СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы воспитателей с дошкольниками с нарушениями речи в группах компенсирующей и комбинированной направленности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы воспитателей с дошкольниками с нарушениями речи в группах компенсирующей и комбинированной направленности»

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ  С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ   В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ И КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ        Ольга Петровна Пецух,   кандидат педагогических наук,   доцент кафедры СПИОиП  ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ И КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Ольга Петровна Пецух, кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПИОиП ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте  нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне   Компоненты речевой системы: фонетико-фонематический, лексический, грамматический  Совокупность нарушений формирования всех этих компонентов, выявленная в ходе логопедического обследования – речевая симптоматика общего недоразвития речи (ОНР) Речевая симптоматика может проявляться на разном уровне. «Уровень речевого развития» - степень выраженности речевой симптоматики

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне

Компоненты речевой системы:

  • фонетико-фонематический,
  • лексический,
  • грамматический

Совокупность нарушений формирования всех этих компонентов, выявленная в ходе логопедического обследования

речевая симптоматика общего недоразвития речи (ОНР)

Речевая симптоматика может проявляться на разном уровне.

«Уровень речевого развития» - степень выраженности речевой симптоматики

  I уровень речевого развития при ОНР –  «отсутствие общеупотребительных средств общения» ,  отсутствие фраз – вербальных средств, выполняющих коммуникативную функцию  После 3х лет – ОНР, 1 уровень речевого развития     II уровень речевого развития при ОНР – «элементарная фраза из 2х-3х слов» «элементарная» - состоящая из отдельных элементов общей структуры фразы (не обеспечивает достаточного выполнения своей коммуникативной функции) После 4х лет – ОНР, 2 уровень речевого развития  III уровень речевого развития при ОНР – «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития» После 5 лет – ОНР, 3 уровень речевого развития

I уровень речевого развития при ОНР – «отсутствие общеупотребительных средств общения» , отсутствие фраз – вербальных средств, выполняющих коммуникативную функцию После 3х лет – ОНР, 1 уровень речевого развития

II уровень речевого развития при ОНР –

«элементарная фраза из 2х-3х слов»

«элементарная» - состоящая из отдельных элементов общей структуры фразы (не обеспечивает достаточного выполнения своей коммуникативной функции)

После 4х лет – ОНР, 2 уровень речевого развития

III уровень речевого развития при ОНР –

«развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития»

После 5 лет – ОНР, 3 уровень речевого развития

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР   Коррекционно-развивающая работа на всех уровнях речевого развития строится как воздействие на всю систему речи с опорой на развитие системно связанных с речью психических функций ( формирование психологической базы речи – оптико-пространственных, слуховых, тактильно-двигательных, моторных функций) Коррекция нарушений  грамматического строя речи   включает коррекцию нарушений понимания и использования грамматических значений ( по заданиям учителя-логопеда!!! );    Коррекция нарушений словаря проводится в соответствии с тематическим принципом   от узких тем – к более широким: «Кошка с котятами» ( I ур.), «Домашние животные»  ( II ур.), «Животные домашние и дикие» ( III ур.), «Живая природа»  ( IV ур. ); 2) осуществляется на основе сенсорного и двигательного опыта , в разных видах деятельности и коммуникативных ситуациях

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР

Коррекционно-развивающая работа на всех уровнях речевого развития строится как воздействие на всю систему речи с опорой на развитие системно связанных с речью психических функций

( формирование психологической базы речи – оптико-пространственных, слуховых, тактильно-двигательных, моторных функций)

Коррекция нарушений грамматического строя речи включает коррекцию нарушений понимания и использования грамматических значений ( по заданиям учителя-логопеда!!! );

Коррекция нарушений словаря

  • проводится в соответствии с тематическим принципом
  • от узких тем – к более широким:

«Кошка с котятами» ( I ур.), «Домашние животные» ( II ур.), «Животные домашние и дикие» ( III ур.), «Живая природа» ( IV ур. );

2) осуществляется на основе сенсорного и двигательного опыта , в разных видах деятельности и коммуникативных ситуациях

