СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

У младших школьников с задержкой психического развития не развита мелкая моторика.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

Министерство науки и высшего образования РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образовании
«Курский государственный университет»



Факультет повышения квалификации

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики





РЕФЕРАТ

на тему:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ













Выполнила слушатель:
Полякова Марина Николаевна

Руководитель:
Ялпаева Надежда Валериановна







Курск 2019

Оглавление:



1 глава. Теоретическое изучение развития моторики у младших школьников в норме и с задержкой психического развития …...

1.1. Особенности развития моторики у младших школьников с ЗПР.......3-5

2 Глава. Практическое изучение развития моторики у младших школьников с задержкой психического развития

2.1. Методы развития мелкой моторики у младших школьников ................6

2.2. Пальчиковые игры как метод развития мелкой моторики у младших школьников с задержкой психического развития...........................................7-12

Заключение..................................................................................................13-14

Список использованной литературы..............................................................15

1 глава. Теоретическое изучение развития моторики у младших школьников в норме и с задержкой психического развития

1.1. Особенности развития моторики у младших школьников с ЗПР

У младших школьников с задержкой психического развития не развита мелкая моторика.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

У большинства детей младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.[7,c.57]

Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Такие авторы как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. [5,c.22]

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 5-6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.[8,c.55]

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Задача педагогов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Значение мелкой моторики в жизни младшего школьника играет важную роль. Её нужно развивать, начиная с раннего возраста, учить ребёнка застёгивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать шнурки, также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками и т.д. Всё это влияет на развитее логического, физического и умственного мышления.

Таким образом, значение мелкой моторики в жизни младшего школьника играет важную роль. Её нужно развивать, начиная с раннего возраста, учить ребёнка застёгивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать шнурки, также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками и т.д. Всё это влияет на развитее логического, физического и умственного мышления.[6,c.50]
















2 Глава. Практическое изучение развития моторики у младших школьников с задержкой психического развития

2.1 Методы развития мелкой моторики у младших школьников

Развитие мелкой моторики осуществляется в процессе разнообразных пальчиковых игр. Лепка как вид детского творчества также является средством развития мелкой моторики.

Перечислим методы развития мелкой моторики у младших школьников:

1) Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами);

2) Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена);

3) Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки);

4) Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков;

5) Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение);

6) Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров);

7) Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

8) Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

9) Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

сортировка, перекладывание, выкладывание узоров (можно использовать различные мозаики).

10) Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.[1,c.12]

2.2. Пальчиковые игры как метод развития мелкой моторики у младших школьников с задержкой психического развития

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Самым простым является изображение пальцами различных фигурок.[14,c.12]

Пальцевые игры могут проводится с детьми как индивидуально, так и использоваться в ходе физкультминуток.

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Рассмотрим требования к проведению пальчиковых игр:

1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.

2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.

3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Рассмотрим основные правила пальчиковых игр:

Нужно подбирать игры, которые окажутся по силам ребенка. Сначала покажите все действия с пальчиками, потом попросите повторить. Помогайте ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна для ребенка – упростите ее.

В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик ребенка.

Каждый пальчик ребенка должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.

Подбирать игры, нужно чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

Чередовать симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.

Обязательно нужно играть в пальчиковые игры часто, но понемногу.

Можно предложить следующие игры на развитие мелкой моторики.

1 игра «Переложи игрушки»

Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются стол и ребенок действует левой рукой.

2 игра «Забей мяч в ворота»

Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола - «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота.

Можно играть вдвоем, тогда логопед и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.

3 игра «Перебираем крупу»

Необходимы две пустые коробочки и одна - со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими 6уинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части.

4 игра «Разорви лист по линиям»

Лист бумаги произвольно расчерчиваются на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.

5 игра «Шаловливый котенок»

Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

6 игра «По кочкам через болото»

  На столе рассыпают мелкие камешки - «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.

7 игра «Гармошка»

Взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Разместив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка — не дать «гармошке» остановиться, все время совершая сводящие и разводящие движения пальцами.

8 игра «Строители»

Для игры подойдут небольшие кубики, кольца от пирамидок. Ребенку дается задание собрать из мелких кубиков один большой,, построить башню, колодец, скамейку, стульчик, диван, домик, поезд, заборчик, телевизор, машину.

9 игра «Будь внимательным!» 

Ребенок убирает руки за спину. Педагог дает команду показать на каждой руке определенное количество пальцев (например, «покажи на правой руке 3 пальчика, на левой руке - 4»). Ребенок выполняет задание за спиной и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно.

Игры с пуговицами и бусинами - нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.

Пазлы  – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие  - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Нитяные узоры. Для работы нужны толстые тяжелые нитки либо тонкие веревочки. Пользуясь карточками-образцами, требуется выполнить задание на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и свзывание веревочек.

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки по Монтессори, которые развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности.

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. И тут много новенького. Вернее, относительно новенького. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Задача педагогов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. [7,c.14]

Рассмотрим упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1 упражнение

Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.[4,c.36]

2 упражнение

Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.[14,c.67]

3 упражнение

 Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

4 упражнение

Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

5 упражнение

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

Итак, обязательная часть развития младшего школьника с ЗПР - это проведение игр, упражнений на развитие у него мелкой моторики.






Заключение

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира самого ребенка.

Дети с задержкой психического развития приходят к школе с теми же особенностями, которые характерны для старших до­школьников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действи­тельности у них неполноценны, обрывочны, основные мыс­лительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т.п.), речь не сформирована до не­обходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы моно­логической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует.

Вследствие этих особенностей детям с задержкой психическо­го развития чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения, т.е. обнаруживаются трудно­сти школьной адаптации. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе и в сумке, лезут под стол. На переменках бесцельно бегают, кричат, часто за­тевают бессмысленную возню. Существенную роль в таком поведе­нии играет и свойственная большинству из них гиперактивность.

Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивно­стью: они часто не усваивают задания, даваемые учителем, не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние стимулы.

У младших школьников с ЗПР необходимо развивать мелкую моторику.

Занятия и игры по развитию мелкой моторики способствуют развитию координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Пальчиковая гимнастика для детей – это отличный способ развить мелкую моторику рук младших школьников с ЗПР.

Развитие мелкой моторики осуществляется в процессе пальчиковых игр, гимнастик, упражнений, лепки, рисования. При развитии мелкой моторики у детей, необходимы регулярные занятия с ребёнком.



Список использованной литературы:

  1. Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.

  2. Безруких М.М. Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми имеющими трудности при обучении письму. М., - 1994.

  3. Безруких М.М. Как научить ребёнка писать красиво. Пособие для учителей и родителей. – М., «Дидакт», 1995 – 80 с.

  4. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

  5. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М., 1973.

  6. Дети с задержкой психического развития /Под ред.Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984.

  7. Галкина В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при корреции нарушения речи у учащихся начальных классов. – М., Дефектология. – 1999

  8. Обучение детей с ЗПР. Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.

  9. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки //Начальная школа, 1994, № 8, с. 12.

  10. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл. – 336 с. ил.

  11. Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика» /Узорова О.В., Нефёдова Е.А. – М.: ООО «Издательство Астрель»,: 2002 – 127 с.

  12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.:ЗАО Центрполиграф, 2005 – 32 с.

  13. Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития /Под ред. Л.И. Романова, Н.А.Цыпина. - М.: Комплекс - центр, 1993.

  14. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. - 1998, № 5.