ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ И КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Ольга Петровна Пецух, кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПИОиП ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне
Компоненты речевой системы:
- фонетико-фонематический,
- лексический,
- грамматический
Совокупность нарушений формирования всех этих компонентов, выявленная в ходе логопедического обследования
– речевая симптоматика общего недоразвития речи (ОНР)
Речевая симптоматика может проявляться на разном уровне.
«Уровень речевого развития» - степень выраженности речевой симптоматики
I уровень речевого развития при ОНР – «отсутствие общеупотребительных средств общения» , отсутствие фраз – вербальных средств, выполняющих коммуникативную функцию После 3х лет – ОНР, 1 уровень речевого развития
II уровень речевого развития при ОНР –
«элементарная фраза из 2х-3х слов»
«элементарная» - состоящая из отдельных элементов общей структуры фразы (не обеспечивает достаточного выполнения своей коммуникативной функции)
После 4х лет – ОНР, 2 уровень речевого развития
III уровень речевого развития при ОНР –
«развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития»
После 5 лет – ОНР, 3 уровень речевого развития
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР
Коррекционно-развивающая работа на всех уровнях речевого развития строится как воздействие на всю систему речи с опорой на развитие системно связанных с речью психических функций
( формирование психологической базы речи – оптико-пространственных, слуховых, тактильно-двигательных, моторных функций)
Коррекция нарушений грамматического строя речи включает коррекцию нарушений понимания и использования грамматических значений ( по заданиям учителя-логопеда!!! );
Коррекция нарушений словаря
- проводится в соответствии с тематическим принципом
- от узких тем – к более широким:
«Кошка с котятами» ( I ур.), «Домашние животные» ( II ур.), «Животные домашние и дикие» ( III ур.), «Живая природа» ( IV ур. );
2) осуществляется на основе сенсорного и двигательного опыта , в разных видах деятельности и коммуникативных ситуациях
При I уровне речевого развития
- СЛОВАРНАЯ РАБОТА с детьми проводится в игровых коммуникативно-речевых ситуациях
- А где у нас киса? Пойдем искать?
- Давай позовём: КИСА! (сопряжённая речь ).
- Я позову: КИСА! И ты позови: КИСА! (отражённая речь)
- Стимулирование называния
- Нашли кису? Где она? Покажи (выбор из нескольких)
Уточнение понимания названия
- Скучает киса... Пусть к нам идёт, мы с ней поиграем!
- ИДИ, киса! Давай вместе: ИДИ! (сопряжённая речь).
- Я позову: ИДИ! И ты позови: ИДИ! (отражённая речь)
Стимулирование обозначения действия
- Словесному обозначению предшествует невербальная деятельность ребенка (действия с предметами (ощупать, погладить, потрогать, поиграть…), освоение «чувственной сферы» слова и первичного обобщения (посмотреть, послушать – разные виды наглядности (аудио-, видео-, реальный «предмет», игрушки (разные «кисы»), картинки (разные цветные, черно-белые…))
с детьми I уровня речевого развития
проводится подготовительная работа к формированию фонетически правильной речи
- развитие артикуляционной моторики, дифференцированного слухового восприятия, слухо-моторного взаимодействия,
- используются ритмически организованные звукоподражательные слова
Вот коровка М У -м у Вот цыплёнок К О -к о (к о -К О ) …
Ходит- бродит М У -м у Вот гусёнок Г А -г а (г а -Г А ) …
Щиплет травку М У -м у Вот и птенчик П И -п и (п и -П И ) …
Пьёт водичку М У -м у …
Вот коровка м у -М У (другая «коровка»)
При II уровне речевого развития
- Формировать навыки ведения диалога
- умения выслушать вопрос , понять его содержание,
- умения адекватно ответить на заданный вопрос ,
- умения переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).
- Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).
- Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения (Таня, смотри!)
Один из приемов стимулирования мотивации к речевым действиям младшего дошкольника – это введение дополнительного коммуниканта («говорящей» игрушки).
В этом случае воспитатель становится «режиссером» коммуникативного акта:
- Интересно, что Клоун нам принёс? Что у него в сумке? Мне не говорит…Может, вам скажет? Кто спросит ?