При I уровне речевого развития   СЛОВАРНАЯ РАБОТА с детьми проводится в игровых коммуникативно-речевых ситуациях   А где у нас киса? Пойдем искать? Давай позовём: КИСА! (сопряжённая речь ). Я позову: КИСА! И ты позови: КИСА! (отражённая речь)  Стимулирование называния  Нашли кису? Где она? Покажи (выбор из нескольких)  Уточнение понимания названия  Скучает киса... Пусть к нам идёт, мы с ней поиграем!  ИДИ, киса! Давай вместе: ИДИ! (сопряжённая речь).  Я позову: ИДИ! И ты позови: ИДИ! (отражённая речь)  Стимулирование обозначения действия Словесному обозначению  предшествует невербальная деятельность ребенка  (действия с предметами (ощупать, погладить, потрогать, поиграть…), освоение «чувственной сферы» слова и первичного обобщения (посмотреть, послушать – разные виды наглядности (аудио-, видео-, реальный «предмет», игрушки (разные «кисы»), картинки (разные цветные, черно-белые…))

При I уровне речевого развития

  • СЛОВАРНАЯ РАБОТА с детьми проводится в игровых коммуникативно-речевых ситуациях
  • А где у нас киса? Пойдем искать?
  • Давай позовём: КИСА! (сопряжённая речь ).
  • Я позову: КИСА! И ты позови: КИСА! (отражённая речь)
  • Стимулирование называния
  • Нашли кису? Где она? Покажи (выбор из нескольких)

Уточнение понимания названия

  • Скучает киса... Пусть к нам идёт, мы с ней поиграем!
  • ИДИ, киса! Давай вместе: ИДИ! (сопряжённая речь).
  • Я позову: ИДИ! И ты позови: ИДИ! (отражённая речь)

Стимулирование обозначения действия

  • Словесному обозначению предшествует невербальная деятельность ребенка (действия с предметами (ощупать, погладить, потрогать, поиграть…), освоение «чувственной сферы» слова и первичного обобщения (посмотреть, послушать – разные виды наглядности (аудио-, видео-, реальный «предмет», игрушки (разные «кисы»), картинки (разные цветные, черно-белые…))
с детьми I уровня речевого развития   проводится подготовительная работа к формированию фонетически правильной речи развитие артикуляционной моторики, дифференцированного слухового восприятия, слухо-моторного взаимодействия,  используются ритмически организованные звукоподражательные слова  Вот коровка М У -м у  Вот цыплёнок К О -к о (к о -К О ) … Ходит- бродит М У -м у  Вот гусёнок Г А -г а (г а -Г А ) … Щиплет травку М У -м у  Вот и птенчик П И -п и (п и -П И ) …  Пьёт водичку М У -м у …  Вот коровка м у -М У  (другая «коровка»)

с детьми I уровня речевого развития

проводится подготовительная работа к формированию фонетически правильной речи

  • развитие артикуляционной моторики, дифференцированного слухового восприятия, слухо-моторного взаимодействия,
  • используются ритмически организованные звукоподражательные слова

Вот коровка М Уу Вот цыплёнок К ОооО ) …

Ходит- бродит М Уу Вот гусёнок Г АааА ) …

Щиплет травку М Уу Вот и птенчик П И -п и (п иИ )

Пьёт водичку М Уу …

Вот коровка м уУ (другая «коровка»)

При II уровне речевого развития   Формировать навыки ведения диалога умения выслушать вопрос , понять его содержание, умения адекватно ответить на заданный вопрос , умения переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?). Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).  Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения  (Таня, смотри!)  Один из приемов стимулирования мотивации к речевым действиям младшего дошкольника – это введение дополнительного коммуниканта («говорящей» игрушки).  В этом случае воспитатель становится «режиссером» коммуникативного акта: - Интересно, что Клоун нам принёс? Что у него в сумке? Мне не говорит…Может, вам скажет? Кто спросит ? - Какие у него шарики красивые! Может, он даст нам с ними поиграть, если попросим? Кто попросит? - Он не знает, какие интересные игрушки есть у вас в группе, а ему интересно…Кто расскажет?

При II уровне речевого развития

  • Формировать навыки ведения диалога
  • умения выслушать вопрос , понять его содержание,
  • умения адекватно ответить на заданный вопрос ,
  • умения переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).
  • Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?).
  • Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения (Таня, смотри!)

Один из приемов стимулирования мотивации к речевым действиям младшего дошкольника – это введение дополнительного коммуниканта («говорящей» игрушки).

