МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева)
Особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития
Научный руководитель : Проглядова Галина Александровна
к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики
Выполнила : Герасименко Евгения Владимировна
ИСГТ кафедра коррекционной педагогики
Актуальность:
- Психолого-педагогические исследования
(Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой и М.С. Певзнер Г.Е., В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, Ананьева Б.Г. и Рыбалко Е.Ф. и др.)
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Цель исследования :
Выявить особенности развития пространственного восприятия у школьников с задержкой психического развития 1 – 2 класса и на основании выявленных особенностей разработать методические рекомендации.
Задачи исследования :
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести эмпирическое исследование, выявляющее особенности пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
3. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы, работающих с детьми с задержкой психического развития.
Объект исследования: пространственное восприятие.
Предмет исследования: особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 - 2 классов с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что у обучающихся с задержкой психического развития пространственные восприятия будут недостаточно сформированными. Данная несформированность будет выражаться в таких особенностях, как неправильное написание букв и цифр, не понимание пространственного положения предметов, не достаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и графомоторных навыков.
Комплекс методических заданий
Серия 1. Исследование буквенного гнозиса (М.М.Семаго, Н.Я. Семаго).
Серия 2. Зрительно-пространственное восприятие (субтесты М. Фростик, проба Поппельрейтера).
Серия 3. Исследование графомоторных навыков (методика Д. Б. Эльконин).
Серия 4. Понимание и употребление предлогов (О.Б.Иншакова, М.М.Семаго, Н.Я. Семаго).
Организация констатирующего эксперимента :
База исследования:
МКОУ Имисская СОШ № 13
Экспериментальная группа:
10 школьников 1 - 2 классов.
Среди них 5 школьников с ЗПР из
1 класса, 5 школьников с ЗПР из 2 класса
Методика проведения эксперимента
Буквенный гнозис
Зрительно-пространственное восприятие
Понимание и употребление предлогов
Графомоторные навыки
Результаты диагностики ЭГ по комплексу заданий, направленных на выявление сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития
Выявленные особенности
Задание 1
«Буквенный гнозис»:
Зеркальное написание букв :
- Смешение право лево (З - Е)
- Смешение верх – низ (6 – 9)
Задание 2
«Сформированность зрительно-пространственного восприятия»
Задание 3
«Понимание и употребление пространственных предлогов»
Задание 4
«Сформированность графо-моторных функций»
Методические рекомендации
Задания
Средний уровень
Задание 1
«Буквенный гнозис»
+
Ниже среднего уровень
+
Упражнения
- Упражнения будут отличаться уровнем сложности.
- Оказанием направляющей помощи педагога.
Задание 2
«Сформированность зрительно-пространственного восприятия»
-
+
Упражнения только для детей с уровнем ниже среднего.
Задание 3
«Понимание и употребление пространственных предлогов»
+
Упражнения только для детей с уровнем ниже среднего.
+
Задание 4
«Сформированность графо-моторных функций»
Упражнения будут отличаться :
- уровнем сложности;
-дифференцированным подходом к обучающимся
+
+
Промежуточные результаты исследования представлены
- Герасименко, Е.В. Особенности развития пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития, обучающихся в начальной школе. / Е. В. Герасименко// Вестник науки, –Уфа, 2018. – С. 279-284
- Герасименко Е.В., Развитие пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития. / [Электронный ресурс] / Е.В. Герасименко // Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ: материалы научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. – 2018. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018.- С. 16-18
- Участие в работе XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» с темой доклада: Развитие пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Спасибо за внимание!
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева)
Особенности сформированности пространственного восприятия у обучающихся 1 – 2 классов с задержкой психического развития
Научный руководитель : Проглядова Галина Александровна
к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики
Выполнила : Герасименко Евгения Владимировна
ИСГТ кафедра коррекционной педагогики