- Какие у него шарики красивые! Может, он даст нам с ними поиграть, если попросим? Кто попросит?
- Он не знает, какие интересные игрушки есть у вас в группе, а ему интересно…Кто расскажет?
При III уровне речевого развития
Учить составлять
- пересказ ,
- рассказы по картине, серии картин (развивать навык передачи в речи последовательности событий ),
- рассказы - описания
Одной из задач коррекционно-развивающей работы является вызывание у детей интереса
- к содержанию монологического высказывания,
- к языковым средствам монологического высказывания
Создание проблемных ситуаций в работе по формированию навыков пересказа и рассказа !!!
Важно формировать навык передачи в речи последовательности событий
- на основе непосредственных наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Игра «Разведчики»);
- на основе прошлого опыта (на прогулке лепили снеговика, на занятии рассказали, как это происходило; логопед наглядно фиксирует последовательность выполненных детьми действий «чтобы научиться»)
- на основе «переноса» собственного опыта последовательности выполняемых действий в другую ситуацию (рассказ по картине «Как дети лепили снеговика»)
- на основе «проживания» события, изображенного на картине («Живая картина»)
Организационные формы коррекционно-развивающей работы воспитателей в в группах компенсирующей и комбинированной направленности
- «Речевая зарядка» - проводится ежедневно утром как групповое коррекционное занятие ( в группах комбинированной направленности – в инклюзивном режиме (включение всех воспитанников группы в единое «поле» речевой деятельности с учетом образовательных потребностей детей с ТНР и образовательных возможностей здоровых детей )
- Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия по заданиям учителя-логопеда в индивидуальных тетрадях детей с ТНР - проводятся в течение дня
- «Коррекционный час» - подгрупповые и групповые коррекционные занятия , проводятся во второй половине дня и обеспечивают оказание квалифицированной помощи детям с ТНР в освоении содержания Программы
«Речевая зарядка»
- проводится утром в активном двигательном режиме
- обеспечивает включение детей в активную речевую деятельность на протяжении дня (активизацию артикуляции, фонации, речевого дыхания, активизацию словаря (по теме недели), грамматических структур, активизацию функций, позволяющих лучше воспринимать и понимать звучащую речь и осваивать письменную форму речи)
- состоит из 4-6 упражнений , выполнение которых занимает не более 10-12 мин. (нет сложных инструкций и обучения методике выполнения – упражнения знакомы детям (ранее освоены в ходе других форм образовательной деятельности) или проводятся по подражанию
- стимулирует позитивную мотивацию к речи (положительный эмоциональный фон, сюжетно-игровая канва, объединяющая упражнения)
«Речевая зарядка»
Учитель-логопед
Воспитатели
Описание упражнений для речевой зарядки на неделю
Понед.
1.Упражнение для развития речевого дыхания (плавного длительного ротового выдоха на слоге) и губной артикуляции: «Уууух» («Тянем репку»)
2.Упражнение для развития звуковысотных характеристик голоса (тянет репку дед (низким голосом), мышка(высоким голосом))
3. Упражнение для активизации глагольного словаря по теме и развития слуховой памяти «на линейный ряд» С мячом – «Что делали с репкой?»: садили, поливали, пололи, удобряли, тянули
4. Упражнение для закрепления навыка словоизменения С мячом – «Дед тянул, и баба - ?, дед поливал, и внучка - ?»
5.
… ..
… ..
Вт.
Рекомендации по усложнению упражнений для детей с нормальным речевым развитием
1.
2.
3.
6.
7.
Например:
В упр.2 (тянет репку дед (низким голосом), внучка(выше), кошка (ещё выше), мышка(высоко))
В упр. 3 (детям с ОВЗ – 3 слова для запоминания последовательности и повтора, здоровым детям – 4(5) или самостоятельное называние слов)
Планирование сюжетно-игровой канвы, повышающей интерес к выполнению упр. (в разные дни - разная)
1.
3.
4.
5.
6.
Ср.
2.
3.
4.
5.
7.
Четв
«Репка»
1.
2.
4.
5.
6.
