Особенности структуры и содержания уроков русского языка и литературы в период внедрения ФГОС
2 «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.» - слова американского писателя и философа Элберта Грина Хаббарда, жившего в 19 веке, но эти слова, как нельзя лучше озвучивают требования стандарта 2 поколения.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты. 3
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным! 4
5 В условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация деятельностного подхода на уроке позволяет уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Изменяется и структура урока… 6
Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена и значима:7 что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.
Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. 8 Для включения школьника в активную познавательную коллективную деятельность на уроках русского языка и литературы необходимо: связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, привлекать для обсуждения опыт учащихся. 9
В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность.
10 «Корзина идей»
11 Одним из методов обучения на уроке литературы является метод творческого («медленного» или «пошагового») чтения, чтение с попутной формулировкой вопросов, приём прогнозированного чтения (или угадывания).
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.
13-14 Я использую на своих уроках Инсерт - это приём маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
15-синквейн
16-правила написания
17-19-примеры
-Составление кластера
-23-примеры
Особую роль на уроке играет так называемый этап рефлексии. В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность.
24-25 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал успешно , педагог должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.
1