Просмотр содержимого документа
««Особенности работы учителя – дефектолога в коррекционной школе»»
«Особенности работы учителя – дефектолога в коррекционной школе»
Консультативно-просветительская работа (с родителями и педагогами)
Диагностическая работа


Учитель-дефектолог
Коррекционно-развивающая работа


Повышение профессиональной компетенции
Методическая работа
Диагностическая работа
Согласно ФГОС НОО для детей с ОВЗ, наших учеников мы обследуем три раза в год.С 1 по 15 сентября проводится первичное обследование детей, также в этот период изучается документация учеников. В январе проводится контрольная диагностика. С 15 по 31 мая проводится итоговое обследование учащихся.
Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования базовых учебных действийи условий их преодоления, получение знаний об актуальном состоянии ребенка.
Обследование проводится по материалам Л. С.Цветковой, С.Д. Забрамной, В.Ф. Мачихиной, О.В. Боровика, Л.А. Венгер, Г.В. Чиркиной, Г.А.Волковой.
Что же дефектолог проверяет во время обследования?
Представление о себе
Пространственно-временная ориентировка.
Речевые процессы
Сенсорное развитие и элементарные математические представления
Двигательное развитие (тонус, равновесие, согласованность движений) и графо-моторные навыки
Особенности познавательной деятельности (память, внимание, мышление)
Программный материал
Обязательно отмечается: эмоциональное реагирование в ситуации обследования,восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания, темп работы, работоспособность.
Результаты обследования каждого ребенка записываются в карту развития дефектолога и оформляются в виде дефектологического представления, где дается краткое заключение о развитии ребенка с указанием нарушенных функций, и отмечаются основные направления коррекционной работы.
Коррекционно – развивающая работа
Цель – своевременная помощь детям с ОВЗ при освоении программного минимума содержания образования в условиях образовательной организации.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога предполагает реализацию коррекционно-развивающих программ, составленных с учетом возраста, особенностей развития обучающихся, структуры дефекта.
Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста.
Наиболее оптимальна форма работы – индивидуальная (до 25 минут). Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения.
Основные направления работы учителя-дефектолога:
Структурирование всех видов деятельности, особое внимание уделяем нормализации учебной деятельности или же формированию предпосылок учебной деятельности - формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму, совместно с педагогом)
Коррекция познавательной деятельности, преодоление неравномерности в развитии. Данная задача решается посредством использования специальных методик и программ, а также применением специальных и специфических методов, способов и приемов обучения (например, альтернативная и облегченная коммуникация, глобальное чтение).
Формирование коммуникативных навыков (коммуникативного поведения) и организация режима коммуникативного общения (актуально для детей с РАС), где особое внимание уделяется работе над расширением словарного запаса и развитием понятийной стороны речи.
Развитие экспрессивной и импрессивной речи
Развитие крупной и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, тактильно-двигательного развития
Кинестетическое развитие
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Восприятие особых свойств предметов
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства и времени,
Восприятие вкуса и запаха
Консультативно-просветительское и профилактическое направление( с педагогами и родителями)
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах обучения, развития ребенка, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Для педагогов: мы проводим круглые столы, совещаемся по каждому ученику, разрабатываем индивидуальные маршруты образовательного процесса, знакомим родителей с этими результатами.
Сами родители приходят к нам и делятся своим опытом.
Для родителей: проведение индивидуальных консультаций, где и родители высказывают свои пожелания, и мы уточняем необходимую нам информацию, для построения наиболее эффективной коррекционной работы, обучающие семинары, мастер-классы.