Особенности разработки ИОМ и СИПР
Лукинова Дарья Дмитриевна
педагог-психолог
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, который отражает специальные условия, необходимые для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Условия проектирования ИОМ
- наличие в образовательной организации службы психолого-педагогического сопровождения;
- желание ребенка обучаться инклюзивно;
- согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка инклюзивно.
Решаемые задачи
1. Потребность в материально-технических ресурсах, организация развивающей среды.
2. Форма обучения, режим пребывания в школе, общая нагрузка.
3. Объем, содержание, формы организации психолого-педагогического сопровождения.
4. Стратегия коррекционно-развивающей работы.
5. Необходимость адаптации образовательной программы.
6. Необходимость адаптированных учебных пособий и дидактических материалов.
7. Стратегия организации образовательного процесса, способствующая включению в социум.
8. Стратегия включения в общешкольную жизнь.
Структура ИОМ
- Учебный план и соответствующие рабочие программы.
- Направления и программы коррекционно-развивающей работы.
- Направления и мероприятия, по воспитанию и социализации ребенка с ОВЗ.
0. Общие сведения
- информация о заключении ПМПК,
- рекомендации специалистов сопровождения.
1. Освоение АООП
- учебный план (инвариантная и вариативная части);
2. Организация коррекционно-развивающей работы
- коррекционно-развивающая работа со специалистами сопровождения,
- коррекционно-развивающие программы,
- система отслеживания динамики развития ребенка.
3. Социализация
- внеклассная и внеурочная деятельность;
- мероприятия, направленные на социализацию ребенка.
Практическая работа
На основании пакета документов составить примерный вариант Индивидуального образовательного маршрута для ребенка
Специальная индивидуальная программа развития ребенка
СИПР разрабатывается на детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Основной задачей обучения ребенка по СИПР является его социализация, научение социально-бытовым навыкам, адекватному поведению в обществе, развитие самостоятельности.
Критерии обследования ребенка с ТМНР
- Эмоционально-волевая сфера
Индивидуальные сведения
ФИО ребенка: К В А
Возраст ребенка: 16 лет
Место жительства: г. Бердск ул. Комсомольская 29-156
Мать: К А Б
Отец К А П
Год обучения в МБОУ СОШ №9: 8 год
Заключение ПМПК №325 от 13.06.2010г.
Рекомендации: Обучение в ОО по АОП для обучающихся с ТМНР
Характеристика
- Общее впечатление о ребенке
- Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка
- Особенности психофизического развития
- Сформированность учебных навыков
- Характеристика интеллектуального развития, обучаемости
- Эмоционально-поведенческие особенности
- Динамика за период обучения в 7 классе
Индивидуальный учебный план
Название предмета
Речь и альтернативная (дополнительная коммуникация)
2 класс
Математические представления
1
1
Окружающий природный мир
0,25
Окружающий социальный мир
0,25
Человек
0,25
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
0,5
0,25
Сенсорное развитие
0,5
Предметно – практические действия
0,5
Двигательное развитие
0,25
Альтернативная и дополнительная коммуникация
0,25
Коррекционно – развивающие занятия
3
ИТОГО
8
Содержание образования
Содержание
1чет
Представления о форме
2чет
Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата, треугольника, называние и показ.
3чет
Вырезание круга, квадрата, треугольника по контурам совместно со взрослым, с частичной помощью взрослого, самостоятельно.
4чет
Представления о величине
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений различной величины
Закрепление представлений о величине в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.
Специалисты
ФИО педагога
предмет
подпись
Сотрудничество с семьей
Задачи
Мероприятия
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка
Отчет о проведении
- индивидуальные консультации родителей со специалистами
- консультации родителей по темам: "Организация свободного времени дома", "Реализация СИПР в домашних условиях", "Двигательное развитие ребенка", "Формирование предметно-практической деятельности"
Перечень средств и материалов
Средства мониторинга
Уровни освоения (выполнения) действий/операций
1. Пассивное участие
нет
2. Активное участие. Действие выполняется ребенком
со значительной помощью взрослого
зп
с частичной помощью взрослого
чп
по последовательной инструкции (изображения или вербально)
пи
по подражанию или по образцу
п/о
самостоятельно с ошибками
со
самостоятельно
с
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
нет
2. Не выявить наличие представлений
?
3. Представление на уровне:
использования по прямой подсказке
пп
использования с косвенной подсказкой (изображение)
п
самостоятельного использования
с
Практическая работа
На основании пакета документов составить примерный вариант Специальной индивидуальной программы развития ребенка