СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности традиционных сельских посиделок

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны особенности проведения традиционных сельских посиделок конца XIX - начала XX веков в некоторых селах Самарской губернии.

Просмотр содержимого документа
«Особенности традиционных сельских посиделок»

Особенности традиционных сельских посиделок

Современные подростки знакомятся через социальные сети, общаются чаще в них, чем в реальной жизни. Наши прабабушки и прадедушки тоже знакомились и общались, выбирали себе спутников жизни. Только происходило это более таинственным и интересным способом. У сельской молодежи существовали такие особенные вечера как посиделки. Очень рано, с 6-7 лет сельские ребятишки начинали заниматься домашними делами. Времени на игры практически не оставалось, но общаться со сверстниками хотелось, также как и нам с вами. В 14-15 лет во многих губерниях России девушки начинали невеститься, то есть вести себя как невесты. Парни начинали женихаться в 16-17 лет. Это самое время для посиделок. Так как замужним и женатым на вечерние встречи вход был закрыт.

До этого времени сельские девушки уже приготовили часть своего приданного (имущество, которое дается родителями дочери, когда она выходит замуж). Обычно, девочки начинали его приготавливать с 8 лет, когда осваивали азы вышивки, прядения, шитья и др. Входили в приданное постельное белье, перина, подушка, рушники, сорочки, одеяла, предметы одежды, в том числе праздничной. К каждой вещи прикладывала свою руку ее обладательница, по ним будут судить о том, какая она рукодельница, чему ее научили.

Поздней весной, летом и ранней осенью, когда было много работы в поле и дома (сев, посадка овощей, сенокос, уборочная, заготовки) времени на игры и посиделки не хватало. Исключение составляли хороводы и забавы после окончания посевной и уборочной, а также вечерние песни и разговоры у костра в поле. Такие развлечения длились от силы часа 3, так как на следующий день нужно было снова работать. В разных регионах страны и даже в разных селах могли быть свои традиции вождения хороводов. За правильным поведением в них молодежи следила вся община. С одной стороны, в хороводах девушки и юноши могли показать свою удаль, смекалку, стать, с другой – важно было придерживаться правил нравственности и этикета. Кроме того, хороводы никогда не водили во время постов.

Для проигрывания с детьми подойдет хоровод «Восьмерка». Участники встают в круг, берутся за руки и под музыку начинают плавное движение по часовой стрелке, затем необходимо преобразовать круг в восьмерку. В месте пересечения одни участники поднимают выше руки, другие подныривают под них.

С праздника Покрова на Руси начинались регулярные посиделки, так как страдная пора была окончена и свободного времени становилось больше. Такие посиделки называли капустниками. Обязательным угощением на столах были блюда из капусты: пироги, пирожки, квашеная капуста. Одновременно в селе происходило несколько посиделок: на каждой улице, а также на определенных частях улиц («серединках») молодежь собиралась вместе. Чужих молодцов (с других концов улицы) не допускали, а если они появлялись, то юноши смело бросались отстаивать честь и защищать девушек со своей «серединки».

Посиделки не были пустым времяпрепровождением. Они были наполнены глубоким смыслом и действиями. Главное, что проводились они в домах одиноких бабушек или вдов. Хозяйка избы, где собиралась молодежь, в процесс посиделок не вмешивалась, чаще это время она проводила либо на печи, либо в пространстве, получившим в народе название бабий кут. Ненавязчиво она наблюдала за целомудренностью и нравственностью на посиделках, а также за тем, чтобы девушки, пришедшие в ее дом, выполняли свои «работы». Они специально приходили раньше юношей, так как из дома матери провожали дочерей с заданиями (например, довязать рукавицы, вышить одну сторону рушника и тд.). За вечер нужно было выполнить данное матерью задание, иначе на следующие посиделки лентяйку могли не пустить. Таким образом девушки готовили свое приданное: пряли, сучили, вышивали, вязали и выполняли другие рукоделия. Но был в таких «работах» и еще один смысл. Юноши приходили на посиделки позже с гармонями и угощениями для девчат. В начале они скромничали и давали девушкам время завершить свои рукоделия, сами же в это время присматривались к ним: у кого работа в руках быстро спорится, у кого красивее получается, кто песни поет, когда работает и тд.

