Дагестанский институт развития образования
Кафедра дошкольного и начального образования
Проект
«Города Дагестана»

Выполнила: Акаева Ж.Р, учитель нач кл
МБОУ СОШ №4
г.Буйнакск
Руководитель: Исаева Ж.
Махачкала, 2015
Содержание
Введение ……………………………………………………3-4
Подготовительный этап……………………………4-6
Основной этап……………………………………….7-10
Заключительный этап……………………………….10-12
Литература …………………………………………….13
V. Приложение …………………….……………………. 14-19
Введение
Дагестан – жемчужина Кавказа, страна загадок и гор, испокон веков притягивающая к себе огромное количество путешественников, поэтов, художников, писателей. Этот таинственный край славился издревле богатством обычаев, гостеприимством, умиротворяющей красотой горных живописных пейзажей. Тысячелетиями за право владения этой землей боролись гунны и римляне, монголо-татары и турки, хазары и арабы. Дагестан сегодня - южный регион России и крупнейшая по числу жителей республика Северного Кавказа. Вся территория, занимающая площадь в пятьдесят тысяч квадратных километров. Это величественные горы, песчаные солнечные пляжи Каспийского побережья, высокогорные ледники, степи, субтропический лиановый лес и, конечно, города и села Дагестана. Здесь открыты большие запасы газа и нефти, имеется крупное месторождение меди. Но главное богатство региона – население, уникальное этническое сообщество из более ста народностей и национальностей!
Нигде в мире на такой небольшой территории не проживают столь разные люди. Самым большим городом и столицей РД является Махачкала, имеющая население более шестисот тысяч человек. Это молодой город, ему всего 165 лет. Махачкала была основана как русское укрепление во времена Персидского похода, когда в этих местах стоял лагерь Петра Великого. Однако не все города Дагестана такие юные, здесь расположен и один из наиболее древних российских населенных пунктов – Дербент. Это персидское название восходит к шестому веку и переводится как «замок ворот». Свое имя город оправдывает: он перекрывает узкий проход вдоль Каспийского берега. Горожане в древности селились между двумя крепостными стенами, которые начинались у цитадели Нарын-кала, что на высоком берегу, спускались вниз и уходили в море. Дербент за многие века разросся, стал современным, однако и сейчас улочки старого города, древние мечети и старинные мавзолеи хранят дух того времени и восточное очарование [1]
Дагестанские огни – спутник Дербента. Оба города стремительно растут, неизбежно приближаясь друг к другу. Расположенный на берегу Каспия, у подножия Большого Кавказа, он резко контрастирует со своим соседом. Дагестанские Огни как будто все время спорят с могучим Дербентом, отстаивая право на существование. Это самый молодой дагестанский город. В давние времена местность славилась естественными выходами газа, а в 1914 году братья Малышевы, промышленники из Астрахани, построили тут завод, работавший на горючем газе. Поселок получил название – Дагестанские Огни, а потом уже приобрел статус города. Еще одно интересное место на карте Дагестана – Хасавюрт, город, возникший в конце семнадцатого века. На правом берегу речки Ярык-су в 1840 году воздвигли военное укрепление «Хасавюрт», которое впоследствии стало слободой. Сейчас это административный центр крупного района, по национальному составу представляющий Дагестан в миниатюре. В городе живут около 135 тысяч человек, представляющих более тридцати народностей и национальностей [2].
Думаю, что обо всем этом младшим школьникам будет интересно узнать, и в этом им непременно поможет совместный проект.
Подготовительный этап
Актуальность темы проекта:
Дагестан - один из самых гостеприимных и красивых уголков РФ. Здесь тесно переплетаются прошлое, настоящее и будущее. Ежегодно сотни туристов приезжают сюда, чтобы собственными глазами увидеть это. В какой бы уголок Дагестана мы ни попали, везде найдем потрясающие места, везде встретим удивительных людей. Нельзя словами описать красоту здешних каньонов, гор, рек, красоту душ людей, населяющих республику. Дагестан нужно почувствовать. Дагестан нужно увидеть. В Дагестане нужно жить!
Какие бы города и районы Дагестана мы не посетили, везде увидите уникальные культурные объекты. Ученикам будет интересно узнать, что в регионе сорок два района, десять городов и девятнадцать поселков городского типа. Здесь 1610 сельских населенных пунктов, из них 701 село. Большинство поселений с неславянским населением, официально значащихся как села, исторически тут именуются аулами.
Дети узнают, что в Дагестане есть города - Махачкала, Дербент, Дагестанские Огни, Хасавюрт, Каспийск, Избербаш, Кизилюрт, Буйнакск, Южно-Сухокумск, Кизляр. И каждый из них интересен по-своему.
