СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация защиты магистерской диссертации на тему: "Особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития

Цель: Выявить особенности развития пространственного восприятия у школьников с задержкой психического развития 1 – 2 класса и на основании выявленных особенностей разработать методические рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  федеральное государственное бюджетное образовательное учреждении высшего образования  «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»  (КГПУ им. В.П. Астафьева)   Особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития Научный руководитель : Проглядова Галина Александровна к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики  Выполнила : Герасименко Евгения Владимировна ИСГТ кафедра коррекционной педагогики

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева)

Особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития

Научный руководитель : Проглядова Галина Александровна

к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики

Выполнила : Герасименко Евгения Владимировна

ИСГТ кафедра коррекционной педагогики

Актуальность: Психолого-педагогические исследования (Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой и М.С. Певзнер Г.Е., В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, Ананьева Б.Г. и Рыбалко Е.Ф. и др.)  Нормативные документы:  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»  Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.

Актуальность:

  • Психолого-педагогические исследования

(Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой и М.С. Певзнер Г.Е., В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, Ананьева Б.Г. и Рыбалко Е.Ф. и др.)

  • Нормативные документы:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:  Цель исследования : Выявить особенности развития пространственного восприятия у школьников с задержкой психического развития 1 – 2 класса и на основании выявленных особенностей разработать методические рекомендации. Задачи исследования : 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Провести эмпирическое исследование, выявляющее особенности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста. 3. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы, работающих с детьми с задержкой психического развития.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Цель исследования :

Выявить особенности развития пространственного восприятия у школьников с задержкой психического развития 1 – 2 класса и на основании выявленных особенностей разработать методические рекомендации.

Задачи исследования :

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Провести эмпирическое исследование, выявляющее особенности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

3. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы, работающих с детьми с задержкой психического развития.

Объект исследования: пространственное восприятие. Предмет исследования: особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 - 2 классов с задержкой психического развития.

Объект исследования: пространственное восприятие.

Предмет исследования: особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 - 2 классов с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у обучающихся с задержкой психического развития пространственные восприятия будут недостаточно сформированными. Данная несформированность будет выражаться в таких особенностях, как неправильное написание букв и цифр, не понимание пространственного положения предметов, не достаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и графомоторных навыков.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что у обучающихся с задержкой психического развития пространственные восприятия будут недостаточно сформированными. Данная несформированность будет выражаться в таких особенностях, как неправильное написание букв и цифр, не понимание пространственного положения предметов, не достаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и графомоторных навыков.

Комплекс методических заданий Серия 1. Исследование буквенного гнозиса   (М.М.Семаго, Н.Я. Семаго). Серия 2. Зрительно-пространственное восприятие (субтесты М. Фростик, проба       Поппельрейтера). Серия 3. Исследование графомоторных навыков  (методика Д. Б. Эльконин). Серия 4. Понимание и употребление предлогов  (О.Б.Иншакова, М.М.Семаго, Н.Я. Семаго).

Комплекс методических заданий

Серия 1. Исследование буквенного гнозиса (М.М.Семаго, Н.Я. Семаго).

Серия 2. Зрительно-пространственное восприятие (субтесты М. Фростик, проба Поппельрейтера).

Серия 3. Исследование графомоторных навыков (методика Д. Б. Эльконин).

Серия 4. Понимание и употребление предлогов (О.Б.Иншакова, М.М.Семаго, Н.Я. Семаго).

Организация констатирующего эксперимента :  База исследования: МКОУ Имисская СОШ № 13  Экспериментальная группа:  10 школьников 1 - 2 классов. Среди них  5 школьников с ЗПР из 1 класса, 5 школьников с ЗПР из 2 класса

Организация констатирующего эксперимента :

База исследования:

МКОУ Имисская СОШ № 13

Экспериментальная группа:

10 школьников 1 - 2 классов.

