СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности составления рабочей программы по предмету с учетом ФООП и ФГОс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности составления рабочей программы по предмету с учетом ФООП и ФГОс»

Лекция "Особенности составления рабочей программы по предмету химия с учетом ФООП и ФГОс

Рабочая программа

Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы школы. С помощью рабочей программы учитель планирует и организует образовательный процесс, а также управляет им. Документ конкретизирует порядок, содержание и объем изучения предмета, курса или дисциплины.

  • Примерные рабочие программы больше не используются. Их заменили федеральные рабочие программы.

Для чего нужна рабочая программа

Рабочая программа учителя определяет содержание преподавания и изучения предмета на базовом и углубленном уровнях и обеспечивает преемственность между ступенями общего образования.

Федеральная рабочая программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода. Ее цель — чтобы каждый школьник достиг планируемых результатов. 

Федеральная рабочая программа позволяет учителю определить содержание учебного предмета на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса. 

Например, учитель может использовать рекомендованное распределение учебного времени на изучение разделов или тем. А может перераспределить время с учетом часов, выделенных на изучение предмета в учебном плане школы.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы

Федеральные рабочие программы — часть федеральной основной общеобразовательной программы (ФООП). 

ФООП описывает единые для всей страны базовые объем и содержание образования, а также планируемые результаты освоения программы. В ноябре 2022 года Министерство просвещения РФ утвердило федеральные основные общеобразовательные программы для начального, среднего и основного общего образования.

Каждая ФООП состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел, как несложно догадаться, описывает назначение, цели и задачи, а также планируемые результаты освоения программ и систему достижения этих результатов.

 

Кто должен составлять рабочую программу

Федеральные рабочие программы по некоторым учебным предметам носят обязательный характер, то есть нужно использовать готовую программу в утвержденном виде, но необходимо еще разработать тематическое планирование, которого требует ФГОС, а утвержденные рабочие программы его не содержат. Кроме того, федеральные рабочие программы по обязательным предметам содержат требования только на базовом уровне. Для углубленного изучения программу также придется доработать.

мУчебные предметы, по которым обязательные федеральные рабочие программы основного общего образования уже утверждены

Согласно ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам можно применять в неизменном виде или как методическую основу для разработки авторских программ. 

Главное в этом случае соблюдать условие: содержание и планируемые результаты авторской программы не должны быть ниже, чем в федеральных рабочих программах.

Состав рабочей программы

ФГОС третьего поколения требуют, чтобы рабочая программа по предмету включала три основных раздела: содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения и тематическое планирование.

Содержание федеральной рабочей программы — это минимум, который должны освоить обучающиеся по предмету. Оно раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе.

Кроме требований к структуре программы ФГОС содержит планируемые результаты, которых необходимо достичь по окончании освоения учебного предмета. Это основной ориентир для учителя при разработке рабочей программы по предмету.

В тематическом планировании необходимо указывать количество академических часов, которые отводятся на изучение каждой темы, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) ресурсов.

Особенности составления рабочей программы

Составление рабочей программы по новому ФГОС.

 Список  документов для изучения:

1.ФГОС соответствующего уровня образования:

  • ФГОС начального общего образования, утвержден приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286;

  • ФГОС основного общего образования, утвержден приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287;

  • ФГОС среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413.

2.Федеральная рабочая программа по учебному предмету. Ее можно найти на портале «Единое содержание общего образования».

3.Основная образовательная программа школы, разработанная на основе ФГОС и ФООП.

4.Положение о рабочей программе школы.

В положении о школьной рабочей программе должны быть прописаны примерная структура и объем, сроки составления и документы, на основе которых формируется рабочая программа по предмету.

Содержание рабочей программы

Если предмет входит в список обязательных, используйте содержательную часть федеральной рабочей программы в утвержденном виде без изменений. Однако все же стоит предварительно убедиться, что в содержании программы и предметных результатах по ФГОС нет принципиальных расхождений. Если же таковые обнаружатся, необходимо дополнить содержание программы недостающими темами. 

Рабочие программы для углубленного изучения обязательных предметов также составляют на основе федеральных рабочих программ. Кроме того, Министерство просвещения РФ рекомендует использовать их в качестве методической основы для разработки авторских программ.

Также нужно убедиться, что содержание рабочей программы учитывает концепции преподавания учебных предметов и рабочую программу воспитания.

Планируемые результаты

ФГОС не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому необходимо обратиться к школьному положению о рабочей программе, в котором должно быть указано, как подготовить этот раздел.

