«Особенности работы с высокомотивированными
и одаренными детьми»
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
- Одаренные дети – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут заикаться, иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска.
Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10 -летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.
К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;
По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не
отличаются.
Способным человек бывает часто, одаренным – реже,
талантливым – еще реже,
гениальным – 1-2 в столетие (Менделеев-химик).
В одной области этот человек способен на многое, но в другой он был никем.
по критерию “особенности возрастного развития”:
ранняя одарённость ( вундеркинды – дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности);
поздняя одарённость
Музыкальная одаренность: у В.А. Моцарта в 3 года, у Ф.Й. Гайдна – в 4 года, у Я.Л.Ф. Мендельсона – в 5 лет, у С.С. Прокофьева – в 8 лет, у Ф. Шуберта - в 11 лет, у К.М. Вебера – в 12 лет, у Л. Керубини - в 13 лет.
Художественная одаренность : у И.Е. Репина и В.А. Серова- в 6 лет, у С. Рафаэля и Ж.Б. Греза - в 8 лет, у А. Ван Дейка и Джотто - в 10 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет.
Математическая одаренность : у Б. Паскаля, Г.В. Лейбница, И. Ньютона, Ж.Л. Лагранжа, К.Ф. Гаусса, Э. Галуа - в 20 лет.
Художественные способности активный период до 9 лет. В этот период легче всего добиться успеха.
- кружки по интересам;
- секции;
- заочные школы;
- соревнования;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
- участие в олимпиадах;
- научно-исследовательские
конференции.
Утвержден перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов на 2018/19 учебный год
Минюст зарегистрировал приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 №197 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2018/19 учебный год».
В список вошли 224 мероприятия различной направленности. В том числе олимпиады такие, как Всероссийская олимпиада школьников, Московская олимпиада школьников, Объединенная межвузовская математическая олимпиада, Турнир городов, олимпиада Курчатов, Турнир имени М. В. Ломоносова, Открытая олимпиада по программированию, «Высшая проба», «Ломоносов», олимпиада СПбГУ, олимпиада Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», «Покори Воробьевы горы!», «Физтех» и другие.
- участвуйте в дистанционных олимпиадах только в «проверенных» источниках (прежде, чем принять участие, почитайте отзывы в сети Интернет о данных организаторах олимпиад);
- не ленитесь зайти на сайт организаторов олимпиады и детально его изучите (обязательно найдите контакты учредителей олимпиады: фактический адрес, ответственное лицо, банковские реквизиты), для проверки напишите письмо с каким-либо вопросом;
- посмотрите, какова стоимость участия в каждом этапе; сроки проведения и подведение итогов;
- посмотрите задания прошлых лет, чтобы знать, как готовить участников;
- обязательно скачайте Положение о проведении олимпиады.
« К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...»