В особо долгие вечера молодцы также приносили с собой работу (плели лапти и веревки) и мастерили ее под девичьи песни. «Строго-настрого запрещалось приходить на такие праздники пьяным. «Пьяный кавалер был всеобщим посмешищем. С ним ни одна девушка плясать не пойдет» — это общее мнение». В посты и постные дни посиделки не проводились, либо на них приходили одни девушки, песни же их были не веселые, а заунывные и вдумчивые.

Участников приглашают на мастер-класс по вышиванию или по созданию украшения из шерсти или любой другой, подходящий по тематике и времени.

Заодно молодежь помогала одинокой хозяйке избы пережить зиму: приносили керосин для ламп, дрова для печи, что-нибудь съестное, чаще тыкву и картофель. Керосин доставляли по очереди, а с дровами дело обстояло интересней. Каждый приходящий должен был прихватить с собой по одному полену для отопления. Не станем скрывать, что часто молодежь «хабалила», прихватывая поленья из дровников соседей. Могли притащить сразу много дров и потом несколько вечеров не заботиться об «оплате избы».

Если хозяйка избы была стара и ей тяжело было ухаживать за домом, то девушки по очереди приходили и помогали ей убираться. Так исполнялись одна из православных заповедей о любви к ближнему и сельская традиция взаимопомощи.

Для себя молодежь на посиделки приносила семечки, сухарики, кусочки сахара, чтобы было чем полакомиться. Пока ребят не было, девушки работали, пели песни и разговаривали. Приход юношей был слышен задолго, ведь они шли по улице, распевая частушки и играя на гармонях и ложках. В некоторых селах имелась интересная традиция, когда юноша садился на колени к понравившейся ему девушке, чтобы показать свою симпатию. Дальше вечерки (так иногда называли посиделки) наполнялись частушками, играми и плясками. Могли водить хоровод, который то вываливался из избы на улицу, то вновь забегал обратно. Частушки могли быть разными:

Мой милёнок, как телёнок,

Только разница одна.

Мой телёнок пьёт помои,

А милёнок никогда.

Милый мой, меня не сватай,

За тебя не отдадут.

У тебя четыре брата,

Тебе долю не дадут.


Три недели не купался
И поймал не пузе вошь,
Она толстая, большая,
Из винтовки не убьешь.


По-геройски Лена с ленью 
Воевала целый день, 
Но, к большому огорченью, 
Победила Лену лень.


Шила милому кисет, 
А вышла рукавица. 
Пришел милый, похвалил: 
— Какая мастерица!

На посиделках могли играть в особенные игры, их называли поцелуйными. Но поцелуи бывали весьма скромными, чаще всего только в щечку, да и то не все игры предусматривали такую развязку. В некоторых селах Волжского района Самарской области бытовала поцелуйная игра с ремнем или кнутом. Юноша и девушка вставали в центр комнаты спиной к спине, в руки девушке давали ремень, пояс или кнут. Начинались потешные считалки, после окончания которых, юноша должен был успеть повернуться и, хотя бы, в щеку поцеловать свою пару, но задача спутницы была совсем другой. Она должна была отпрыгнуть, увернуться и не дать себя поцеловать, при этом еще и больно ударить напарника, чтобы «не повадно было».

Если позволяет время, выделенное на проведение мероприятия, а также возраст участников, ведущий может им предложить сыграть в описанную выше игру.

Православный уклад жизни наложил отпечаток на традиции посиделок. Целомудренность, постоянство, благословение родителей были неотъемлемой частью жизни сельской молодежи. Даже, казалось бы, сложившаяся пара не могла стать семьей, если на это не дали своего согласия и благословения родители.