ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Соколова Анастасия Витальевна,
Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова
Реализация личностно-ориентированного подхода включает прежде всего ориентацию педагога на развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности, конструирование на этой основе системы целей управленческо-педагогической деятельности по развитию потребностей (запросов) и способностей ученика средствами учебного предмета, разработку средств, обеспечивающих возможности достижения этих целей в условиях массового обучения.
«Стартовой площадкой» успешного обучения и формулирования творческой личности, является наличие трех составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:
1) высокого уровня сформулированности элементарных познавательных процессов;
2) высокого уровня активного мышления;
3) высокого уровня организованности и целенаправленности познавательных процессов.
Этого можно достичь с помощью внутреннего плана действий: планирования, анализа, рефлексии. Учитель, воспитатель должен направлять развитие ребенка по направлениям:
а) ребенок познает, воспринимает и усваивает окружающее;
б) ребенок влияет на окружающее;
в) ребенок приобретает способность к ориентации и саморегуляции, у него формируется личностный подход к явлениям, среде, поведению, а знания стают практически направленными.
При этом учитель должен освоить содержание и значение каждого звена, модели, потому, что за этим алгоритмом должно идти познание:
а) познание – знакомство с идеей, проблемой;
б) восприятие – сопоставление нового со своим опытом, переработка информации;
в) усвоение – сопоставление собственного опыта с опытом окружающих, установление причинно-следственных связей, рассмотрение существующих средств, методов, желание усовершенствовать то, что уже имеется;
г) влияние - выбор средств, методов нового действия, реализация, сравнение результатов личностного влияния.
Важным для учителя является овладение умениями все время учащегося ставить в такие условия, чтобы он самостоятельно мог принимать решения.
Понятие «младший школьник» предполагает, что речь идет о ребенке 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение.
Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные [1].
Происходят изменения и в познавательной сфере ребенка. Качественно меняется проявление всех психических процессов, в том числе и внимания. Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы .
Младший школьный возраст является завершением детства, учащийся сохраняет ряд своих качеств - наивность, легкомыслие, но тут же детская непосредственность утрачивается вместе с появлением другим логическим мышлением. Учебная деятельность является значимой, меняются ценностные ориентации, интересы, а также в целом смысл его жизнедеятельности с определением собственного статуса в его жизни.
Усложнение мотивации и эмоциональной среды младшего школьника может привести к формированию девиации. Это происходит, когда ситуации, события, отношения являются «кнопкой» переживаний, что целесообразно преломляется в эмоциональных представлениях, зависимости чувств и логики младшего школьника, его уровня ожиданий от последствий в его жизни. Одинаковая оценка в классе вызывает у всех детей разную реакцию, эмоцию, к примеру, тройка для одного младшего школьника вызовет разочарование и обиду, а для другого воспринимается как неудача, при которой нужно лучше выучить, чтобы двигаться дальше. Следовательно, жизнь внутренних переживаний - влияет на поведенческую реакцию младших школьников. В младшем школьном возрасте формируется характер и поведение, проявляются формы темперамента, и стремление к определенному социальному статусу в социуме, тем самым является, значимым периодом в жизни.
Основные новообразования школьника:
1. личностная рефлексия;
2. интеллектуальная рефлексия.
Личностная рефлексия. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст - завершение развития самосознания.
Рефлексия интеллектуальная. Имеется в виду рефлексия в плане мышления. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат.
Отношения со взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства [2].
Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.
Игра. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.
Эмоциональное развитие. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются [3].
Характерные особенности личности младшего школьника.
Доверчивость, исполнительность. Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя. Они не претендуют на самостоятельность и независимость.
Повышенная восприимчивость выражается в том, что младший школьник с готовностью и интересом воспринимает все новое, ему хочется научиться писать, читать, считать.
Повышенная реактивность проявляется на уроках в быстром поднимании руки, нетерпеливом выслушивании товарищей, стремлении отвечать самому.
Направленность на внешний мир выражается в интересе к фактам, событиям. При возможности дети подбегают к тому, что их заинтересовало, стараются потрогать незнакомый предмет руками, с удовольствием рассказывают об увиденном ранее.
