Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка Ульяновской области»
социальный педагог
ИВАНКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Выступление на конференции «Особенности реализации проекта «Творческая мастерская»
Тема: Проект «Творческая мастерская»
Возраст воспитанников –7-13 лет
Актуальность проекта: Важным направлением для формирования личностных качеств ребенка и социальной адаптации детей – сирот является развитие их творческих способностей.
Художественно - творческая деятельность, включающая в себя, в том числе и изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту. Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для воспитанников социальных учреждений. Приобщение таких детей к искусству, включение их в активную творческую деятельность способствуют становлению процесса социальной адаптации.
Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач. Развитие творческих способностей помогает воспитанникам преодолеть свои комплексы, стать более уверенными в себе, избавиться от проблем в общении.
Человек, развитый творчески лучше работает, с ним интереснее общаться, а это значит, что творчески развитый воспитанник легче найдет друзей, будет принимать самостоятельные решения, и его переход к самостоятельной жизни будет значительно облегчен.
В основе проекта лежит авторская программа декоративно – прикладного творчества «Радуга творчества», автор Тушинская Светлана Викентьевна.
Цели проекта:
развитие индивидуальных творческих способностей.
эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создание условий для самореализации воспитанников в творчестве;
формирование практических трудовых навыков.
Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач.
Обучающие:
сформировать базовые знания по декоративно-прикладному искусству;
развивать эстетическую взыскательность, самостоятельность суждений при восприятии произведений искусства;
уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции.
познакомить с видами ДПИ: технологией изготовления изделий из пластилина, глины, художественная роспись тканей;
обучить основам рисования по воображению и с натуры, умению передать форму, пропорции, объем при изготовлении поделок.
Развивающие:
развивать изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
развить мелкую моторику руки, память, глазомер, внимание;
воображение, фантазию, чувство формы и цвета, образное и пространственное мышление, художественный вкус;
навыки общения.
Воспитательные:
прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
формировать аккуратность в работе и трудолюбие;
развивать уверенность в себе.
воспитать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей; умение доводить начатое дело до конца;
воспитать социально-активную личность через участие в добровольческой деятельности и мероприятиях.
Здоровьесберегающие: научить здоровьесберегающим технологиям (сохранения зрения, правильная посадка во время работы, правилами техники безопасности труда)
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта «Творческая мастерская» предполагает рост эмоционально – эстетической культуры и поисково – творческих возможностей, накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Дети будут уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять поделки.
Воспитанники научаться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В процессе практического освоения различных видов декоративно – прикладного искусства воспитанники создают красоту своими руками. Эти занятия формируют эстетический вкус у ребят, дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки. Во время занятий осуществляются психологическая и практическая подготовка к труду, к выбору профессии. Формируется умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, дети учатся экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящий проект предназначен для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности, а также успешной социализации.
Принципы:
учет возрастных особенностей;
учет интереса и возможностей учащихся (уровня подготовки);
системность, доступность, последовательность;
эмоционально-познавательная насыщенность деятельности;
добровольность
развитое чувство внутреннего контроля.
Формы и методы обучения.
В процессе реализации проекта используются различные формы занятий:
комбинированные занятия;
практические занятия;
лекции;
конкурсы;
соревнования.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный: устное изложение, беседа, рассказ, лекция.
наглядный: показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение);
практический: выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:
фронтальный-одновременная работа со всеми детьми;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ детей в детском доме;
Использование поделок-сувениров в качестве подарков.
Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного творчества.
Участие (в дистанционном режиме) во всероссийских и международных конкурсах, выставках детского прикладного творчества.
Ярмарки.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Название этапов проекта | Периоды |
1 этап | Организационный. Организация деятельности воспитанников. Планирование деятельности по изготовлению сувенирной продукции. Определение, какие виды поделок, сувениров можно выполнить из материалов: глины, бумаги, ткани, ниток. Нацеленность на конечный результат. | Октябрь |
2 этап | Практический (организация занятий по изготовлению творческой продукции, участие в конкурсах, ярмарках, изготовление альбомов согласно намеченному плану). | Ноябрь апрель |
3 этап | Рефлексивно-обобщающий (подведение итогов проектной деятельности, определение перспектив развития на следующий учебный год). | май |
Этапы работы над проектом
Этапы проекта | Задачи на данном этапе | Деятельность воспитанников | Деятельность педагога |
1. Запуск проекта | Определение темы и целей проекта. | Получают информацию. Обсуждают задание. | Мотивирование воспитанников. Объяснение целей проекта. Наблюдение |
2. Планирование работы | Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение заданий и обязанностей ребят. | Уточняют информацию. Формируют задачи. Вырабатывают план действий. | Предложение идей, высказывание предложений. |
3. Информацион-ный этап | Сбор информации. Основные инструменты: наблюдения. | Работают с информацией. Решают промежуточные задачи. | Наблюдение. Консультирование. Косвенное руководство деятельности. |
4. Аналитико-деятельностный этап | Анализ информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. | Анализируют информацию. Обобщают результаты. | Наблюдение. Даем советы, обобщаем. |
5. Собственно-проектный этап | Выполнение проекта. | Работают над проектом. Изготовление работ детьми. | Наблюдение. Советуем. Показываем на практике технику изготовления изделия. Контролируем работу воспитанников |
6. Оформительско-презентационный этап | Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчеты, создание альбомов | Отчитываются. Обсуждают. Оформляют проект | Слушаем, задаем целесообразные вопросы в роли рядового участника. |
7. Проверка и оценка результатов | Анализ выполнения проекта. Анализ достижений поставленной цели. | Участвуют в коллективном самоанализе проекта. | Оцениваем усилия воспитанников, их креативность. Делаем предложения по качеству отчета. |
Описание этапов проекта
1 этап «Организационный»
Выбор темы проекта, форм и методов его реализации.
Воспитанникам было предложено реализовать проект по организации творческой деятельности в рамках изготовления поделок своими руками. Были обозначены направления деятельности, в которых дети могли реализовать себя:
Воспитанники заинтересовались предложенными направлениями деятельности, проект был назван «Творческая мастерская»
Ребятами был разработан план мероприятий, который можно реализовать до конца учебного года.
2 этап «Практический»
Основные мероприятия проекта
Наименование мероприятия | Дата проведения |
«Чердачная игрушка. История возникновения» | |
Изготовление чердачных игрушек: котята, птицы, баба – яга. | |
Участие во Всероссийском конкурсе «Зимнее вдохновение» | |
Участие в дистанционном конкурсе: «На все руки мастер» Отправляются на конкурс лучшие работы: лошадки, зайчики. | |
Изготовление чердачных игрушек: котята, собачки (работа с тканью, роспись) | |
Изготовление поделки на Поволжскую звезду. Работа: дерево «Клен», техника выполнения плетение. | |
Участие в дистанционных конкурсах: «Талантливые дети», «Моя любимая игрушка». | |
Изготовление стенгазеты, посвященной Международному женскому дню. | |
Участие в ярмарке во время городского форума | |
Участие в дистанционном конкурсе «Я - гений» | |
Поздравление ветеранов (15 дарим 15 поделок) | |
Пасха красная горка изготовление пасхальных сувениров | |
Участие в дистанционном конкурсе «Веселое детство» | |
Пасхальная ярмарка (место организации: православная гимназия) | |
Изготовление альбомов «Наши лучшие работы» Подведение итогов | |