В этом случае воспитатель становится «режиссером» коммуникативного акта:

- Интересно, что Клоун нам принёс? Что у него в сумке? Мне не говорит…Может, вам скажет? Кто спросит ?

- Какие у него шарики красивые! Может, он даст нам с ними поиграть, если попросим? Кто попросит?

- Он не знает, какие интересные игрушки есть у вас в группе, а ему интересно…Кто расскажет?

При III уровне речевого развития Учить составлять  пересказ ,  рассказы по картине, серии картин (развивать навык передачи в речи последовательности событий ),  рассказы - описания   Одной из задач коррекционно-развивающей работы является вызывание у детей интереса к содержанию монологического высказывания, к языковым средствам монологического высказывания Создание проблемных ситуаций в работе по формированию навыков пересказа и рассказа !!!

При III уровне речевого развития

Учить составлять

  • пересказ ,
  • рассказы по картине, серии картин (развивать навык передачи в речи последовательности событий ),
  • рассказы - описания

Одной из задач коррекционно-развивающей работы является вызывание у детей интереса

  • к содержанию монологического высказывания,
  • к языковым средствам монологического высказывания

Создание проблемных ситуаций в работе по формированию навыков пересказа и рассказа !!!

Важно формировать навык  передачи в речи последовательности событий на основе непосредственных наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Игра «Разведчики»);   на основе прошлого опыта (на прогулке лепили снеговика, на занятии рассказали, как это происходило; логопед наглядно фиксирует последовательность выполненных детьми действий «чтобы научиться»)  на основе «переноса» собственного опыта последовательности выполняемых действий в другую ситуацию (рассказ по картине «Как дети лепили снеговика»)   на основе «проживания» события, изображенного на картине («Живая картина»)

Важно формировать навык передачи в речи последовательности событий

  • на основе непосредственных наблюдений за серией выполняемых детьми действий (Игра «Разведчики»);

  • на основе прошлого опыта (на прогулке лепили снеговика, на занятии рассказали, как это происходило; логопед наглядно фиксирует последовательность выполненных детьми действий «чтобы научиться»)

  • на основе «переноса» собственного опыта последовательности выполняемых действий в другую ситуацию (рассказ по картине «Как дети лепили снеговика»)
  • на основе «проживания» события, изображенного на картине («Живая картина»)
Организационные формы коррекционно-развивающей работы воспитателей в в группах компенсирующей и комбинированной направленности «Речевая зарядка» - проводится ежедневно утром как групповое коррекционное занятие ( в группах комбинированной направленности – в инклюзивном режиме (включение всех воспитанников группы в единое «поле» речевой деятельности с учетом образовательных потребностей детей с ТНР и образовательных возможностей здоровых детей ) Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия  по заданиям учителя-логопеда  в индивидуальных тетрадях детей с ТНР  - проводятся в течение дня «Коррекционный час» - подгрупповые и групповые коррекционные занятия , проводятся во второй половине дня и обеспечивают оказание квалифицированной помощи детям с ТНР в освоении содержания Программы

Организационные формы коррекционно-развивающей работы воспитателей в в группах компенсирующей и комбинированной направленности

  • «Речевая зарядка» - проводится ежедневно утром как групповое коррекционное занятие ( в группах комбинированной направленности – в инклюзивном режиме (включение всех воспитанников группы в единое «поле» речевой деятельности с учетом образовательных потребностей детей с ТНР и образовательных возможностей здоровых детей )
  • Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия по заданиям учителя-логопеда в индивидуальных тетрадях детей с ТНР - проводятся в течение дня
  • «Коррекционный час» - подгрупповые и групповые коррекционные занятия , проводятся во второй половине дня и обеспечивают оказание квалифицированной помощи детям с ТНР в освоении содержания Программы
«Речевая зарядка»    проводится утром в активном двигательном режиме   обеспечивает включение детей в активную речевую деятельность на протяжении дня (активизацию артикуляции, фонации, речевого дыхания, активизацию словаря (по теме недели), грамматических структур, активизацию функций, позволяющих лучше воспринимать и понимать звучащую речь и осваивать письменную форму речи)   состоит из 4-6 упражнений , выполнение которых занимает не более 10-12 мин. (нет сложных инструкций и обучения методике выполнения – упражнения знакомы детям (ранее освоены в ходе других форм образовательной деятельности) или проводятся по подражанию  стимулирует позитивную мотивацию к речи (положительный эмоциональный фон, сюжетно-игровая канва, объединяющая упражнения)

