Муниципальное автономное учреждение
дошкольного образования
« Детский сад № 8»
Консультация для родителей
«Особенности развития речи детей 3-4 лет»
Учитель-логопед
Портнягина Н. Н.
Ялуторовск 2024
Речевое развитие детей 3-4 лет: нормы и отклонения
Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное
Характерные особенности
Выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Педагоги и родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у детей. К ним относятся:
в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;
попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
речь ребёнка 3 лет отличается невнятностью, но при этом заметно, как стремительно она совершенствуется;
ребёнок внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
создание собственных словоформ;
попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
тем не менее речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);
путают звуки;
переставляют слоги в словах.
Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?
Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме кроха этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего ребёнка в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:
проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
называть имена близких родственников и друзей;
воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
точно повторять услышанное;
пересказывать мультфильм, сказку;
в процессе речи разговаривать громко и тихо.
По этим нормам развития речи детей 3-4 лет, очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Эти незначительные ошибки, легко можно исправить посредством регулярных занятий.
На ряду с нормами развития речи существуют и серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:
речь ребёнка отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
ребенка сложно понять;
в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;
глотает окончания слов;
произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;
не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
приоткрытый рот;
частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.
Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от нормы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.
Нужно понимать, что есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением функций мозга или ЦНС, а есть элементарная нехватка внимания со стороны взрослых, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.
Диагностика
Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4 лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе, связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду. Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны осмотреть следующие специалисты:
педиатр;
невролог;
психиатр;
отоларинголог;
логопед;
психолог;
сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на развитие связной речи детей 3-4 лет.
Диагностика также включает в себя:
возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития;
беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми;
изучение моторики мышц лица;
сравнение понимания и воспроизведения речи;
анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.
Если всё-таки речевое развитие ребенка отстаёт от нормы, есть шансы догнать сверстников усиленными занятиями.
Это интересно! Во время диагностики отоларинголог исключает недуги, которые зачастую мешают правильному становлению речи. Это хронический отит, аденоиды, тугоухость.
О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.