Подражательность заключается в том, что ученики повторяют рассуждения учителя, товарищей. Такое внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному его восприятию.
Таким образом, становится возможным выделить условия формирования личности младшего школьника [4]:
- учитель - эталон, образец для подражания;
- субъективные условия - личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность);
- сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении);
- семья (воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника).
Придя в школу, дети должны углубляться в атмосферу творчества, поиска нового. Создание такой атмосферы - дело сложное, но необходимое. В литературе можно найти разные понятия: «педагогическая среда познания», «среда продуктивного познания», «среда обучения». Мы будем считать, что - эта среда взаимодействия информационного, психологического, познавательного, педагогического. Благодаря сбалансированности функций того, кто учит и того, кто учится, и создаются комфортные условия для творческого развития ребенка.
«Стартовой площадкой» успешного обучения и формулирования творческой личности, является наличие трех составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:
1) высокого уровня сформулированности элементарных познавательных процессов;
2) высокого уровня активного мышления;
3) высокого уровня организованности и целенаправленности познавательных процессов.
Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность, необходимо знать ее особенности, творческие черты ее характера. Ученые-исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности:
- смелость мысли, склонность к риску;
- фантазия;
- проблемное видение;
- умение мыслить;
- способность находить противоречие;
- умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;
- независимость;
- альтернативность;
- гибкость мышления;
- способность к самоуправлению.
О. Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:
- возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;
- высокая трудоспособность;
- подчинение творчества духовной мотивации;
- стойкость, настойчивость;
- увлечение работой [5].
Наивысшими потребностями творческой личности считаются: любопытность, необходимость в осмыслении окружающего, эстетическая потребность в красоте, симметрии, порядке и простоте. Творческие элементы сами по себе не гарантируют творческих способностей. Для их достижения необходим и двигатель, который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимые желания и воля, необходимая «мотивационная основа» [6].
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей личностным ориентациям, можно отнести следующие:
1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;
4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
5. безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
7. творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики Воробьева, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление [7];
11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
12. для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические «творческие» методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями, упражнения из курсов развития психологической культуры: общения, творческого мышления, психической саморегуляции, деловых качеств, самопознания и понимания законов устройства Мира.
Таким образом, творческие способности - это характеристика личности, свидетельствующая о способности к творчеству. Творческие способности включают в себя умение видеть проблему, беглость, гибкость, оригинальность, способность к синтезу и анализу, ощущение стройности организации идей.
В качестве целей развития других составляющих умственной сферы необходимо предусмотреть:
- развитие таких качеств ума как: сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность, экономичность;
- развитие познавательных процессов: внимание воображение память восприятие;
- развитие мыслительных навыков: вычленение, сличение, анализ, синтез, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация;
- развитие познавательных умений: умение поставить и задать вопрос сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу умение доказывать делать выводы применять знания в знакомой и незнакомой ситуациях;
- развитие умений учиться: писать и читать в должном темпе, конспектировать, слушать учителя и одновременно делать записи, выделять главное, планировать свою деятельность, работать с учебной и справочной литературой и пр.;
- развитие внепредметных умений;
- развитие предметных знаний умений и навыков.
Таким образом, процесс организации личностно-ориентированного обучения школьников должен обеспечить рациональное сочетание параметров и факторов педагогического процесса для повышения эффективности. Четкое взаимодействие всех участников педагогического процесса обеспечивает преимущество организуемого в школе личностно-ориентированного обучения.
Список литературы
Мурзагалиева А.Е., Утегенова Б.М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2021. – 54 с.
Барышев Т.А. Психолого–педагогические основы развития креативности: Учеб. пособ.– СПб.: СПГУТД. - 2024. – 205с.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества: Учебное пособие/ Под. ред. Д.Б. Богоявленская. – Ростов–на–Дону. - 2023. – 173 с.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты. – СПб: Питер, 2018. – 65с.
Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб: Питер, 2020. – 320с.
Григорьев Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»: Учебно-методическое пособие. – М.: Просвещение. - 2021. – 225 с.
Дереклеева Н.И. Мастер–класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: «Академия» 2022. – 224с.