ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМ ДАУНА
Агашкова Екатерина Юрьевна.
Оглавление.
Формирование навыков мелкой моторики рук. Работа запястья…….3
Развитие мелкой моторики путем изобразительной деятельность…….5
Выводы……………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………………11
Формирование навыков мелкой моторики рук. Работа запястья.
Мелкая моторика – объем двигательной активности внутренних органов, дыхательных мышц, артикуляционного аппарата, а также любые виды игровой или бытовой деятельности, требующие координированного и точного владения руками. Традиционно к навыкам мелкой моторики относят умения:
осознанно и целенаправленно двигать руками – в большей части это происходит под контролем зрения; координировать движения рук – можно заметить появление ведущей и помогающей руки (напоминаю, что переучивание левшей вредно и считается недопустимым);
вращать запястьями (например, поворачивая ручку двери, откручивая крышку баночки или разворачивая ложку, чтобы поднести ее ко рту);
использовать разные виды захватов, от ладонных до сложных пальцевых. Их ребенок начинает использовать в своей деятельности, всё больше ориентируясь на назначение предметов.
Захваты, которые ребенок использует в своей деятельности.
Ладонный захват – первая ступень. Ребенок держит мелок/карандаш/фломастер в кулаке, рабочий конец направлен к мизинцу. Так дети начинают рисовать на горизонтальной поверхности.
Ладонно-пальцевой захват. Так художники держат кисть при рисовании, и так ребенок будет держать мелок, когда поймет, что его рабочий конец должен быть направлен не вниз, к мизинцу, а вверх – к указательному и большому пальцу. Предмет лежит в ладони наискосок, рабочий конец зажат между большим, указательным и средним пальцем. Удобно при рисовании на вертикальной поверхности, ватман подвешенный на стену, детский мольберт.
Захват щепотью. Ребенок удерживает карандаш/кисть/фломастер большим,
указательным и средним пальцем.
У детей с синдромом Дауна развитие навыков мелкой моторики происходит с разной скоростью, и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Однако существует на бор связанных с синдромом Дауна особенностей, которые могут повлиять на развитие навыков мелкой моторики. К ним относятся анатомические особенности, в частности, гипотония, медицинские проблемы и замедленное развитие познавательной сферы.
Гипотония.
Гипотония или сниженный мышечный тонус – это тонус ни же того, который бывает при нормальном развитии. У детей с синдромом Дауна мышечный тонус в разной степени снижен. Из-за этого они вы глядят вялыми, и контроль над телом и головой у них развивается позже. Все дети с гипотонией испытывают трудности на первых этапах развития моторики, когда учатся принимать вертикальное положение. Способность держать голову, опираться на руки, поднимать вверх кисти и ступни, сидеть и т. д. – эти навыки развиваются у них медленнее, потому что дети не могут в должной степени активизировать мышечный тонус.
Развитие мелкой моторики путем изобразительной деятельности.
Занятия рисованием строятся таким образом, чтобы дети, используя имеющиеся у них возможности, могли участвовать в творческом процессе и получать от него удовольствие. Занимаясь с детьми художественным творчеством, нужно стараться расширить их сенсорный опыт, используя материалы с разной фактурой, дать возможность потрогать руками краски, тесто, пластилин, пластику. Развитие мелкой моторики, формирование тонких целенаправленных движений, навыков. Кроме того, во время занятий рисованием увеличивается время сохранения внимания, формируется умение выполнять цепочку последовательных действий, растет мотивация к деятельности. Постепенно дети понимают, что результат их работы ценится, а умения накапливаются.
Примерные методы работы с детьми синдромом Дауна:
Нетрадиционная техника рисования.
