«Особенности развития школьников с умственной отсталостью» учитель-дефектолог Гильмитдинова И.В.
Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, и невролога, но и других специалистов.
Возможные причины:
- Органическое поражение коры головного мозга
- Негативные факторы в период беременности и родов;
«педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
- Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) и ППЦНС – самые распространенные диагнозы; эти понятия объединяют различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; эти диагнозы не означают наличие инвалидности у ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;
- Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
- Наследственные факторы.
У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития. При этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение.
В идеале у нормально развивающегося ребенка богатый словарный запас, он может правильно называть предметы, явления и подбирать к ним синонимы, свободно оперировать словами при высказывании, пересказе, изложении собственной мысли и т.д. Но у детей с умственной отсталостью развитие речи происходит в индивидуальном порядке.
Особенности словарного запаса.
Объем высказываний и степень усвоения грамматической системы языка.
Высказывание недостаточно развернуто, ребенок не может сделать подробный пересказ, дать полное описание картинки, событий, не может составить рассказ на предложенную тему; в своей речи ребенок использует простые, предложения, при этом предложения не имеют полноценную структуру (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); у ребенка отмечается не умение согласовывать части речи.
Дисграфия – «частичное специфическое расстройство процессов письма». Оно проявляется в нестойких образах букв (оптико-пространственных и др.), происходит смешение, искажение, замен и пропуск букв.
Дислексия – нарушение речи, которое вызвано поражением центральной нервной системы. У ребенка нарушен сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит, нарушает слоговой состав слова. Из-за этого у ребенка искажается весь смысл прочитанного.
Крайняя форма дислексии – алексия, неспособность к чтению.
Когнитивные функции
(лат. cognitio - познание) - высшие мозговые функции: память, внимание, психомоторная координация, речь, гнозис, праксис, счет, мышление, ориентация, планирование и контроль высшей психической деятельности.
Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, свидетельствует о наличии предпосылок оптической дисграфии.
Признаки различия сходных букв
По количеству одинаковых элементов
( и – ш; п – т)
По различному расположению элементов в пространстве ( в – д, е – з)
По наличию дополнительных элементов ( и – ц; и – й)
По величине отдельных элементов ( п – р)
Знакомство с графическим обликом букв
Знакомство с графическим обликом букв
Знакомство с графическим обликом букв
Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объёма зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют их знакомство с окружающим миром. Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребёнка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционновоспитательного воздействия. Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества: рисование; аппликация; лепка; конструирование; плетение; вязание; вышивание, шитьё; выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учётом их формы, цвета, размера, нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и др. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.
Значительно нарушены у детей с недостаточным интеллектом пространственное восприятие и ориентировка в пространстве, что затрудняет овладение ими такими учебными предметами, как математика, география, история и др.
Как следствие всего вышеперечисленного, у школьников с умеренной умственной отсталостью значительно нарушено мышление. Известно, что основным недостатком мышления у детей с нарушением интеллекта является слабость обобщений. Часто в обобщении используются внешне близкие по временным и пространственным раздражителям признаки — это обобщение по ситуационной близости (стол и стул, колготки и ботинки, чашка и блюдце). Обобщения детей с нарушением интеллекта очень широкие, недостаточно дифференцированные.
Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.
Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслуживания, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть минимальным.