Новый образовательный стандарт содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников считает знание детьми ценностей, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
В начальной школе к базовым национальным ценностям, формируемым за четыре года, относятся:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля) и многое другое.
Эти и другие направления духовно-нравственного воспитания учитель реализует в течение четырех лет на уроках и во внеурочной коллективной деятельности. Такие ценности как любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству – основополагающие. Для их решения учитель вместе родителями обращается к истории, традициям и современной жизни своей малой родины.
Наш совместный проект будет способствовать достижению названных выше базовых национальных ценностей у младших школьников.
Вид проекта: информационный, поисковый.
Участники проекта: учащиеся 4 класса, родители, учитель
Сроки реализации: краткосрочный, 1 месяц
Цель проекта: знакомство учащихся с городами республики. Формирование у детей этнического самосознания, патриотизма и чувства гордости за родной край, за свою малую Родину.
Задачи проекта:
Формирование у детей понятий – город, столица, поселок, село.
Ознакомление с крупными и малыми, молодыми и старинными городами Республики Дагестан.
Воспитание бережного отношения к историческим памятникам, к героическому прошлому малой родины.
Учитель ставит пред собой следующие задачи:
1. Изучить и анализировать необходимую историческую литературу,
2. Выбрать методические приемы, приемлемые для начальной школы для осуществления совместной проектной деятельности.
3. Изучить наличие необходимой литературы в библиотеке города, школы, у учащихся дома.
4. Пробудить у детей живой интерес к теме проекта.
4. Формировать у школьников такие личностные качества как гордость за свой край, уважение и почитание труда взрослых.
5. Оформить в классе выставку по материалам, собранным учащимися и их родителями.
Ожидаемый результат:
В результате работы над проектом ученики узнают много новой информации о больших и малых городах дагестана. Узнают много интересного о названиях многих городов, получат ответ на многие вопросы, связанные с событиями разных городов своей республики.
Заочная экскурсия по всем городам помогут учащимся увидеть всю красоту и величие своей малой родины, научатся гордиться ею.
Проект поможет учителю сплотить детский коллектив, приобщить их к совместному созданию проекта, сбору нужной информации. Дети будут искать интересную информацию у старожилов города, в Интернет-сайтах, в исторических документах. Это непременно будет способствовать формированию у школьников регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, заявленных в ФГОС.
Продуктом проекта будут презентации детей о каждом городе республики. По результатам поиска дети соберут хороший материал для фото-галереи «Города Дагестана».
Основной этап
(практическая деятельность по задач проекта)
Очень важно пробудить у детей живой интерес к теме проекта. С этой целью проведем классный час «Что мы знаем о городах Дагестана?»
В непринужденной беседе предварительно выясняем реальный объем информации учащихся по теме проекта. Для этого ставятся проблемные вопросы:
Сколько городов в Дагестане?
В каких городах вы побывали?
В каких городах живут ваши родные, близкие люди?
Чем отличается город от села?
Как получают города свои имена?
Вы знаете историю названия городов?
И т.д.
Далее раскрываем цели и задачи проекта. Вместе определяем возможные варианты поиска информации, намечаем задачи для реализации поставленной цели. У детей на данном этапе - вхождение в проект. Осмысление: для чего, почему и как? Родители обязаны вызывать положительный отклик у своих детей на проектную деятельность. Совместно планируем и распределяем обязанности каждого участника проекта.
Пошаговый план реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность учителя | Деятельность детей и родителей | Сроки |
I этап- Подготови- тельный (вхождение в проект) | 1.Определение цели и задачи проекта. 2.Выбор оптимальных методов и форм организации поиска информации детей. 3.Определение ожидаемых результатов проекта 4. Классный час «Что мы знаем о городах Дагестана?» | 1.Принятие цели и задач проекта. 3.Обсуждение и дополнение различных идей по ожидаемому результату. 4. Начальная рефлексия. | 1 неделя |
II этап – Основной (практическая деятельность по решению проблемы) | 1.Организация работы через урочную и внеурочную деятельность с применением разных активных форм. Групповая работа: 2.Оказание практической помощи детям в классификации и обобщении собранной информации. 3. Классный час «Самое, самое, самое о городе…» 4. Объявление конкурса на лучшее сочинение «Мой любимый город» | Группа 1. «Махачкала – столица Дагестана» Сбор информации, оформление презентации Группа 2. «Древний город Дербент» Сбор информации о городе Группа 3. «Буйнакск – город интересной судьбы». Сбор информации о городе, подготовка презентации. Группа 4. «Город Хасавюрт» Сбор информации о городе, подготовка Группа 5. «Молодые города Дагестана». Сбор информации о самых молодых городах, подготовка презентации. 2. Оформление презентаций о каждом городе 3. Участие в подготовке и проведении викторины «Самое, самое, самое о городе…» 4. Участие в конкурсе на лучшее описание одного города Дагестана | 2 неделя 3 неделя |
III этап – Заключитель- ный (презентационный) | 1. Оформление выставки «Города Дагестана» 2. Защита детских мини-презентаций «Заочная экскурсия по городам Дагестана» 3. Подведение итога работы над проектом. | 1.Активное участие в сборе материала и оформлении фото-галереи «Города Дагестана» 2. Совместная с родителями подготовка презентаций и их защита 3. Конечная рефлексия | 4 неделя 4 неделя Конец месяца |
III. Заключительный этап
Итогом работы над проектом будет заочная экскурсия по городам Дагестана.