«Зайкин огород»
«Маша и медведь»
Пятн.
2.
3.
5.
6.
7.
…
…
Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по заданию учителя-логопеда
предполагает оборудование в групповых помещениях
групп не только компенсирующей, но и комбинированной направленности зон , в которых
- размещаются специальные пособия и дидактические материалы,
- создаются возможности для использования специальных методов коррекционно-образовательной работы (например, специальных упражнений, способствующих коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики, требующих зрительного контроля с использованием зеркала )
Выполнение заданий по индивидуальным тетрадям
- индивидуальные (подгрупповые) коррекционные занятия предполагают владение воспитателями методикой выполнения заданий учителя-логопеда и умением оценивать правильность выполнения упражнений ребенком ( учителя-логопеды показывают методику работы с детьми в группе , воспитатели периодически посещают индивидуальные и подгрупповые занятия учителей-логопедов , наблюдая за их действиями и действиями детей)
- учителя-логопеды дают рекомендации по формированию подгрупп (не более 2-3 детей) для проведения коррекционной работы по индивидуальным тетрадям в группе
- воспитатели заранее планируют время проведения занятий по заданиям в индивидуальных тетрадях
«Коррекционный час»
- условное название подгрупповых коррекционных занятий, которые проводятся во второй половине дня с целью оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ в освоении содержания программы
- для их планирования необходимо ежедневно отслеживать и фиксировать конкретные трудности , возникающие у каждого ребенка с ОВЗ в ходе НОД и других форм организации образовательной деятельности (в планах работы на день – колонка для таких записей (например: Коля Н. – не включился в общий танец на музыкальном занятии, Даша К., Максим Т. – не узнали время года по описанию, Игорь Л., Рита К. – не вырезали кружок ))
- квалифицированная помощь предполагает не только индивидуальное обучение тому, что не усвоил , но и понимание того, почему не усваивает , развитие тех функций, которые обеспечат ребенку более успешное освоение содержания программы (в конце недели – 1)обсуждение с учителем-логопедом и педагогом-психологом выявленных трудностей, 2)сопоставление с результатами психолого-педагогической диагностики и 3)разработка наиболее оптимальных путей помощи детям на коррекционных занятиях на следующей неделе)
«Коррекционный час»
Первый этап
- Первая подгруппа (3 ребёнка) - развитие ручной моторики ( работа с ковриком-конструктором (застёжки, шнуровки, крючки …))
- Вторая подгруппа (4 ребенка) - развитие оптико-пространственных функций ( дорисовывание до целого части изображения )
- Третья подгруппа (2 ребенка) – развитие чувства ритма и слухомоторной координации ( совместное с воспитателем логоритмическое игровое упражнение )
Второй этап
- Дети третьей подгруппы подключаются к работе с ковриком конструктором (воспитатель просит детей первой подгруппы рассказать им, что они уже сделали, и что ещё надо сделать)
- Воспитатель с детьми второй подгруппы обсуждает, что у них получилось и проводит индивидуальную работу с ребенком по формированию умения работать с ножницами
« Коррекционный час» в группе комбинированной направленности
Перед проведением коррекционных занятий с детьми с ОВЗ необходимо организовать образовательную деятельность здоровых детей !
Варианты
- Включение детей в разные виды культурных практик:
- творческие мастерские,
- трудовые практики,
- интеллектуальные тренинги (развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи)
- ...
(ориентированы на проявление детьми
самостоятельности и инициативы в
разных видах деятельности)
2. Предоставление возможности здоровым детям осваивать
- парциальные программы на повышенном уровне
- или дополнительные образовательные программы (работа в кружках)
Планируемые результаты: - знания, - умения, навыки, - личностные качества, - готовность и способность (к каким-то действиям) -
Понимание сущности планируемых результатов обеспечивает качественное планирование проведение коррекционно-образовательной работы
Развитие способностей в дошкольном и школьном возрасте определяется преимущественно внутренней мотивацией ребенка
(В.Н. Дружинин)
Факторы, влияющие на формирование готовности к действиям:
- наличие личностного смысла действия и его результата,
- эмоциональное переживание ситуации выполнения действия,
- наличие позитивного опыта действий ,
- чувство и осознание личной ответственности за действия и их результаты
(Психологический словарь)
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Автор-составитель сборника Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008 Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОВЛАДЕВАЮЩИМИ РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ
- «Знакомство» (взрослый-ребенок, ребенок-ребенок)
- «Пригласи в свой дом» (ребенок — ребенок)
- «В гостях» (взрослый-ребенок, ребенок-ребенок)
- «На остановке» (взрослый-ребенок)
- «Я потерялся», «Я заблудился» (взрослый-ребенок)
- … .
