ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Информация на теоретический семинар
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.
Содержание труда усложняется по мере развития детей и расширения сферы их потребностей. Усложнение содержания трудовой деятельности осуществляется по трем направлениям:
1) включение в труд новых, более сложных трудовых процессов и действий;
2) использование и дальнейшее усложнение ранее усвоенных трудовых навыков и умений;
3) постепенный перевод детей из зоны ближайшего развития, когда они выполняют трудовые задания с помощью воспитателя, в зону актуального развития, когда трудятся самостоятельно. Такое содержание обеспечивает преемственность в работе с детьми на смежных ступнях по всем вида труда и способствует эффективному усвоению ими трудовых навыков и умений, воспитанию желания трудиться.
Трудовое воспитание малышей начинается с двухлетнего возраста, когда на первый план выходит становление и развитие базовых навыков самообслуживания, и продолжается до семи лет. В целом трудовое воспитание ориентируется на разнообразные задачи, по-разному реализуемые в тех или иных видах деятельности.
Содержание трудовой деятельности детей младшей группы:
Самообслуживание, которое включает в себя:
Умывание. При помощи воспитателя в определенной последовательности дети моют и вытирают руки и лицо. Знают свое полотенце.
Прием пищи. Самостоятельно едят, правильно пользуясь столовой ложкой, вилкой, при необходимости - салфеткой. После еды кладут ложку и вилку в тарелку, при помощи воспитателя ставят посуду на раздаточный стол. Прополаскивают рот.
Одевание и раздевание. Одеваются при помощи воспитателя, раздеваются самостоятельно в определенной последовательности, расстегивая пуговицы, развязывая шнурки. Складывают одежду и обувь на место.
Уход за игрушками. После игры ставят игрушку на место.
Сервировка стола. Дети самостоятельно расставляют салфетницы, хлебницы, раскладывают ложки, вилки. Со второй половины года вводится дежурство по столовой.
Подготовка к занятиям. При помощи воспитателя раскладывают карандаши, краски, кисточки, бумагу.
Уборка группы. Совместно с воспитателем протирают влажной тряпкой столы, стулья, подоконники. Вытирают пыль с кожистых листьев комнатных растений, моют игрушки.
Уборка участка. Совместно собирают мусор и листья на своем участке. Совместно с воспитателем очищают дорожки от снега.
Посев и посадка. Сажают крупные семена (бобы, фасоль, тыкву) гнездовым способом - делают палочкой лунку, кладут туда семя и засыпают землей. Сажают таким же способом луковицы репчатого лука.
Поливка растений. Поливают комнатные растения, а также растения огорода и цветника совместно с воспитателем.
Сбор урожая. Совместно с воспитателем собирают урожай бобов, клубники, лука.
Совместно с воспитателем на участке подкармливают птиц.
Содержание трудовой деятельности детей средней группы
Умывание. Самостоятельно моют руки и лицо; засучивают рукава, намыливают руки, смывают мыло, вытирают досуха.
Прием пищи. В средней группе дети должны правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, ножом, без напоминания - салфеткой. После еды складывают посуду и относят ее на раздаточный стол, самостоятельно поласкают рот.
Одевание и раздевание. Дети самостоятельно раздеваются и одеваются в определенной последовательности, складывая одежду и обувь на место. Застегивают большие пуговицы, при помощи воспитателя зашнуровывают ботинки и завязывают шнурки.
Уход за игрушками. После игры приводят в порядок и ставят на место свои игрушки. В средней группе в самообслуживании добавляется уход за одеждой. Дети замечают и при помощи воспитателя устраняют неполадки в одежде (расстегнулась пуговица, развязался шнурок). Очищают обувь и одежду от снега.
Сервировка стола. Дежурные расставляют хлебницы, тарелки, раскладывают ложки. Желающие при помощи воспитателя застилают столы скатертями, раскладывают вилки, ножи, расставляют чашки с блюдцами, после еды убирают на место хлебницы и салфетницы.
Подготовка к занятиям. Дежурные раскладывают бумагу, карандаши, кисточки, краски. При помощи воспитателя разносят подготовленные баночки с водой, клей, разведенную гуашь.
Уборка группы. Самостоятельно вытирают пыль с мебели в групповой комнате. В уголке природы моют горшки, поддонники, стенки аквариума, подоконники. Вытирают пыль с растений с крупными кожистыми листьями овальной, линейной и округлой формы. При помощи воспитателя стирают кукольное белье, моют игрушки, совместно с воспитателем подклеивают коробки, книжки.
Уборка участка. Очищают дорожки от мусора и снега метелкой или лопатой. На веранде протирают столы, стеллажи, скамейки. Очищают от грязи и песка игровой материал и складывают его на место.
Посев. Сажают семена средней величины, раскладывая их в борозды. Расстояние между семенами и глубину посева определяют по мерке.
Посадка. Самостоятельно сажают луковицы репчатого лука, определяя по мерке расстояние и глубину посадки. При помощи воспитателя сажают луковицы тюльпанов, нарциссов.
Поливка растений. Самостоятельно поливают растения в уголке природы и на участке, определяя необходимость поливки по состоянию почвы.
Рыхление. Рыхлят почву у комнатных растений по краям горшка и на огороде между рядами растений, пользуясь ручными рыхлителями.
Сбор урожая. Вместе с воспитателем собирают урожай с растений, требующих координации движений рук - одной удерживать, а другой срывать.
Содержание трудового воспитания для детей старшей и подготовительной групп
Самообслуживание:
освоение новых умений и навыков: ежедневная чистка зубов, уборка постели, содержание в чистоте и порядке одежды и обуви;
формирование чуткого, предупредительного и уважительного отношения к окружающим.
Хозяйственный труд:
развитие навыков самостоятельной организации труда: содержание в порядке инвентаря, умение подобрать нужный инструмент и правильно его использовать;
формирование чувства ответственности в процессе выполнения систематических обязанностей дежурных: следить за чистотой в игровой комнате и на площадке, проводить мелкий ремонт книг и игрушек, помогать малышам.
Труд в природе — увеличение объёма обязанностей:
пересадка комнатных растений, подкормка и опрыскивание;
уход за аквариумом;
подготовка почвы, выращивание и высадка рассады;
сбор семян для зимующих птиц;
наблюдение за развитием растений, формирование умения различать и правильно называть растения по внешним признакам;
формирования навыка ведения дневника наблюдений, умения систематически зарисовывать изменения, которые они заметили в развитии растений или поведении обитателей живого уголка.
Занятие ручным и художественным трудом на занятиях по конструированию, аппликации, лепке — изготовление игрушек и поделок из бумаги, природного и бросового материала, украшение творческими работами интерьера группы.
Таким образом, трудовая деятельность детей в дошкольной организации может быть успешно использована как средство воспитания и развития ребенка лишь в том случае, если правильно определены содержание и формы ее организации во всех группах, которые имеют свои особенности на каждом возрастном этапе.
Главная особенность трудового воспитания в ДОО заключается в тесной связи труда ребёнка с игрой. Дети младшего дошкольного возраста, выполняя трудовую задачу, чаще обращают её в игру, а более старшие дети тоже нередко используют игру. Также немаловажной особенностью является постоянное развитие трудовой деятельности. Становление каждого из её основных компонентов имеет свои особенности.