Среди них 5 школьников с ЗПР из

1 класса, 5 школьников с ЗПР из 2 класса

Методика проведения эксперимента Буквенный гнозис Зрительно-пространственное восприятие Понимание и употребление предлогов Графомоторные навыки

Методика проведения эксперимента

Буквенный гнозис

Зрительно-пространственное восприятие

Понимание и употребление предлогов

Графомоторные навыки

Результаты диагностики ЭГ по комплексу заданий, направленных на выявление сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития

Результаты диагностики ЭГ по комплексу заданий, направленных на выявление сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития

Выявленные особенности Задание 1 «Буквенный гнозис»: Зеркальное написание букв : Смешение право лево (З - Е) Смешение верх – низ (6 – 9)  Задание 2 «Сформированность зрительно-пространственного восприятия» Невнимательное рррз  Задание 3 «Понимание и употребление пространственных предлогов» Вырыр аша  Задание 4 «Сформированность графо-моторных функций» Ярр ача

Выявленные особенности

Задание 1

«Буквенный гнозис»:

Зеркальное написание букв :

  • Смешение право лево (З - Е)
  • Смешение верх – низ (6 – 9)

Задание 2

«Сформированность зрительно-пространственного восприятия»

  • Невнимательное
  • рррз

Задание 3

«Понимание и употребление пространственных предлогов»

  • Вырыр
  • аша

Задание 4

«Сформированность графо-моторных функций»

  • Ярр
  • ача
Методические рекомендации Задания Средний уровень Задание 1 «Буквенный гнозис» + Ниже среднего уровень +  Упражнения  - Упражнения будут отличаться уровнем сложности. - Оказанием направляющей помощи педагога. Задание 2 «Сформированность зрительно-пространственного восприятия» -  + Упражнения только для детей с уровнем ниже среднего.  Задание 3 «Понимание и употребление пространственных предлогов»   + Упражнения только для детей с уровнем ниже среднего. + Задание 4 «Сформированность графо-моторных функций» Упражнения будут отличаться :  - уровнем сложности; -дифференцированным подходом к обучающимся + +

Методические рекомендации

Задания

Средний уровень

Задание 1

«Буквенный гнозис»

+

Ниже среднего уровень

+

Упражнения

- Упражнения будут отличаться уровнем сложности.

- Оказанием направляющей помощи педагога.

Задание 2

«Сформированность зрительно-пространственного восприятия»

-

+

Упражнения только для детей с уровнем ниже среднего.

Задание 3

«Понимание и употребление пространственных предлогов»

+

Упражнения только для детей с уровнем ниже среднего.

+

Задание 4

«Сформированность графо-моторных функций»

Упражнения будут отличаться :

- уровнем сложности;

-дифференцированным подходом к обучающимся

+

+

Промежуточные результаты  исследования представлены Герасименко, Е.В. Особенности развития пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, обучающихся в начальной школе.  / Е. В. Герасименко// Вестник науки, –Уфа, 2018. – С. 279-284 Герасименко Е.В.,  Развитие пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.  / [Электронный ресурс] / Е.В. Герасименко //  Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – 2018. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018.- С. 16-18 Участие в работе XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» с темой доклада: Развитие пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.

Промежуточные результаты исследования представлены

  • Герасименко, Е.В. Особенности развития пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, обучающихся в начальной школе. / Е. В. Герасименко// Вестник науки, –Уфа, 2018. – С. 279-284
  • Герасименко Е.В., Развитие пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития. / [Электронный ресурс] / Е.В. Герасименко // Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – 2018. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018.- С. 16-18
  • Участие в работе XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» с темой доклада: Развитие пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  федеральное государственное бюджетное образовательное учреждении высшего образования  «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»  (КГПУ им. В.П. Астафьева)   Особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития Научный руководитель : Проглядова Галина Александровна к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики  Выполнила : Герасименко Евгения Владимировна ИСГТ кафедра коррекционной педагогики

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева)

Особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития

Научный руководитель : Проглядова Галина Александровна

к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики

Выполнила : Герасименко Евгения Владимировна

ИСГТ кафедра коррекционной педагогики