За основу можно взять раздел «Планируемые результаты освоения программы учебного предмета» федеральной рабочей программы. В ней планируемые результаты описаны как система из трех компонентов:

  • личностные,

  • метапредметные,

  • предметные по годам обучения.

Личностные результаты освоения учебного предмета достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, поэтому учитель должен формировать их с учетом рабочей программы воспитания школы. 

Стандарт не регламентирует, как это сделать. Значит, учителю следует опираться на школьное положение о рабочей программе, которое должно содержать указание, как и в каком разделе программы отразить рабочую программу воспитания.

Тематическое планирование

Необходимо учесть требования ФГОС и добавить в тематическое планирование обязательные элементы:

  • перечень тем для изучения;

  • количество академических часов, которые отводятся на освоение тем;

  • информацию об использовании электронных (цифровых) ресурсов по каждой теме.

Если использовать тематическое планирование федеральной рабочей программы, то в каждом тематическом блоке необходимо прописать отдельные темы и определить количество часов, которое понадобится ученикам, чтобы их освоить. 

В рамках отдельных тем нужно отвести время на контрольные, лабораторные и практические работы, а также на проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

Последовательность изучения тем учитель может менять для дифференциации содержания с учетом уровня подготовки учеников конкретного класса.

  • Календарно-тематическое планирование следует включить в рабочую программу, только если этого требуют локальные акты школы. 

Как подобрать учебники к рабочей программе

Учебники и пособия необходимо подбирать из Федерального перечня учебников, допущенных к использованию, утвержденного приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858.

Школа должна предоставить ученику «не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме» по учебным предметам: 

  • русский язык,

  • математика,

  • физика,

  • химия,

  • биология,

  • литература,

  • география,

  • история,

  • обществознание,

  • иностранные языки,

  • информатика.

По другим учебным предметам учебники и пособия можно предоставлять как в печатной, так и в электронной форме.

Если в учебнике отсутствуют отдельные темы, которые необходимо изучить по программе, учитель может брать их из другого учебника Федерального перечня. 

Кроме обычного учебника, можно использовать конспекты занятий, электронные образовательные ресурсы, распечатки электронных версий рабочих тетрадей либо организовать проектно-исследовательскую деятельность, чтобы изучать новый материал по разным источникам.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы должно включать:

  • информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

  • укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы среднего общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания.

Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

  • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования;

  • не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования.

Фонд дополнительной литературы должен включать: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Как указать в тематическом планировании электронные образовательные ресурсы

Для этого в таблицу тематического планирования можно добавить отдельный столбец, например, «Учебно-методические материалы» или «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы».

В этот столбец необходимо внести:

  • электронные учебники и пособия,

  • виртуальные библиотеки и лаборатории,

  • мультимедийные презентации,

  • игровые образовательные программы,

  • учебные видео- и аудиоматериалы,

  • электронные тренажеры,

  • коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, а их содержание — соответствовать законодательству об образовании. 

Алгоритм работы по созданию рабочей программы с помощью конструктора рабочих программ

ШАГ №1 Регистрация на портале

Начало формы


Для начала работы необходимо зарегистрироваться на странице портала:

  1. указать адрес электронной почты;

  2. создать пароль;

  3. указать фамилию, имя, отчество;

  4. выбрать субъект Российской Федерации, муниципальное образование, образовательную организацию.


ШАГ 2

  1. После регистрации выбрать предмет, класс, нажать на клавишу «Создать программу».

  2. Загружается соответствующий шаблон.

  3. 3 шаг. Титульный лист

  4. Появляется титульный лист, на котором автоматически отобразится региональный орган управления и образовательная организация. Необходимо набрать учредителя вашей образовательной организации.

  5. Конструктор предлагает выбрать варианты согласования, рассмотрения и утверждения в соответствии локальным актом школы.

  6. Редактируется год создания программы.

  7. Каждой программе автоматически присваивается уникальный идентификационный номер (ID), который свидетельствует о том, что программа создана в соответствии с ФГОС НОО.

4 шаг. Пояснительная записка

конструктор автоматически генерирует пояснительную записку, содержание учебного предмета, планируемые результаты, которые не редактируются


5шаг тематическое планирование

В разделе «Тематическое планирование» автоматически отображается наименование разделов, тем и количество часов на их изучение, предусмотренных в соответствии с примерной программой.