Рисование пальчиками
Дерево времена года, силуэт ствола дерева или обрисовывается руку ребенка после чего изображение делится на две или четыре части, ребенку показывается готовое изображение с рисунок дерева. Обучающемуся предлагается опустить в краску пальчик и нанести пятнышки на бумагу по времени года. На каждый пальчик набирается краска разного цвета: осень – красный, желтый, зима- голубой, синий, фиолетовый, белый, весна- зеленый, лето- разноцветные яркие цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом. В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве и многое другое. Работу можно делать коллективом.
Рисование ладошкой
Обучающийся обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу). Так же обведенную руку закрашивает с помощью отпечатка пальцев.
Флюид арт.
Новая техника рисования. Акриловые краски, смешивают с клеем ПВА, водой и выливают на поверхность это может быть грунтованный картон, холст на картоне, каждая подготовленная краска выливается и с помощью движения рук навису создается картина. Для этой работы нужны акриловые краски трех, четырех цветов, клей ПВА, вода, поверхность на которой будет изображение, клеенка, что бы не испачкать рабочую поверхность, фартук, нарукавники и одноразовые перчатки.
Аппликация с шаблонами для обводки.
Ребенку дается образец с работой. Чистый лист закрашивается акварельными красками, накладывается шаблон балерины и закрашивается восковым мелком, пальчики макаются в краску и прикладываются к балерине создавая верхнюю часть платья. Берется клей ПВА и струйкой проводится по юбке. После сыплется поверху клея конфетти, вырезанное с помощью дырокола.
Отпечатки листьев
Совместно или самостоятельно ребенок покрывает листок дерева красками, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге, накрывает сверху другим листком бумаги и проглаживает. Затем аккуратно все убирает и получает отпечаток. Этот вид рисования удобно использовать осенью, когда без труда можно найти разнообразные еще не высохшие листья и создать очень похожие на настоящие букеты, пейзажи и др.
Набрызг
Дети набирают густую краску на зубную щетку, затем проводят ею о палочку, расческу или кусочек картона, держа их над листом бумаги. Краска разбрызгивается на бумагу. Используя внешние и внутренние трафареты, можно получить цветные фактурные изображения или наоборот белые контурные изображения на цветном фоне(снежинки, самолет в небе, парашютист в небе). Можно изобразить снегопад или дождь.
Монотипия (предметная и пейзажная)
Ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует половину предмета или пейзаж. Затем, пока краска не высохла, снова складывает для получения отпечатка. Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать для изображения простые, хорошо усвоенные детьми предметы.
Кляксография
Ребенок зачерпывает жидкую краску ложечкой, выливает на бумагу, накрывает другим листом. Затем, верхний лист снимает и определяет на что похоже изображение. При необходимости можно дорисовать детали. Эта техника требует достаточно развитого воображения, поэтому лучше ее использовать со старшими детьми.
Раздувание краски
Ребенок выливает жидкую краску на бумагу, дует из трубочки на пятно так, чтобы краска растекалась в разные стороны. Можно сделать несколько разных пятен. Недостающие детали дорисовать. С помощью этой техники можно нарисовать деревья, цветы, ежика, солнышко и многое другое.
Комбинированное рисование
Дети вырезают определенные фигуры, раскрашивают гуашевыми красками или акварелью, с помощью клея приклеивают на основною работу.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
У детей улучшилось понимание речи, значительно пополнился словарный запас. Улучшилась концентрация внимания.
Обучающиеся стали проявлять яркий интерес к изобразительной деятельности, к различным материалам (гуашь, акварель, глина, мелки).
Формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
Преобладает положительный эмоциональный фон (дети активны, жизнерадостны, не проявляют аффективных вспышек).
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главное в нашей работе: занятия приносили детям только положительные эмоции.
Основными критериями результативности работы считаем: позитивную динамику в развитии детей с синдромом Дауна.
Список литературы.
Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов. Марианна Бруни; Москва. Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»2020.
Журнал «Сделай шаг» № 2 (37), апрель 2009.
Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред. Б. П. Пузанова. — Москва : Академия, 1998. — 144 с.
13