З. Б. Рожкова
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Е. В. Гассий
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ НА УРОКЕ ФОРТЕПИАНО
Раскрытие сущности понятия «элементарное музицирование».
«Элементарное музицирование – форма коллективной синкретической устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия».
«Элементарное музицирование – это работа со словом, музыкальным инструментом, это использование ритма, мелодий, гармонии в их простейших формах. Параллельная и одновременная деятельность по освоению этих элементарных средств на разном материале и является естественной средой рождения и развития музыки». [12]
В переводе с немецкого языка, музицирование означает заниматься музыкой. Понятие «музицирование» очень многогранно и имеет свою историю.
Понятие «элементарное музицирование» было введено К. Орфом. Термин «элементарный» не значит простой и примитивный, К. Орф дает ему такое объяснение: (с лат.) «относящийся к элементам, к основам вещества, первозданный, изначальный». «Элементарная музыка - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она не знает крупных форм архитектоники; она связана с небольшими хороводными формами и с простым видом рондо, каждый способен ее изучить и пережить; она близка детям». Определяющими идеями музыкально-воспитательной концепции К. Орфа являются: «синтетическое использование звучащего слова, пения, жеста, танцевально-ритмического начала и инструментальной атмосферы, характеризующей происходящее».
Если говорить о музицировании на уроках музыки в музыкальной школе, то можно отметить, что оно является исполнительской музыкальной деятельностью. Такая деятельность помогает ребенку ощутить природу музыкального исполнительства, почувствовать себя музыкантом, способным к восприятию, познанию музыки и ее воплощению в собственной деятельности.
В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки. Элементарное музицирование становится инструментом не преподавания, а учения, деятельностью самого ученика.
Таким образом, опираясь на определения К. Орфа – элементарное музицирование – это простейшая творческая деятельность детей, связанная с движением, танцами и игрой на музыкальном инструменте.
Для активизации и последовательного формирования чувства ритма, ритмических навыков используются небольшие и несложные по форме произведения, освоенные учащимися в игре на музыкальных инструментах или в процессе слушания.
Развитие чувства ритма идет параллельно в нескольких направлениях. Одно дает детям понимание соотношения различных длительностей. Другое – обеспечивает усвоение разных ритмических фигур и через их запоминание – развитие внутреннего ритмического слуха. Третье закрепляет представление о сильных и слабых долях благодаря воспроизведению их пульсации. Четвертое способствует формированию представления об эмоциональной сущности ритма через инструментальное сопровождение.
Представления ребят об эмоциональной сущности ритма усиливаются через окраску звучания инструментов, для которых написана та или иная партия, каждая должна ярко передавать особенности художественного образа, например, тиканье часов или стук дождевых капель. Для определения выразительности, изобразительности ритмического сопровождения необходим и анализ произведений (выявление его характера и средств музыкальной выразительности).
Активизация музыкально-ритмического чувства учащихся осуществляется в игровых ситуациях с помощью привлечения ассоциативных связей между элементарными ритмическими представлениями и наблюдаемыми жизненными явлениями. [8]
Начинать развивать музыкально-ритмическое чувство рекомендуется с заданий, выполняя которые дети должны передать на музыкальном инструменте равномерную пульсацию метрических долей маршевой музыки во время ее исполнения педагогом.
Первые задания, направленные на развитие ощущения пульсации, строятся на основе произведений, имеющих одинаковый темп. Затем в работу следует включать пьесы с контрастными темпами (например, «Марш» С. Прокофьева из сборника «Детская музыка» и пьесу В. Ребикова «Медведь»). Ощущение различных скоростей движения долей в собственном исполнении активизирует у учащихся музыкально-ритмическое чувство, помогает им уяснить изобразительность, выразительность ритма в музыке.
Итак, ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Художественно-содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого как способность активно переживать и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями.
Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, опосредуется его мышечным чувством, а значит развитие чувства ритма в процессе элементарного музицирования на уроке фортепиано обогащает их слушательский опыт, способствует исполнительству в ансамбле, а также импровизированию под музыку.
Список использованных источников:
Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для педагогических институтов / О. А. Апраксина. - Москва: Просвещение, 1983. - 222 с.
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. - Электрон. дан. - М. : Рос. гос. б-ка, 1997- . - Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.