Особенности развития волевых качеств детей, оставшихся без попечения родителей в подростковом возрасте Проблема развития воли и волевых качеств личности имеет большое значение на всех этапах онтогенеза. При этом особую актуальность приобретает учет особенностей развития данного психического феномена в подростковом возрасте. Возникновение новообразований обусловлено тем, что в первую очередь подросток ощущает повышение требований в семье. Начиная с подросткового возраста, родители призывают детей к помощи. Это может быть как помощь физическая, так и умственная помощь в их совместной жизнедеятельности. В данный период чаще всего происходит перераспределение домашних обязанностей, при этом у подростка, скорее всего, появляются те обязанности, которые раньше им не выполнялись и не были обязательными. Необходимо отметить, что в большинстве случаев, подростков не радует появление новых обязанностей, что может повлечь за собой конфликты между подростками и их родителями. Подростки чаще всего придерживаются такого мнения, что так они становятся старше, то у них становится больше прав, при этом не всегда принимают тот факт, что возрастание прав всегда влечет за собой и возрастание обязанностей и ответственности. В этом возрасте от подростков требуется большей организованности и ответственности для того чтобы более рационально распределять свое время, контролировать его, так как на предыдущем этапе эту функцию выполняли родители или лица их замещающие. Общество предъявляет подростку данные требования, однако эти качества иногда не в полной мере развиты у ребенка.
В отличие от условий воспитания в семье, условия учреждений социального типа осложняют формирование умений планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. У детей, воспитывающиеся без попечения родителей, фиксируются трудности в установлении контактов с другими людьми, нарушение произвольной саморегуляции поведения, выражающиеся в неумении управлять своими эмоциями и контролировать свои действия, проявления отрицательных черт характера. Анализируя возрастно-психологические особенности личности в подростковом возрасте, мы считаем необходимым конкретизировать специфические проявления психики воспитанника детского дома, сопоставив их на основании теоретического анализа с проявлениями психики подростка, воспитывающегося в условиях семьи.
Подростки демонстрируют склонности к страхам и тревоге, наблюдаются поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или, наоборот, затруднения при контакте). Длительная социальная изоляция, возникающая в результате нахождения в ограниченном, замкнутом коллективе, приводит к разнонаправленному поведению. Ограниченность свободы передвижения и свободы действий обуславливает скупость и инертность жизненных впечатлений. Находясь в ситуациях субъективно воспринимаемой несправедливости со стороны старших, вынужденные соблюдать неадекватные правила поведения, воспитанники выражают протестные реакции посредством агрессивных действий. В качестве ответных реакций со стороны воспитанников, мы рассматриваем возникновение групповых отношений, основанных на физическом и психологическом насилии, подчинении, отчуждении, собственности и потребительском отношении к окружающим. Дети, стремясь расширить круг недостающих впечатлений, легко заводят знакомства с незнакомыми людьми, навязывают свое общество, не имеют ограничений при выборе круга общения, критериев отбора друзей и сексуальных партнеров.
Пользуясь их незнанием и доверием, в их круг входят люди со стороны, отличающиеся асоциальным поведением и набором моральных ценностей.
В данном возрасте к подростку меняется отношение в обществе, при этом окружающие начинают предъявлять к подросткам новые требования, относительно их поведения. Воспитанники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сталкиваются с трудностями при формировании навыков саморегуляции, так как их социализация осуществляется в специфических условиях проживания в таких учреждениях.
Отсутствие личного времени, личного пространства и часто выбора личных интересов не дает возможности сформировать самостоятельность в полной мере, уверенность в правильности своих выборов, так как чаще всего не предоставляется свобода выбора, свобода самостоятельно планировать свой досуг и т.п. Таким образом, большинство решений принимается за них взрослыми, что способствует развитию экстернальности, перекладыванию ответственности на других.
У подростков не формируется умение брать на себя ответственность за свой выбор, что выступает дезинтегрирующим фактором развития саморегуляции личности в целом. Вышеизложенное позволяет констатировать, что воспитанники учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют определенные последствия депривации, проявляющиеся в различных нарушениях и отклонениях психического развития. Преодоление последствий депривации и обеспечение позитивного развития ребенка в новых условиях требует комплексного подхода и организации системной работы всех участников образовательных отношений.