«Речевая зарядка»

  • проводится утром в активном двигательном режиме

  • обеспечивает включение детей в активную речевую деятельность на протяжении дня (активизацию артикуляции, фонации, речевого дыхания, активизацию словаря (по теме недели), грамматических структур, активизацию функций, позволяющих лучше воспринимать и понимать звучащую речь и осваивать письменную форму речи)
  • состоит из 4-6 упражнений , выполнение которых занимает не более 10-12 мин. (нет сложных инструкций и обучения методике выполнения – упражнения знакомы детям (ранее освоены в ходе других форм образовательной деятельности) или проводятся по подражанию
  • стимулирует позитивную мотивацию к речи (положительный эмоциональный фон, сюжетно-игровая канва, объединяющая упражнения)

«Речевая зарядка»

Учитель-логопед

Воспитатели

Описание упражнений для речевой зарядки на неделю

Понед.

1.Упражнение для развития речевого дыхания (плавного длительного ротового выдоха на слоге) и губной артикуляции: «Уууух» («Тянем репку»)

2.Упражнение для развития звуковысотных характеристик голоса (тянет репку дед (низким голосом), мышка(высоким голосом))

3. Упражнение для активизации глагольного словаря по теме и развития слуховой памяти «на линейный ряд» С мячом – «Что делали с репкой?»: садили, поливали, пололи, удобряли, тянули

4. Упражнение для закрепления навыка словоизменения С мячом – «Дед тянул, и баба - ?, дед поливал, и внучка - ?»

5.

… ..

… ..

Вт.

Рекомендации по усложнению упражнений для детей с нормальным речевым развитием

1.

2.

3.

6.

7.

Например:

В упр.2 (тянет репку дед (низким голосом), внучка(выше), кошка (ещё выше), мышка(высоко))

В упр. 3 (детям с ОВЗ – 3 слова для запоминания последовательности и повтора, здоровым детям – 4(5) или самостоятельное называние слов)

Планирование сюжетно-игровой канвы, повышающей интерес к выполнению упр. (в разные дни - разная)

1.

3.

4.

5.

6.

Ср.

2.

3.

4.

5.

7.

Четв

«Репка»

1.

2.

4.

5.

6.

«Зайкин огород»

«Маша и медведь»

Пятн.

2.

3.

5.

6.

7.

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по заданию учителя-логопеда  предполагает оборудование в групповых помещениях   групп не только компенсирующей, но и комбинированной направленности  зон , в которых размещаются специальные пособия и дидактические материалы, создаются возможности для использования специальных методов коррекционно-образовательной работы (например, специальных упражнений, способствующих коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики, требующих зрительного контроля с использованием зеркала )

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по заданию учителя-логопеда

предполагает оборудование в групповых помещениях

групп не только компенсирующей, но и комбинированной направленности зон , в которых

  • размещаются специальные пособия и дидактические материалы,
  • создаются возможности для использования специальных методов коррекционно-образовательной работы (например, специальных упражнений, способствующих коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики, требующих зрительного контроля с использованием зеркала )
Выполнение заданий по индивидуальным тетрадям индивидуальные (подгрупповые) коррекционные занятия предполагают владение воспитателями  методикой выполнения заданий учителя-логопеда и умением оценивать правильность выполнения упражнений ребенком ( учителя-логопеды показывают методику работы с детьми в группе , воспитатели периодически посещают индивидуальные и подгрупповые занятия учителей-логопедов , наблюдая за их действиями и действиями детей)  учителя-логопеды дают рекомендации по формированию подгрупп (не более 2-3 детей) для проведения коррекционной работы по индивидуальным тетрадям в группе воспитатели заранее планируют время проведения занятий по заданиям в индивидуальных тетрадях

Выполнение заданий по индивидуальным тетрадям

  • индивидуальные (подгрупповые) коррекционные занятия предполагают владение воспитателями методикой выполнения заданий учителя-логопеда и умением оценивать правильность выполнения упражнений ребенком ( учителя-логопеды показывают методику работы с детьми в группе , воспитатели периодически посещают индивидуальные и подгрупповые занятия учителей-логопедов , наблюдая за их действиями и действиями детей)
  • учителя-логопеды дают рекомендации по формированию подгрупп (не более 2-3 детей) для проведения коррекционной работы по индивидуальным тетрадям в группе
  • воспитатели заранее планируют время проведения занятий по заданиям в индивидуальных тетрадях