Будет организована защита детских мини-проектов, просмотр и обсуждение презентаций.
На подведении итогов проекта демонстрируются сочинения учащихся о любимых городах Дагестана.
Заключение
Данный проект поможет учителю формировать у детей умение искать и находить информацию, оформлять материал, готовить маленькие сообщения. В результате работы над проектом ученики узнают много новой информации о больших и малых городах Дагестана. Услышат много интересного о названиях многих городов, получат ответ на многие вопросы, связанные с событиями разных городов своей республики.
Заочная экскурсия по всем городам помогут учащимся увидеть всю красоту и величие своей малой родины. Дети научатся гордиться свое малой родиной.
Литература:
Д. Атаев, К. Гаджиев. Путеводитель по Дагестану. — Махачкала, 1969.
Под ред. А. К. Алиева. В семье народов братьев.
Г. Ш. Каймаразов. Очерки истории культуры народов Дагестана.
http://www.perepis2002.ru/
http://fb.ru/article/
Приложение
Города Дагестана
Город | Прежнее название | Население | Основан | Статус города | Герб |
Махачкала | Петровск-Порт | 583 233 | 1844 | 1857 |  |
Буйнакск | Темир-Хан-Шура | 63 312 | 1834 | 1866 |  |
Дагестанские Огни | | 28 669 | 1914 | 1990 |  |
Дербент | | 121 251 | 438 | 1840 |  |
Избербаш | Изберг | 56 914 | 1932 | 1949 |  |
Каспийск | Двигательстрой | 107 329 | 1932 | 1947 |  |
Кизилюрт | Красное село | 34 939 | 1963 | 1963 |  |
Кизляр | | 48 102 | 1735 | 1785 |  |
Хасавюрт | Хасав - Юрт | 136 789 | 1846 | 1931 | |
Южно-Сухокумск | | 10 359 | 1958 | 1988 | 
|
Общие сведения о городах Республики Дагестан
Махачкала:
Население 462 412 чел.
Кировский городской район: население 140 359 чел.
Ленинский городской район: население 154 581 чел.
Советский городской район: население 167 472 чел.
пгт Альбурикент: население 6851 чел.
пгт Кяхулай: население 5353 чел.
пгт Ленинкент: население 12 995 чел.
пгт Новый Кяхулай: население 6983 чел.
пгт Семендер: население 7558 чел.
пгт Сулак: население 6352 чел.
пгт Тарки: население 9858 чел.
пгт Шамхал: население 7823 чел.
село Новый Хушет: население 7390 чел.
село Шамхал-Термен: население 5393 чел.
Население сельских населенных пунктов, подчинённых администрации
города 6290 чел.
Всего население 545 258 чел.
город Буйнакск
Буйнакск: население 61 437 чел.
город Дагестанские Огни
Дагестанские Огни: население 26 346 чел.
город Дербент
Дербент: население 124 031 чел.
город Избербаш
Избербаш: население 39 365 чел.
пгт Ачису: население 1622 чел.
Всего население 40 987 чел.
город Каспийск
Каспийск: население 77 650 чел.
город Кизилюрт
Кизилюрт: население 30 264 чел.
пгт Бавтугай: население 5042 чел.
пгт Дубки: население 5208 чел.
пгт Новый Сулак: население 5094 чел.
Население сельских населенных пунктов, подчинённых администрации
города 2071 чел.
Всего население 47 679 чел.
город Кизляр
Кизляр: население 48 457 чел.
пгт Комсомольский: население 2567 чел.
Всего население 51 024 чел.
город Хасавюрт
Хасавюрт: население 121 817 чел.
город Южно-Сухокумск
Южно-Сухокумск: население 9777 чел.