СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития сенсорной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями и методические приемы, способствующие коррекции её недостатков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития сенсорной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями и методические приемы, способствующие коррекции её недостатков.»

Особенности развития сенсорной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями и методические приемы, способствующие коррекции её недостатков.

Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом.  Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии.

Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребенка. От того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности, оперировать этими знаниями, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.

 Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п.

 Значение сенсорного развития в младшем школьном возрасте  трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

   Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения учебной и человеческой деятельности в целом.

   Целостное восприятие – важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. У детей с проблемами  развития, как правило, их формирование затруднено.  Восприятие характеризуется недостаточной точностью, гибкостью и объективностью. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти умственно аномального ребенка затрудняют его знакомство с окружающим миром. Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения и практической деятельности вообще.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Важно отметить, что выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в младшем школьном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.         Отечественные ученые (С. Д. Забрамная, В. П. Кащенко и др.) отмечали, что, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, все же, в условиях коррекционного обучения, возможно их поступательное развитие. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребенка. Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи, их реакция на характер и объем помощи со стороны взрослого.

Пальчиковая гимнастика

         Пальчиковую гимнастику и массаж провожу на каждом уроке. При этом сопровождаю стихотворением.

Для укрепления и развития детской руки, координации так же использую различные упражнения и действия с предметами: расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, нанизывание бус, упражнения с палочками, карандашами и т.д. Приемы использую различные. Важно, вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

Для развития графомоторных навыков активно использую рисование по клеткам, работу  с графическими схемами (двигательный и графический диктанты). Штриховка и раскрашивание образцов, что очень нравится детям. 

Особенности развития сенсомоторной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями

      Процесс восприятия характеризуется рядом свойств.
      Для восприятия любой модальности свойственна избирательность, т. е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка.
      Предметность — основной результат процесса восприятия, уровень которого определяет, насколько целостно и осмысленно воспринят объект, отражена ли в восприятии его структура.
      Для нормального функционирования восприятия характерна константность — способность узнавать объект вне зависимости от его расположения, удаленности, освещенности и т. д., т. е. от условий восприятия.

      В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие данной категории детей. Установлено, что восприятие носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются от самого предмета. Причем ребенок с интеллектуальной недостаточностью выделяет преимущественно наиболее яркие свойства, а иногда всего лишь одно, по которому отличает предмет от других предметов. В обозреваемом объекте «выхватываются» отдельные части, при этом недооценивается важный для общего понимания материал, что подтверждает узость объема восприятия. Нарушена избирательность восприятия: дети с интеллектуальными нарушениями долго не могут выделить главное, понять внутренние связи между его частями, с трудом ориентируются в ситуации, нередко оказываясь дезориентированными. Только в процессе практической деятельности постепенно у них развивается способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.
      Характерным недостатком детей с интеллектуальной недостаточностью является нарушение обобщенности восприятия, что проявляется в скудности представлений, недостаточно точных, наличии частных и случайно запомнившихся. Кроме того, как показывают исследования отечественных психологов (П. Б. Шошин и др.), скорость восприятия у них становится значительно ниже при любом отклонении от оптимальных условий: малая освещенность, поворот предмета под непривычным углом, контурные, зашумленные и перекрытые изображения, частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (особенно при слуховом восприятии). Много ошибок допускается при восприятии изображения перевернутых предметов, по-разному расположенных (К. И. Вересотская). Не всегда узнаются и часто смешиваются сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы. Данные факты означают, что более сложные формы аналитико-синтетической деятельности зрительного анализатора отстают в своем развитии от более простых форм.
            Итак, нарушения зрительной сферы проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов, инертности и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета.

      Подчеркнем, что ориентировка в пространстве складывается постепенно, от чувства собственного тела до выработки стратегии поведения в физическом и социальном мире. Это сложный полифункциональный процесс, включающий в себя такие составляющие, как целостность поля зрения, острота зрения, глазомер.
      Дети с интеллектуальной недостаточностью неточно понимают и употребляют в активной речи предлоги, что свидетельствует о неполном осознании пространственных отношений предметов, неумении эти понятия обобщать и адекватно обозначать. Дефектное развитие словесно-логического мышления не обеспечивает базы для полноценного осмысливания пространственной ситуации.
      Становится ясно, что характерные трудности восприятия пространства и времени замедляют процесс ориентировки в окружающем мире.
      Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
    Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе, для многих видов труда.

Гармоничное развитие ребёнка невозможно без игровой деятельности; развитие сенсорной сферы не является исключением. Процессы познания, ощущения, восприятия, обследования, сравнения проходят через игру.


Особенности сенсорного развития у детей с интеллектуальной недостаточностью

Проблемы интеллектульного развития выражаются, прежде всего, в нарушении познавательной деятельности. У детей с интеллектуальной недостаточностью снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению, выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими, то есть наблюдается недостаточность развития словесно-логического мышления. Сенсорное развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т. д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.

Кроме того, у многих детей с проблемами развития отмечается скованность , недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.

Моторная составляющая является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, рече-моторных, ритмико-моторных и др. координаций. Отметим, что у детей с проблемами в развития данные виды координаций без специальной работы не формируются.

Выделенные особенности восприятия четко видны у детей и дошкольного, и младшего школьного возраста. Они постепенно сглаживаются под влиянием специального (коррекционного) обучения. Развитие ощущений и восприятий, с одной стороны, происходит в процессе коррекции личности ребенка в целом: во время занятия трудом, на занятиях по лепке, рисованию, в учебной деятельности, во время игр , экскурсий на природу и т. д. Источником расширения сенсорного опыта являются окружающие детей техника, строительство, бытовой труд, природа. С другой стороны – ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются специальные занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного действенного характера.

Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему.И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий(прятание и поиск, отгадывание и загадывание,изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.

При использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения – вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании : чем большим количеством способов действия ониовладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.

Таким образом, становится ясно, что сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлимой частью умственного развития детей.