«Коррекционный час»

  • условное название подгрупповых коррекционных занятий, которые проводятся во второй половине дня с целью оказания квалифицированной помощи детям с ОВЗ в освоении содержания программы

  • для их планирования необходимо ежедневно отслеживать и фиксировать конкретные трудности , возникающие у каждого ребенка с ОВЗ в ходе НОД и других форм организации образовательной деятельности (в планах работы на день – колонка для таких записей (например: Коля Н. – не включился в общий танец на музыкальном занятии, Даша К., Максим Т. – не узнали время года по описанию, Игорь Л., Рита К. – не вырезали кружок ))
  • квалифицированная помощь предполагает не только индивидуальное обучение тому, что не усвоил , но и понимание того, почему не усваивает , развитие тех функций, которые обеспечат ребенку более успешное освоение содержания программы (в конце недели – 1)обсуждение с учителем-логопедом и педагогом-психологом выявленных трудностей, 2)сопоставление с результатами психолого-педагогической диагностики и 3)разработка наиболее оптимальных путей помощи детям на коррекционных занятиях на следующей неделе)
«Коррекционный час»   Первый этап   Первая подгруппа (3 ребёнка) - развитие ручной моторики ( работа с ковриком-конструктором (застёжки, шнуровки, крючки …))  Вторая подгруппа (4 ребенка) - развитие оптико-пространственных функций ( дорисовывание до целого части изображения )  Третья подгруппа (2 ребенка) – развитие чувства ритма и слухомоторной координации ( совместное с воспитателем логоритмическое игровое упражнение ) Второй этап  Дети третьей подгруппы подключаются к работе с ковриком конструктором (воспитатель просит детей первой подгруппы рассказать им, что они уже сделали, и что ещё надо сделать)  Воспитатель с детьми второй подгруппы обсуждает, что у них получилось и проводит индивидуальную работу с ребенком по формированию умения работать с ножницами

«Коррекционный час»

Первый этап

  • Первая подгруппа (3 ребёнка) - развитие ручной моторики ( работа с ковриком-конструктором (застёжки, шнуровки, крючки …))
  • Вторая подгруппа (4 ребенка) - развитие оптико-пространственных функций ( дорисовывание до целого части изображения )
  • Третья подгруппа (2 ребенка) – развитие чувства ритма и слухомоторной координации ( совместное с воспитателем логоритмическое игровое упражнение )

Второй этап

  • Дети третьей подгруппы подключаются к работе с ковриком конструктором (воспитатель просит детей первой подгруппы рассказать им, что они уже сделали, и что ещё надо сделать)
  • Воспитатель с детьми второй подгруппы обсуждает, что у них получилось и проводит индивидуальную работу с ребенком по формированию умения работать с ножницами
« Коррекционный час» в группе комбинированной направленности    Перед проведением коррекционных занятий с детьми с ОВЗ необходимо организовать образовательную  деятельность здоровых детей ! Варианты Включение детей в разные виды культурных практик:  творческие мастерские,  трудовые практики,  интеллектуальные тренинги (развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи) ...  (ориентированы на проявление детьми  самостоятельности и инициативы в  разных видах деятельности)  2. Предоставление возможности здоровым детям осваивать парциальные программы на повышенном уровне  или дополнительные образовательные программы (работа в кружках)

« Коррекционный час» в группе комбинированной направленности

Перед проведением коррекционных занятий с детьми с ОВЗ необходимо организовать образовательную деятельность здоровых детей !

Варианты

  • Включение детей в разные виды культурных практик:
  • творческие мастерские,
  • трудовые практики,
  • интеллектуальные тренинги (развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи)
  • ...