Учитель заполняет:

  1. количество часов по темам, контрольным работам. Конструктор позволяет перераспределять количество часов по темам, переставлять порядок изучения разделов, комбинировать темы внутри раздела. Общее количество часов не редактируется;

  2. даты изучения тем при помощи встроенного календаря;

  3. предложенные виды деятельности на уроке;

  4. предложенные вид и форму контроля по каждой изучаемой теме;

  5. электронные (цифровые) образовательные ресурсы путем самостоятельного текстового ввода.


6 шаг. Поурочное планирование

  • Заполнение таблицы «Поурочное планирование», которая оформляется аналогично разделу «Тематическое планирование»


7 шаг. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Заполнение раздела «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса»:

  1. конструктор предоставляет выбор учебников, входящих в действующий Федеральный перечень;

  2. иные методические материалы и цифровые образовательные ресурсы вносятся учителем самостоятельно путем текстового ввода информации.

8 шаг. Учебное оборудование

Раздел «Учебное оборудование» и «Оборудование для проведения лабораторных, практических работ, демонстраций» заполняется исходя из материально-технического обеспечения образовательной организации, используется текстовый ввод информации.

9 шаг. Сохранение программы


Конструктор предлагает два варианта сохранения программы: промежуточный и итоговый.

Если работа не завершена, нажимаем на слово «Сохранить». Программа отобразится в Личном кабинете в разделе «Черновики рабочих программ». Для дальнейшей работы необходимо открыть «Черновики», нажать на кнопку «Продолжить редактирование», в программе автоматически отобразятся внесенные ранее изменения в шаблоне программы.

При завершении работы над программой нажать на кнопку «Создать файл» в личном кабинете в разделе «Завершенные рабочие программы», скачать в формате PDF или WORD. При необходимости внесения изменений в завершенную программу можно воспользоваться функцией «Создать файл на основе данной»

Лекция "Методика преподавания химии в условиях реализации обновленного ФГО»

Единое образовательное пространство

Единство образовательного пространства –системная взаимосвязь всех составляющих образования на основе единства ценностно - целевых ориентиров, ведущих национальных стратегий, концептуальных подходов и принципов образовательной политики, общих правил функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющих развитие и социализацию обучающихся на протяжении всей жизни и обеспечивающих равенство возможностей реализации права на образование в соответствии с запросами личности, общества и государства

Единство образовательного пространства определяется:

  •  единством базовых национальных российских ценностей, лежащих в основе личностного развития обучающихся общностью принципов государственной политики в образовании

  • всеобщей доступностью образования и равными возможностями для всех граждан на получение образования, в том числе в образовательных сетях единой ИОС России

  • методологически едиными, преемственными ФГОС всех уровней образования единством содержательных основ образования

  • единой критериальной системой итогового оценивания результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ

  • согласованными и реализованными требованиями к условиям реализации основных образовательных программ в единой ИОС России

  • соответствующими требованиям ФГОС и преемственными примерными основными образовательными программами всех уровней образования

  • профессиональными стандартами для педагогических работников единой ИОС России, агрегирующей все системные компоненты и обеспечивающей интеграцию российского образования в мировое образовательное пространство

ФГОС разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, ориентирован на изучение многообразного цивилизационного наследия России, представленного в форме исторического, социального опыта поколений россиян, основ духовно-нравственных культур народов России.

Региональная составляющая, таким образом, является важным компонентом процесса внедрения ФГОС, определяя направления как учебной, так и воспитательной работы с обучающимися, где предметам социально-гуманитарного цикла отводится ведущая роль в данном процессе, что подразумевает повышенную ответственность за качество достигаемых результатов обучения.

Основу ФГОС составляет единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающихся.

ФГОС предусматривает вариативность образовательных программ, которая обеспечивается за счет:

  •  возможности сочетания обязательных компонентов содержания образования, отражающих учебный предмет, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки, расширения и углубления содержания учебного предмета в пределах внеурочной и самостоятельной деятельности в рамках предметной области;

  • возможности разработки и реализации программ основного общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;

  • возможности разработки и реализации образовательной организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.

Начало формы



Достижения обучающихся, полученные в процессе обучения

Достижения обучающихся, полученные в процессе обучения сгруппированы во ФГОС по трем направлениям:

  • универсальные учебные познавательные действия, включающие овладение базовыми логическими действиями, овладение базовыми исследовательскими действиями, работа с информацией в рамках изучаемых учебных предметов ;

  • универсальные учебные коммуникативные действия, включающие общение, осуществление совместной деятельности со сверстниками и педагогами, умение аргументировать и обосновывать свою позицию в рамках изучаемых учебных предметов ;

  • универсальные регулятивные действия, включающие владение приемами самоорганизации, владение приемами самоконтроля в рамках изучаемых учебных предметов .

