УДК 159.9
Воротынцева Д.А.
Педагог-психолог ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»
г. Белгород, РФ
ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Аннотация
В статье представлены результаты изучения особенностей выраженности страхов, их силы и направленности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Ключевые слова
Сурдопсихология, страхи, эмоционально-волевая сфера, дети дошкольного возраста, дошкольники, нарушение слуха, глухие, слабослышащие.
Vorotyntseva D.A.
Psychologist of the Belgorod Correctional Boarding School No. 23
Belgorod, Russian Federation
FEATURES OF FEARS OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT
Annotation
The article presents the results of studying the features of the severity of fears, their strength and orientation in preschool children with hearing impairment.
Keywords
Sign language psychology, fears, emotional and volitional sphere, preschool children, preschoolers, hearing impairment, deaf, hard of hearing.
Реалии современности предполагают воздействие большого количества стрессогенных факторов на личность. Наиболее подверженной влиянию данных факторов категорией населения являются дети дошкольного возраста, что может повлечь за собой развитие психосоматических проявлений и снижение темпов психического развития личности ребенка [2].
Следует отметить, что страхи в дошкольном возрасте представляют собой феномен, являющийся нормой и характеризующий развитие у ребенка воображения и творческого потенциала, течение социально-психологической адаптации к условиям окружающего мира и социума, однако в том случае, если страхи приобретают устойчивый характер и влекут за собой возникновение негативных эмоций, личностное развитие ребенка замедляется [1].
В целях достижения максимальной эффективности коррекционных мер и предотвращения возникновения негативных последствий, страхи необходимо выявлять и корректировать до десятилетнего возраста ребенка. В соответствии с данным фактом, необходимой представляется своевременная психодиагностическая и коррекционная работа, направленная на изучение возможных эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста перед переходом к обучению в школе [3].
Представим результаты эмпирического исследования страхов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
В рамках изучения выраженности детских страхов была использована методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова). Были получены результаты, представленные на рисунке (рис. 1).
Рис. 1. Выраженность детских страхов у испытуемых (в %)
В соответствии с полученными данными, у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха отмечается преобладание страха смерти (84,6%), который является адекватным страхом для данного возрастного этапа в соответствии с периодизацией выраженности детских страхов. Страх смерти предполагает тревогу по поводу возможной собственной смерти или смерти родителей, значимых взрослых, близких друзей и сверстников.
Также высокой степенью выраженности обладает страх темноты и кошмарных снов (80,7%), пространственные страхи (73%), что позволяет сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением слуха характеризуются выраженным страхом по отношению к темноте, ночным кошмарам и негативно окрашенным сновидениям, страхом высоты, глубины, просторных и замкнутых пространств.
Рис. 2. Распределение уровней выраженности страха у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (в %)
Также анализируя полученные данные (рис.2.), необходимо сделать вывод о преобладании среди старших дошкольников выборки высокого уровня выраженности страха (46,1%). Средний уровень выраженности отмечается у 38,4%, тогда как низкий – у 15,5%.
Следовательно, негативные эмоции у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха вызывают страх боли и собственной смерти, темнота и страшные сновидения, высота, глубина, а также замкнутые пространства, страх медицинского вмешательства и необходимости лечения, страх боли и получения физического ущерба.
Список использованной литературы:
Акопян, Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей дошкольного возраста (на материале детских страхов) : автореф. дисс. … д-ра психолог. наук : 19.00.07 / Л.С. Акопян - Самара, 2021. - 53 с.
Акопян, Л.С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция / Л.С. Акопян. – Самара: Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, 2020. – 163 с.
Волкова, В.М. Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности у детей с нарушениями слуха / В.М. Волкова // Специальное образование. - №2(14). – 2020. – С.14-18.
© Воротынцева Д.А., 2024