Каковы особенности учебно-исследовательской
и проектной деятельности в начальной школе.
(из опыта работы)
В соответствии с действующими ФГОС, учебно-исследовательская деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. На уроках и во внеурочной деятельность учащиеся, начиная с первого класса, выполняют учебные проекты: творческие и исследовательские, индивидуальные и групповые.
Если говорить не о видах проекта, а о видах исследования, то если второй этап проекта, основной – это исследовательский этап, то и проект в целом, можно назвать исследовательским проектом. Исследовательский проект имеет свою особую структуру, правила, особенности и пр.
Научные исследования можно разделить по цели на два вида: фундаментальные и прикладные.
Целевое назначение научного исследования направлено на познание реальности без учёта практического эффекта от применения полученных знаний. Результат научного исследования: открытие новых законов природы, расширение научных знаний общества.
Фундаментальные исследования – исследования, проводимые с целью лучше понять фундаментальные принципы. Зачастую конечные результаты таких исследований не несут прямой коммерческой выгоды.
Прикладные исследования представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований. Они связаны с созданием новых, либо совершенствованием существующих технологий, средств производства, предметов потребления и т.п.
Для того, чтобы реализовать цель ФГОС НОО по обучению и воспитанию учащихся в части овладения детьми азами исследовательской грамотности в начальной школе и проводятся учебно-исследовательские проекты. После окончания начальной школы учащиеся с помощью педагога могут научиться:
Понимать и использовать в своей речи систему общенаучных терминов, самостоятельно выбирать тему проекта
Погрузиться в тему, составить список вопросов-проблем, выбрать из них наиболее актуальный вопрос вообще или для себя.
Сформировать цель, гипотезу, составить план исследования.
Провести исследование, обобщить и проанализировать полученные данные, сделать выводы.
Подготовить отчёт, презентацию, доклад и защитить проект.
Ученик в ходе выполнения проекта учится осознанности исследовательской деятельности при выполнении любых действий: «Что я делаю?», «Зачем я это делаю?», «Как мне нужно это сделать?», «Какие ресурсы (средства, инструменты, время и т.п.) мне нужны?»
В начальной школе два субъекта исследовательской деятельности:
Учитель – имеет своё предназначение, способности и желания, но… в отличие от ученика у него нет выбора темы «проекта», тема «пришла сверху» - это ФГОС. В этих обстоятельствах цель педагога – помочь осознать и осуществить исследование с пониманием того, что делаем, зачем и как.
Ученик – может воплотить проект.
Что можно исследовать в начальной школе? Всё, что интересно ребёнку, на что он обратит своё внимание. Но во власти учителя направить внимание ребёнка туда, куда мы считаем нужным: туда, где полезно для ума, памяти, развития и развития, в том числе развития исследовательского мышления.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итога работ. Отрицательный результат есть тоже результат. |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы, исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. |
Чтобы вовлечь учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность необходимо:
Последовательно, постепенно и постоянно готовить ребёнка для восприятия смысла исследовательской работы
Понимать, что потеря смысла деятельности порождает потерю интереса к данной деятельности.
Учитывать, что непосвящённость в ожидаемые результаты проектной работы, непонимание её цели – вызывает у детей раздражение и отторжение.
Осознание ребёнком своей несостоятельности в проекте порождает желание покинуть проект, не участвовать в нём.
Осознание возможности личного развития порождает вовлечённость в проект.
Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность должно проходить поэтапно:
1 этап. Выполнение учащимися исследовательских и проектных заданий в форме проблемных мини-экспериментов, мини-проектов (краткосрочный эксперимент/проект по готовому алгоритму). Возможна работа в малых группах
2 этап. Самостоятельное определение учащимися целей будущего проекта/исследования, эксперимента, обмен мнениями в открытой дискуссии.
3 этап. Ситуация научно-исследовательской деятельности (самостоятельный поиск проблем, определение механизмов действий по их достижению).
Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроке
урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок — рассказ об учёных, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского и проектного характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на внеурочных занятиях
исследовательская практика обучающихся;
образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Организация исследовательского мини-проекта в 1 классе
«Уход за домашними питомицами».
Это учебный проект, предусмотренный программой по предмету «Окружающий мир». Технология его проведения, этапы, рекомендации и помощь в оформлении продукта есть в учебнике и рабочей тетради по данному предмету. Его выполнение предполагает работу вместе с родителями по описанному плану, ответить на вопросы и последовательно выполнить задания. Наличие чётких инструкций и вопросов а так же интересная и близкая детям тема проекта сделали его выполнение посильным для выполнения.
Организация исследовательского проекта 2 классе
«Классный фитомодуль»
Это большой, коллективный проект. Его целью было создание фитомодуля в классе. В зависимости от интересов и возможностей детей, были распределены роли учащихся. Одна группа изучала влияние комнатных растений на климат в помещении и здоровье детей. Вторая группа исследовала комнатные растения с точки зрения условий их произрастания и «исторической родины». Третья группа исследовала климатические условия в классе. Четвёртая группа изучала способы размножения растений, выбранных для посадки.
Результатом командной работы стал фитомодуль в классе, включающий в себя более 20 комнатных растений. Учащиеся каждой группы смогли внести свою лепту в выполнение проекта. Благодаря тому, что задачи групп были лаконичными и выполнимыми, дети с ними справились и приобрели опыт не только групповой работы, но и выполнения исследования.
Организация исследовательского проекта в 3 классе
«Выращивание бабочки из гусеницы»
Идея данного проекта была взята из интересов ребёнка. Мальчик с большим удовольствием наблюдал за явлениями живой и неживой природы. На летних каникулах он наблюдал за бабочками во дворе дома бабушки. Осенью он взял с собой гусеницу бабочки и был очень заинтересован вырастить из неё бабочку.
Мы совместно сформулировали цель, гипотезу, продумали план наблюдений и примерный результат. В соответствии с планом исследования была подобрана литература о строении и жизнедеятельности бабочек. Затем проведён эксперимент, в ходе которого получилось вырастить бабочку из гусеницы. И с помощью атласов-определителей определить вид бабочки.
Организация исследовательского проекта в 4 классе
«Улицы нашего города, названные в честь яовчан».
Проект «Улицы нашего города» входит в программу учебного предмета «Окружающий мир» в четвёртом классе. Один из учеников выбрал для реализации этот проект немного его переформулировав.
Ученик, с помощью родителей, узнал о том, что в городе есть улицы, названные в честь наших земляков и решил больше узнать об этих людях. К четвёртому классу учащиеся уже могут сформулировать тему, цель и задачи проекта, и с помощью взрослых найти нужные источники для сбора информации по интересующей теме. Результатом проекта стал тематический классный час. Этот проект занял 1 место в 11 Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Я – исследователь!» в номинации Краеведение в 2018 году.
Литература:
https://www.b17.ru/article/44546/
https://uchitel.club/webinars
https://lbz.ru/video/