ФГОС определяет предметные результаты освоения программ с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования, которые формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений в рамках учебного предмета "Химия" , с учётом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования.

Предметные результаты определяют гарантированный государством минимум содержания  общего образования, выстроенного в логике изучения каждого учебного предмета .

Содержание основного общего образования определяется программой основного и среднего общего образования, в том числе адаптированной, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу основного  образования, в том числе адаптированную, в соответствии со ФГОС.

Программа основного и среднего общего образования, в том числе адаптированная, реализуется на государственном языке Российской Федерации. В то же время программа основного общего образования обеспечивает право на получение основного общего образования и на родном языке из числа языков народов Российской Федерации.

Реализация программы  общего образования, в том числе адаптированной, осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
При реализации программы основного и среднего общего образования, в том числе адаптированной, организация вправе применять различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Обучение в соответствии с ФГОС может осуществляться в групповом формате с целью обеспечения дифференциации и профориентации обучения, а также индивидуально на основе индивидуальных учебных планов. Согласно разъяснению разработчиков стандарта, реализация группового обучения обеспечивается за счёт снятия ограничения по количественному показателю.

Результаты освоения программы основного и среднего общего образования, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля программы основного  и среднего общего образования, подлежат оцениванию с учетом специфики и особенностей предмета оценивания.

Соответствие деятельности образовательной организации требованиям ФГОС в части содержания образования определяется результатами государственной итоговой аттестации.

Особенности преподавания химии по обновленным ФГОС

Вклад учебного предмета «Химия» в достижение целей основного общего образования обусловлен во многом значением химической науки в познании законов природы, в развитии производительных сил общества и создании новой базы материальной культуры.
Химия как элемент системы естественных наук распространила своё влияние на все области человеческого существования, задала новое видение мира, стала неотъемлемым компонентом мировой культуры, необходимым условием жизни общества: 

  • знание химии служит основой для формирования мировоззрения человека, его представлений о материальном единстве мира;

  • важную роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе;

  • современная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.

В условиях возрастающего значения химии в жизни общества существенно повысилась роль химического образования.
В плане социализации оно является одним из условий формирования интеллекта личности и гармоничного её развития.
Современному человеку химические знания необходимы для приобретения общекультурного уровня, позволяющего уверенно трудиться в социуме и ответственно участвовать в многообразной жизни общества, для осознания важности разумного отношения к своему здоровью и здоровью других, к окружающей природной среде, для грамотного поведения при использовании различных материалов и химических веществ в повседневной жизни.
Химическое образование в основной школе является базовым по отношению к системе общего химического образования. Поэтому на соответствующем ему уровне оно реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия».

Изучение предмета:

1) способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности;

2) вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как
в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;

3) знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании естественно-научной грамотности подростков;

4) способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование школьников.

Названные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания предмета, который является педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её развития.
Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.
Структура содержания предмета сформирована на основе системного подхода к его изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня: атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания, уровня Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии, учения о строении атома и химической связи, представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах. Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей практического применения и получения изучаемых веществ.
Такая организация содержания курса способствует представлению химической составляющей научной картины мира в логике её системной природы. Тем самым обеспечивается возможность формирования у обучающихся ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке. Важно также заметить, что освоение содержания курса происходит с привлечением знаний из ранее изученных курсов: «Окружающий мир»,«Биология. 5—7 классы» и «Физика. 7 класс».

Цели изучения учебного предмета  «Химия»

К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций предмета «Химия» традиционно относят формирование знаний основ химической науки как области современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. Задача предмета состоит в формировании системы химических знаний — важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка науки, знаний о научных методах изучения веществ и химических реакций, а также в формировании и развитии умений и способов деятельности, связанных с планированием, наблюдением и проведением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточнены и скорректированы с учётом новых приоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в образовании особо значимой признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать своё образование самостоятельно становится одной из важнейших функций учебных предметов.
В связи с этим при изучении предмета в основной школе

  • доминирующее значение приобрели такие цели, как:
    формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;

  • направленность обучения на систематическое приобщение  учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;

  • обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;

  • формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;

  • формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;

  • развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.

Место учебного предмета «Химия» в учебном плане

НАНачало формы


Конец формы

 НА уровне общего образования


В системе общего образования «Химия» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Учебным планом на её изучение отведено 136 учебных часов — по 2 ч в неделю в 8 и 9 классах соответственно.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета, установленная примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью.

