.

Оцените себя.

3) Оценивание результата работы учителем.

Мне остаётся лишь сказать вам СПАСИБО.

Спасибо за ваши ответы, за ваше поведение на уроке, за ваше старание.


Заключение

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложна и в тоже время интересна, так как дает возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и особенностей, реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.


8



Просмотр содержимого презентации
««ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»»

МОУ «Макарьевская средняя общеобразовательная школа» г. Свирск Особенности работы с детьми  с ограниченными возможностями здоровья Подготовила: Скляр Е.Н. – учитель начальных классов

МОУ «Макарьевская средняя общеобразовательная школа» г. Свирск

Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила:

Скляр Е.Н. –

учитель начальных классов

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Цели педагогического общения: Образовательная - должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными универсальными учебными действиями.

Цели педагогического общения:

Образовательная - должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными универсальными учебными действиями.

Цели педагогического общения: Воспитательная - должна определять задачи совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности.

Цели педагогического общения:

Воспитательная - должна определять задачи совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности.

Цели педагогического общения: Коррекционно-развивающая - должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Цели педагогического общения:

Коррекционно-развивающая - должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Классификация детей с ОВЗ:

Классификация детей с ОВЗ:

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Дети с нарушением речи (логопаты);
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Дети с умственной отсталостью;
  • Дети с задержкой психического развития;
  • Дети с нарушением поведения и общения;
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Цель моей педагогической деятельности при работе с детьми с ОВЗ: помочь каждому ребенку найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Цель моей педагогической деятельности при работе с детьми с ОВЗ:

помочь каждому ребенку найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Задачи :

Задачи :

  • Определить  положительные возрастные потребности и интересы ребенка.
  • Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.
  • Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
  • Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Ожидаемый результат :

Ожидаемый результат :

  • Расширение кругозора воспитанника.
  • Сказать самому себе «Я - как все».
  • Уметь делать полезное не только для себя, но и уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.
  • Научить любить жизнь, научить  преодолевать трудности и уметь протянуть руку помощи.
Фрагмент урока «Фрукты: лимон, апельсин»

Фрагмент урока

«Фрукты: лимон, апельсин»

фрукты  овощи

фрукты

овощи

Игровая деятельность :

Игровая деятельность :

  • «Узнай на ощупь»
  • «Узнай по вкусу»
  • «Я знаю…»
Практическая работа : Апельсин Лимон Различия Цвет Оранжевый Форма Жёлтый Круглый Вкус Кисло-сладкий Овальный Кислый

Практическая работа :

Апельсин

Лимон

Различия

Цвет

Оранжевый

Форма

Жёлтый

Круглый

Вкус

Кисло-сладкий

Овальный

Кислый