Чебышева У.М.
МБОУ «Школа ОВЗ»
ГУП (Государственный университет просвещения)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые аспекты стороны эмоционально-волевой сферы детей с расстройствами аутистического спектра. Описаны особенности коррекционной работы с данной категорией детей.
Annotation
The article examines the key aspects of the emotional and volitional sphere of children with autism spectrum disorders. The features of correctional work with this category of children are described.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, младшие школьники, коррекционная работа, аутизм, эмоционально-волевая сфера.
Keywords: autism spectrum disorders, primary school children, correctional work, autism, emotional and volitional sphere.
Для детей с расстройствами аутистического спектра характерно ограничение в области эмоциональной и социальной компетенции, что сказывается на формировании и развитии их эмоционально-волевой сферы. Они могут испытывать трудности в распознавании и непосредственном выражении эмоций, а также в контроле своих действий и поведения.
Для успешного развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с расстройствами аутизма необходима индивидуализированная поддержка и помощь специалистов, включая психологов, педагогов и специалистов по аутизму. Важно создать благоприятную обстановку для развития эмоциональных навыков, проводить специальные тренинги по развитию социальных навыков и эмоциональной регуляции, а также работать над формированием самоконтроля и саморегуляции.
Специалисты должны также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать подход к их потребностям. Кроме того, важно включать родителей в процесс работы над развитием эмоционально-волевой сферы ребенка и обучать их методам поддержки и стимулирования его эмоционального и волевого развития.
В настоящее время одной из актуальных проблем в области психологии и педагогики является изучение развития эмоционально-волевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра. Это особая категория детей, которые испытывают трудности в социальном взаимодействии, коммуникации и адаптации к окружающему миру. Понимание особенностей развития эмоционально-волевой сферы у младших школьников с данными расстройствами является важным шагом для создания эффективных методик обучения и поддержки таких детей.
Аутизм - это нейроразвивательное расстройство, которое проявляется на раннем этапе жизни ребенка и сопровождает его на протяжении всего жизненного пути. Однако каждый ребенок находится на своем уникальном месте в аутистическом спектре, что делает его разработку индивидуальной и сложной задачей. Особенности развития эмоционально-волевой сферы данных детей требуют специального внимания со стороны родителей, педагогов и специалистов в области психологии.
Цель данной статьи - представить читателям основные особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Будут рассмотрены факторы, оказывающие влияние на ее формирование, а также предложены методики работы с детьми данной категории для стимулирования и поддержки их эмоционального и волевого развития.
Влияние расстройств аутистического спектра на развитие эмоциональной сферы у младших школьников
Развитие эмоционально-волевой сферы у младших школьников с расстройствами аутистического спектра имеет свои особенности, особенно в контексте влияния данных расстройств на формирование эмоциональной сферы. Дети с аутизмом часто испытывают трудности в понимании и выражении эмоций, что сказывается на их социальной адаптации и общении со сверстниками.
Одной из основных особенностей является ограниченность эмоционального репертуара у младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Они могут испытывать затруднения в распознавании и интерпретации чувств других людей, что затрудняет развитие их социальных навыков. Также наблюдается лимитированность выражения собственных эмоций, что затрудняет их способность к эмоциональной саморегуляции.
Другим аспектом влияния расстройств аутистического спектра на развитие эмоциональной сферы у младших школьников является повышенная чувствительность к внешним раздражителям. Дети с аутизмом могут реагировать более интенсивно на различные эмоциональные и сенсорные стимулы, что также влияет на их способность к адаптации в социальных ситуациях.
Учитывая данные особенности, важно предоставлять младшим школьникам с расстройствами аутистического спектра специализированную поддержку и обучение по развитию эмоциональной сферы. Это включает в себя работу с психологами, специалистами по специальному образованию и работу над эмоциональной саморегуляцией через специальные методики и программы коррекционной педагогики.
Особенности проявления волевых функций у детей с расстройствами аутистического спектра
Особенности проявления волевых функций у детей с расстройствами аутистического спектра. Развитие эмоционально-волевой сферы играет важную роль в жизни младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Волевые функции включают в себя способность к самоконтролю, планированию и реализации своих целей, а также управление поведением. У детей с аутизмом эти функции могут проявляться с некоторыми особенностями, что требует особого подхода к их развитию.
Одной из особенностей проявления волевых функций у детей с расстройствами аутистического спектра является слабая способность к саморегуляции. Они могут испытывать трудности с контролем своих эмоций и поведения. Например, ребенок с аутизмом может испытывать чувство страха или тревоги в ситуациях, которые для других детей не представляют угрозу. Это может привести к непредсказуемому и неадекватному поведению.
Еще одной характеристикой волевых функций у детей с расстройствами аутистического спектра является трудность в планировании и саморегуляции своей деятельности. У них может быть затруднено понимание последовательности действий и выполнение задач по плану. Это связано с нарушениями в функционировании моторной системы и сложностями в организации своего времени.
Для развития волевых функций у детей с расстройствами аутистического спектра необходимо применять специальные методы и подходы. Важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его возможности и потребности. Например, можно использовать визуальные средства, такие как графики и схемы, для помощи в планировании и организации деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
2. Клевитов С.И. Сущность, специфика проявления аутизма и проблемы социализации аутистов в современном обществе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 6 (134). С. 133-138.
3. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. СПб.: ИСПиП, 1998. 144 с.
4. Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи. М.: Теревинф, 2000. 341 с.
5. Нестерова А.А. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра: практическое руководство для педагогов. М.: РИТМ, 2016. 192 с.
6. Янбаева Айзанат Мурзадиновна студентка 2 курса факультет гуманитарного и медико-биологического образования, Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь e-mail: [email protected] Научный руководитель: Ситникова Алёна Дмитриевна, преподаватель кафедры дефектологии и русского языка Ставропольский государственный медицинский университет, Россия, г. Ставрополь ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
7. Иванова А.В. студент магистратуры кафедра коррекционной педагогики Академия психологии и педагогики ЮФУ Научный руководитель: Рыжова О.С. , к.п.н. доцент кафедры коррекционной педагогики ЮФУ Россия, г. Ростов – на – Дону ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕКСКОГО СПЕКТРА.
8. Агафонова Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма: (характеристика по результатом диагностического и динамического обследования) / Е.Л. Агафонова, О.О. Григорян//Коррекционная педагогика. - 2006. - № 1. С. 12-30.
9. Аршатская О.О психологической помощи детям раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: взаимодействие специалистов и родителей // Дошкольное воспитание, 2006 - № 8, с. 63-70
10. Аспергер Г. Аутистические психопаты в детском возрасте [Asperger H. Die «Autistischen Psychopathen» im Kindesalter. Archiv für Psychiatrie und Nervenkrankheiten, 1944.
11. Астапов В.М. Искаженное психическое развитие / В.М. Астапов // Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994.
2