МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАКАРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Г.СВИРСК
Августовская педагогическая конференция
«Десятилетие детства: приоритеты развития муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров»
«Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
| Подготовила: Скляр Е.Н. – учитель начальных классов МОУ «Макарьевская СОШ» г. Свирск |
г. Свирск, 2018
Введение
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными УУД.
Воспитательная цель должна определять задачи совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых УУД, а также различные формы педагогической работы с ним.
Особенности работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья
На сегодняшний день в нашей школе обучается 16 человек, относящихся к 5 и 6 категориям. Эти дети в основном могут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями).
В своей работе с такими детьми я ставлю перед собой следующую цель: помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Для реализации цели использую следующие задачи:
Определить положительные возрастные потребности и интересы ребенка.
Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников.
Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
И ожидаю следующий результат:
Расширение кругозора воспитанника.
Сказать самому себе «Я - как все».
Уметь делать полезное не только для себя, но и уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.
Научить любить жизнь, научить преодолевать трудности и уметь протянуть руку помощи.
Хочу представить фрагмент урока, который позволяет достигнуть выше перечисленные результаты.
Свой урок я начинаю с релаксации:
На доске картинка с изображение леса, неба и солнца.
Представьте, что над нами голубое небо, а на нём солнышко ясное, теплое, лучистое. Оно светит всем и всех радует. Протяните свои ладошки вверх, к солнышку, а солнышко согреет их своими лучиками. Улыбнитесь солнышку, а теперь улыбнитесь друг другу.
Проблемная ситуация, позволяет определить тему урока.
- О чем мы будем говорить?
Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно взять желтые конверты и собрать разрезанные картинки.
- Что вы собрали?
- Это овощи или фрукты?
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы поговорим о фруктах. Вы узнаете, где они растут, чем различаются и зачем они нужны человеку.
Актуализация опорных знаний.
Вводная беседа «Фрукты. Что мы знаем о них?»
- Какие фрукты вы знаете?
- Какие из этих фруктов вы любите и почему? (предлагаю шаблон)
(Например, «Я люблю яблоко, потому что оно... сладкое, сочное, вкусное, душистое»).
Работа по теме урока.
- Где растут фрукты? ( На дереве, в саду).
(Входит девочка с корзинкой в руках)
Ребята, хозяйка пошла на базар. Купила овощи и фрукты на компот. Она очень торопилась и сложила в одну корзину. Давайте все разложим правильно.
- Что вы собрали в корзинку? Как их назвать, одним словом?
- Что осталось в другой корзинке? Назовите, одним словом.
А теперь попробуем разобраться, как отличить лимон от апельсина, поговорим про их форму, вкус, цвет.
- Какого цвета бывает лимон, апельсин?
Игра "Узнай на ощупь".
У меня в чудесном мешочке фрукты, а вы попробуйте, не глядя, угадать, какой фрукт вы взяли в руку.
- Как ты угадал?
- Какой формы лимон, апельсин?
Игра " Узнай по вкусу".
Вы молодцы, правильно определяли фрукты на ощупь. А на вкус сможете?
(Предлагаю детям попробовать разные кусочки фруктов и назвать их.)
Физкультминутка Игра с мячом «Я знаю»
Я кидаю вам мяч, вы ловите, называете фрукт произнося « Я знаю фрукт…» и возвращаете мяч.
Практическая работа (с использованием натуральных фруктов на сравнение апельсина и лимона (с заполнением таблицы)).
| Апельсин | Лимон |
| различия |
Цвет | Оранжевый | Жёлтый |
Форма | Круглый | Овальный |
Вкус | Кисло-сладкий | Кислый |
Закрепление.
- Полезны ли фрукты? Чем?
- Как мы используем фрукты? Расскажите (из фруктов готовят компоты, джемы, варенье), еще из фруктов делают сок. Он очень полезен для здоровья.
Яблоко - яблочный сок.
Лимон - ..
Груша - ...
Апельсин - ...
Заключительная часть
1) Подведение итогов урока
- О каких фруктах мы говорили на уроке?
- Как вы отличите лимон от апельсина?
2) Рефлексия.
Перед вами дерево. У вас по три смайлика (красный, желтый и зеленый).
На дерево вы крепите только один смайлик. Этим вы оцените свою работу на уроке.
Красный цвет - у меня все получалось.
Желтый - были затруднения.
Зелёный - многое не получалось.
Оцените себя.
3) Оценивание результата работы учителем.
Мне остаётся лишь сказать вам СПАСИБО.
Спасибо за ваши ответы, за ваше поведение на уроке, за ваше старание.
Заключение
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья сложна и в тоже время интересна, так как дает возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и особенностей, реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
8