На уровне среднего общего образования


В системе среднего общего образования «Химия», изучаемая на базовом уровне, признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Естественные науки»

Учебным планом на её изучение отведено 70 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах соответственно
В тематическом планировании указан резерв учебного времени, которое рекомендуется для реализации авторских подходов по использованию разнообразных форм организации уче


Основные требования к рабочей программе «Химия» 10-11 класс

В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных результатов освоения предмета «Химия» на уровне среднего общего образования выделены следующие составляющие:
— осознание обучающимися российской гражданской идентичности — готовности к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
— наличие мотивации к обучению;
— целенаправленное развитие внутренних убеждений личности на основе ключевых ценностей и исторических традиций базовой науки химии;
— готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности ценностно-смысловыми установками, присущими целостной системе химического образования;
— наличие правосознания экологической культуры и способности ставить цели и строить жизненные планы
Личностные результаты освоения предмета «Химия» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Организации в соответствии с гуманистическими, социокультурными, духовно-нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества, принятыми в обществе нормами и правилами поведения, способствующими процессам самопознания, саморазвития и нравственного становления личности обучающихся
Личностные результаты освоения предмета «Химия» отражают сформированность опыта познавательной и практической деятельности обучающихся по реализации принятых в обществе ценностей

Гражданское воспитание

осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей, уважения к закону и правопорядку;
— представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе;
— готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении химических экспериментов;
— способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности Патриотическое воспитание

— ценностного отношения к историческому и научному наследию отечественной химии;
— уважения к процессу творчества в области теории и практического применения химии, осознания того, что достижения науки есть результат длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков, постоянного труда учёных и практиков;
— интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе информации о передовых достижениях современной отечественной химии;


Духовно-нравственное воспитание

— нравственного сознания, этического поведения;
— способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
— готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиций нравственных и правовых норм и осознание последствий этих поступков;

 

Физическое воспитание

 понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни; необходимости ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью;
— соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту, повседневной жизни и в трудовой деятельности;
— понимания ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения);

Трудовое воспитание

 коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской деятельности, общественно полезной, творческой и других видах деятельности;
— установки на активное участие в решении практических задач социальной направленности (в рамках своего класса, школы);
— интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний по химии;
— уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
— готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории образования, будущей профессии и реализации собственных жизненных планов с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов и потребностей общества;

Экологическое воспитание

— экологически целесообразного отношения к природе, как источнику существования жизни на Земле;
— понимания глобального характера экологических проблем,влияния экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
— осознания необходимости использования достижений химии для решения вопросов рационального природопользования;
— активного неприятия действий, приносящих вред окружающей природной среде, умения прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
— наличия развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и социальной практике, способности и умения активно противостоять идеологии хемофобии;

Ценности научного познания

 сформированности мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
— понимания специфики химии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы и человека, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия;
— убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации: в её гуманистической направленности и важной роли в создании новой базы материальной культуры, решении глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии медицины, обеспечении условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого члена общества;
— естественно-научной грамотности: понимания сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и происходящих в нём изменений; умения делать обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
— способности самостоятельно использовать химические знания для решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
— интереса к познанию и исследовательской деятельности;
— готовности и способности к непрерывному образованию и самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в соответствии с жизненными потребностями;
— интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной деятельности

 Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования включают: 

  • значимые для формирования мировоззрения обучающихся междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия, отражающие целостность научной картины мира и специфику методов познания, используемых в естественных науках (материя, вещество, энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза, закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение, эксперимент и др );

  • универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной грамотности и социальной компетенции обучающихся; способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в познавательной и социальной практике

Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями

Познавательные действия

Владение базовыми логическими действиями

— самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, всесторонне её рассматривать;
— определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;
— использовать при освоении знаний приёмы логического мышления — выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
— выбирать основания и критерии для классификации веществ и химических реакций;
— устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями;
— строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;
— применять в процессе познания используемые в химии символические (знаковые) модели, преобразовывать модельные представления — химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение химической реакции — при решении учебных познавательных и практических задач, применять названные модельные представления для выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических реакций;

Владение базовыми исследовательскими действиями

— владеть основами методов научного познания веществ и химических реакций;
— формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные и самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента познания и основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
— владеть навыками самостоятельного планирования и проведения ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы относительно достоверности результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной работе;
— приобретать опыт ученической исследовательской и проектной деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Работа с информацией