- Речевые действия дети осваивают в коммуникативных ситуациях (коммуникативные, информативные, познавательные, регулятивные)
- Выполнение этих действий предполагает использование произносительных, лексических, грамматических умений и навыков
- Коммуникативная ситуация (проблемная), дает обучающемуся ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное речевое умение
Требования ФГОС ДО
к направленности коррекционной работы
ФГОС ДО, п. 2.11.2
Коррекционная работа должна быть направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы ;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы , их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Развиваются ли дети с нарушениями речи гармонично, разносторонне (не только в речевом, но и в социально-коммуникативном, познавательном, художественно-эстетическом, физическом направлении)? Что является ориентиром для оценки качества коррекционно-развивающей работы воспитателя?
Задание 1 для работы на дистанционном этапе
В тексте ФГОС ДО обратите внимание на содержание образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» ( вариант 1 ),
«Познавательное развитие» ( вариант 2 ),
«Художественно-эстетическое развитие» ( вариант 3 ),
«Физическое развитие» ( вариант 4 )
и на Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования .
Какие из этих целевых ориентиров являются показателем того, что ребенок хорошо развит именно в этой области?
Выпишите целевые ориентиры (показатели развития ребенка)
в указанной области.
Задание 2 для работы на дистанционном этапе Заполните таблицу материалами из текста Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи
Содержание образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» (в. 1)
«Познавательное развитие» (в. 2)
«Художественно-эстетическое развитие» (в. 3)
«Физическое развитие» (в. 4)
Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ТНР
в младшем дошкольном возрасте ( вторая младшая группа )
…
коррекционная работа с детьми с ТНР, не владеющими фразовой речью (с первым уровнем речевого развития)
…
в младшем дошкольном возрасте ( средняя группа )
…
коррекционная работа с детьми с начатками фразовой речи (со вторым уровнем речевого развития)
…
в старшем дошкольном возрасте ( старшая группа )
…
коррекционная работа с детьми с развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи (с третьим уровнем речевого развития)
…
в старшем дошкольном возрасте ( подготовительная к школе группа )
…
коррекционная работа с детьми с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи (с четвертым уровнем речевого развития)
…
Задание 3 для работы на дистанционном этапе
Опираясь на заполненную таблицу, проведите сопоставительный анализ содержания указанной в Вашем варианте образовательной области и содержания работы по осуществлению квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового развития детей с ТНР.
Как проводимая коррекционная работа может способствовать развитию ребенка с ТНР именно в этой области ?
Приведите примеры упражнений (игр или других видов работ), направленных одновременно на коррекцию нарушений речеязыкового развития и на развитие детей в указанной образовательной области:
- в работе с детьми с ОНР младшего дошкольного возраста при первом, втором уровне речевого развития ( один пример ),
- в работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста при третьем, четвертом уровне речевого развития ( один пример ).
Опишите методику проведения этих упражнений (игр или других видов работ)
Приведите примеры методов (игр, упражнений, других видов деятельности), обеспечивающих решение коррекционно-развивающей задачи и, одновременно, развитие детей с ТНР в определенной образовательной области
Игры и упражнения, виды деятельности
Коррекционно-развивающ ая задач а
Игра «Наше имя»
( детям предлагается найти в группе тех, чье имя состоит из того же количества слогов, что и их собственное, и совместно изобразить «схему имени»)
Образовательн ая задач а , направленн ая на социально-коммуникативное развитие ребенка
- закреплять навык и слогового анализа
овладению детьми основными культурными способами общения и взаимодействия со сверстниками
Творческих успехов, дорогие коллеги!