(ориентированы на проявление детьми

самостоятельности и инициативы в

разных видах деятельности)

2. Предоставление возможности здоровым детям осваивать

  • парциальные программы на повышенном уровне
  • или дополнительные образовательные программы (работа в кружках)

 Планируемые результаты:  - знания,  - умения, навыки,  - личностные качества,    - готовность и способность (к каким-то действиям)   -

Планируемые результаты: - знания, - умения, навыки, - личностные качества, - готовность и способность (к каким-то действиям) -

Понимание сущности планируемых результатов  обеспечивает качественное планирование  проведение коррекционно-образовательной работы  Развитие способностей в дошкольном и школьном возрасте определяется преимущественно  внутренней мотивацией ребенка  (В.Н. Дружинин)  Факторы, влияющие на формирование готовности к действиям: наличие личностного смысла действия и его результата, эмоциональное переживание ситуации выполнения действия, наличие позитивного опыта действий , чувство и осознание личной ответственности за действия и их результаты  (Психологический словарь)

Понимание сущности планируемых результатов обеспечивает качественное планирование проведение коррекционно-образовательной работы

Развитие способностей в дошкольном и школьном возрасте определяется преимущественно внутренней мотивацией ребенка

(В.Н. Дружинин)

Факторы, влияющие на формирование готовности к действиям:

  • наличие личностного смысла действия и его результата,
  • эмоциональное переживание ситуации выполнения действия,
  • наличие позитивного опыта действий ,
  • чувство и осознание личной ответственности за действия и их результаты

(Психологический словарь)

  Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Автор-составитель сборника Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008  Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»    ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОВЛАДЕВАЮЩИМИ РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ Коммуникативные ситуации «Знакомство» (взрослый-ребенок, ребенок-ребенок) «Пригласи в свой дом» (ребенок — ребенок) «В гостях» (взрослый-ребенок, ребенок-ребенок) «На остановке» (взрослый-ребенок) «Я потерялся», «Я заблудился» (взрослый-ребенок) … .  Речевые действия дети осваивают в коммуникативных ситуациях (коммуникативные, информативные, познавательные, регулятивные)  Выполнение этих действий предполагает использование произносительных, лексических, грамматических умений и навыков  Коммуникативная ситуация (проблемная), дает обучающемуся ответ на вопрос, зачем  может понадобиться то или иное речевое умение

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Автор-составитель сборника Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008 Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования»

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОВЛАДЕВАЮЩИМИ РУССКИМ (НЕРОДНЫМ) ЯЗЫКОМ

  • Коммуникативные ситуации
  • «Знакомство» (взрослый-ребенок, ребенок-ребенок)
  • «Пригласи в свой дом» (ребенок — ребенок)
  • «В гостях» (взрослый-ребенок, ребенок-ребенок)
  • «На остановке» (взрослый-ребенок)
  • «Я потерялся», «Я заблудился» (взрослый-ребенок)
  • … .
  • Речевые действия дети осваивают в коммуникативных ситуациях (коммуникативные, информативные, познавательные, регулятивные)
  • Выполнение этих действий предполагает использование произносительных, лексических, грамматических умений и навыков

  • Коммуникативная ситуация (проблемная), дает обучающемуся ответ на вопрос, зачем может понадобиться то или иное речевое умение
Требования ФГОС ДО к направленности коррекционной работы  ФГОС ДО, п. 2.11.2 Коррекционная работа должна быть направлена на:  1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы ;  2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы , их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Требования ФГОС ДО

к направленности коррекционной работы

ФГОС ДО, п. 2.11.2

Коррекционная работа должна быть направлена на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы ;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы , их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

 Развиваются ли дети с нарушениями речи гармонично, разносторонне (не только в речевом, но и в социально-коммуникативном, познавательном, художественно-эстетическом, физическом направлении)?   Что является ориентиром для оценки качества  коррекционно-развивающей работы воспитателя?

Развиваются ли дети с нарушениями речи гармонично, разносторонне (не только в речевом, но и в социально-коммуникативном, познавательном, художественно-эстетическом, физическом направлении)? Что является ориентиром для оценки качества коррекционно-развивающей работы воспитателя?

Задание 1 для работы на дистанционном этапе   В тексте ФГОС ДО обратите внимание на содержание образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие»  ( вариант 1 ),  «Познавательное развитие» ( вариант 2 ),  «Художественно-эстетическое развитие» ( вариант 3 ),  «Физическое развитие» ( вариант 4 )   и на Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного  образования .  Какие из этих целевых ориентиров являются показателем того, что ребенок хорошо развит именно в этой области?    Выпишите целевые ориентиры  (показатели развития ребенка)  в указанной области.