— ориентироваться в различных источниках информации (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и форм представления, критически оценивать её достоверность и непротиворечивость;
— формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач определённого типа;
— приобретать опыт использования информационно-коммуникативных технологий и различных поисковых систем;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы,
рисунки и т п );
— использовать научный язык в качестве средства при работе с химической информацией: применять межпредметные
(физические и математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры, номенклатуру;
— использовать и преобразовывать знаково-символические средства наглядности

Коммуникативные действия

задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или дискуссии, высказывать идеи, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
— выступать с презентацией результатов познавательной деятельности, полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при выполнении химического эксперимента, практической работы по исследованию свойств изучаемых веществ, реализации учебного проекта и формулировать выводы по результатам проведённых исследований путём согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями

 


Регулятивные действия

 самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную деятельность, определяя её цели и задачи, контролировать и по мере необходимости корректировать предлагаемый алгоритм действий при выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о веществах и химических реакциях;
— осуществлять самоконтроль своей деятельности на основе самоанализа и самооценки

Предметные результаты освоения программы среднего общего образования по химии на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки обучающихся Они включают: специфические для учебного предмета «Химия» научные знания,умения и способы действий по освоению, интерпретации и преобразованию знаний, виды деятельности по получению нового знания и применению знаний в различных учебных и реальных жизненных ситуациях, связанных с химией В программе предметные результаты представлены по годам изучения



Предметные результаты освоения курса «Органическая химия» отражают:
1) сформированность представлений: о химической составляющей естественно-научной картины мира, роли химии в познании явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, её функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
2) владение системой химических знаний, которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, молекула, валентность, электроотрицательность, химическая связь, структурная формула (развёрнутая и сокращённая), моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, мономер, полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения); теории и законы (теория строения органических веществ А М Бутлерова, закон сохранения массы веществ); закономерности, символический язык химии; мировоззренческие знания, лежащие в основе понимания причинности и системности химических явлений, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших органических веществ в быту и практической деятельности человека;
3) сформированность умений выявлять характерные признаки понятий, устанавливать их взаимосвязь, использовать соответствующие понятия при описании состава, строения и превращений органических соединений;
4) сформированность умений использовать химическую символику для составления молекулярных и структурных (развёрнутой, сокращённой) формул органических веществ и уравнений химических реакций; изготавливать модели молекул органических веществ для иллюстрации их химического и пространственного строения;
5) сформированность умений устанавливать принадлежность изученных органических веществ по их составу и строению к определённому классу/группе соединений (углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, высокомолекулярные соединения); давать им названия по систематической номенклатуре (IUPAC), а также приводить тривиальные названия отдельных органических веществ (этилен, пропилен, ацетилен, этиленгликоль, глицерин, фенол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная кислота, уксусная кислота, олеиновая кислота, стеариновая кислота, глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза, глицин);
6) сформированность умения определять виды химической связи в органических соединениях (одинарные и кратные);
7) сформированность умения применять положения теории строения органических веществ А М Бутлерова для объяснения зависимости свойств веществ от их состава и строения; закон сохранения массы веществ;
8) сформированность умений характеризовать состав, строение, физические и химические свойства типичных представителей различных классов органических веществ (метан, этан, этилен, пропилен, ацетилен, бутадиен-1,3, метилбутадиен-1,3, бензол, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, фенол, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислоты, глюкоза, крахмал, целлюлоза, аминоуксусная кислота); иллюстрировать генетическую связь между ними уравнениями соответствующих химических реакций с использованием структурных формул;
9) сформированность умения характеризовать источники углеводородного сырья (нефть, природный газ, уголь), способы их переработки и практическое применение продуктов переработки;
10) сформированность умений проводить вычисления по химическим уравнениям (массы, объёма, количества исходного вещества или продукта реакции по известным массе, объёму, количеству одного из исходных веществ или продуктов реакции);
11) сформированность умений владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в химии при изучении веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;
12) сформированность умений соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов;
13) сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции органических веществ, денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков) в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием, представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
14) сформированность умений критически анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (СМИ, Интернет и др );
15) сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; осознавать опасность воздействия на живые организмы определённых органических веществ, понимая смысл показателя ПДК, пояснять на примерах способы уменьшения и предотвращения их вредного воздействия на организм человека;
16) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: умение применять знания об основных доступных методах познания веществ и химических явлений;
17) для слепых и слабовидящих обучающихся: умение использовать рельефно точечную систему обозначений Л Брайля для записи химических формул