Задание 1 для работы на дистанционном этапе

В тексте ФГОС ДО обратите внимание на содержание образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» ( вариант 1 ),

«Познавательное развитие» ( вариант 2 ),

«Художественно-эстетическое развитие» ( вариант 3 ),

«Физическое развитие» ( вариант 4 )

и на Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного

образования .

Какие из этих целевых ориентиров являются показателем того, что ребенок хорошо развит именно в этой области?

Выпишите целевые ориентиры (показатели развития ребенка)

в указанной области.

Задание 2 для работы на дистанционном этапе Заполните таблицу материалами из текста Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи

Содержание образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» (в. 1)

«Познавательное развитие» (в. 2)

«Художественно-эстетическое развитие» (в. 3)

«Физическое развитие» (в. 4)

Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ТНР

в младшем дошкольном возрасте ( вторая младшая группа )

коррекционная работа с детьми с ТНР, не владеющими фразовой речью (с первым уровнем речевого развития)

в младшем дошкольном возрасте ( средняя группа )

коррекционная работа с детьми с начатками фразовой речи (со вторым уровнем речевого развития)

в старшем дошкольном возрасте ( старшая группа )

коррекционная работа с детьми с развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи (с третьим уровнем речевого развития)

в старшем дошкольном возрасте ( подготовительная к школе группа )

коррекционная работа с детьми с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи (с четвертым уровнем речевого развития)

Задание 3 для работы на дистанционном этапе   Опираясь на заполненную таблицу, проведите сопоставительный анализ содержания указанной в Вашем варианте образовательной области и содержания работы по осуществлению квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового развития детей с ТНР.  Как проводимая коррекционная работа может способствовать развитию ребенка с ТНР именно в этой области ?  Приведите примеры упражнений (игр или других видов работ), направленных одновременно на коррекцию нарушений речеязыкового развития и на развитие детей в указанной образовательной области: в работе с детьми с ОНР младшего дошкольного возраста при первом, втором уровне речевого развития ( один пример ), в работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста при третьем, четвертом уровне речевого развития ( один пример ).  Опишите методику проведения этих упражнений (игр или других видов работ)

Задание 3 для работы на дистанционном этапе

Опираясь на заполненную таблицу, проведите сопоставительный анализ содержания указанной в Вашем варианте образовательной области и содержания работы по осуществлению квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового развития детей с ТНР.

Как проводимая коррекционная работа может способствовать развитию ребенка с ТНР именно в этой области ?

Приведите примеры упражнений (игр или других видов работ), направленных одновременно на коррекцию нарушений речеязыкового развития и на развитие детей в указанной образовательной области:

  • в работе с детьми с ОНР младшего дошкольного возраста при первом, втором уровне речевого развития ( один пример ),
  • в работе с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста при третьем, четвертом уровне речевого развития ( один пример ).

Опишите методику проведения этих упражнений (игр или других видов работ)

  Приведите примеры методов (игр, упражнений, других видов деятельности),  обеспечивающих решение коррекционно-развивающей задачи и, одновременно, развитие детей с ТНР в определенной образовательной области    Игры  и упражнения, виды деятельности Коррекционно-развивающ ая задач а  Игра «Наше имя»  ( детям предлагается найти в группе тех, чье имя состоит из того же количества слогов, что и их собственное, и совместно изобразить «схему имени») Образовательн ая задач а , направленн ая на социально-коммуникативное развитие ребенка  закреплять навык и слогового анализа  с пособствовать овладению детьми основными культурными способами общения и взаимодействия со сверстниками

Приведите примеры методов (игр, упражнений, других видов деятельности), обеспечивающих решение коррекционно-развивающей задачи и, одновременно, развитие детей с ТНР в определенной образовательной области

Игры и упражнения, виды деятельности

Коррекционно-развивающ ая задач а

Игра «Наше имя»

( детям предлагается найти в группе тех, чье имя состоит из того же количества слогов, что и их собственное, и совместно изобразить «схему имени»)

Образовательн ая задач а , направленн ая на социально-коммуникативное развитие ребенка

  • закреплять навык и слогового анализа
  • с пособствовать

овладению детьми основными культурными способами общения и взаимодействия со сверстниками

Творческих успехов, дорогие коллеги!

Творческих успехов, дорогие коллеги!