СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности уроков по ФГОС"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Главное требование к современному уроку  – воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.       

Просмотр содержимого документа
«"Особенности уроков по ФГОС"»














«Особенности уроков по ФГОС»

















Подготовил: Лядев Владимир Васильевич


Должность: учитель


Место работы: МОБУ СОШ с. Варыпаево





Пензенская область, Пензенский район, с. Варыпаево




Содержание


1.Введение _________________________________________________3 стр.

2.1, Место истории и обществознания в процессе обучения и воспитания в условиях введения ФГОС __________________________________4 стр.

2.2, Профессиональная готовность учителя истории и обществоведения к успешной реализации ФГОС _______________________________ 9 стр.

2.3. Особенности современного урока истории и обществознания

в условиях введения ФГОС __________________________________12 стр.

3.Заключение ______________________________________________ 15 стр.

4.Литература _______________________________________________16 стр.




















Введение.

Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними.

Гораций


Уроки истории и обществознания, несомненно, являются ядром в школьном гуманитарном образовании учащихся. Сегодня, современный мир просто утопает в различной информации, предоставляя массу различных исторических фактов из самых разнообразных источников. Однако, не всегда даже взрослый человек способен определить

достоверность этих источников, а что уж говорить о детях. Сейчас мы

можем наблюдать, как западное общество пытается оперировать

историческими фактами в своих целях, используя это против России и ставя под сомнения достоверность этих самых фактов или отвергая их вовсе. Известно, что история - наука, наиболее подверженная политизации.

Дети, имея постоянный открытый доступ к информации, подвержены риску получить недостоверную историческую информацию и, тем самым, могут легко поддаться этому негативному влиянию, угрожающему изменить их политическое и патриотическое мировоззрение, отнять у них любовь к своей Родине - России. Поэтому, именно на плечи учителя

истории и обществознания ложится ответственность преподнести учащимся реальную и достоверную информацию об истории становления

их государства, развивать у них чувство патриотизма.

На это и направлен Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ФГОС истории и обществознания.







2.1.Место истории и обществознания в процессе обучения и воспитания в условиях введения ФГОС.

Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является все многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника. Готовит его жить в меняющемся мире с учетом

предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина.

Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами:

- приоритетностью изучения отечественной истории;

- изучением ее в контексте мирового развития;

- преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;

- углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени;

- повышением воспитательной роли исторического образования.

Целью исторического образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Главным является личностный результат, поэтому и главное предназначение учителя сегодня- воспитание граждан России. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению. Современный учитель должен: демонстрировать универсальные и предметные способы действия, инициировать пробные действия учащихся, консультировать и корректировать школьников и искать способы включения в работу каждого ученика; уметь осуществлять тематическое планирование учебного процесса на основе планируемых результатов образования, проектировать конкретные учебные ситуации, организовывать работу учащихся в группах и парах, в мобильных группах; обеспечивать индивидуальную поддержку обучающихся, организовать их проектную деятельность.

Главной задачей исторического образования на современном этапе является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения и до наших дней.

Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и выявить основные направления в развитии человечества. Ярко выраженный воспитательный характер истории позволяет говорить о ее особой роли в структуре общего образования.

Каковы же основные функции исторического образования и принципиальные подходы к ее обновлению.

Историческое образование в школе должно обеспечивать реализацию функций образовательного процесса :

- познавательно-развивающая функция заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии;

- познавательно-обучающая функция предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа;

- воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством.

В своей совокупности эти функции позволяют решать проблему социальной адаптации учащихся. Для выполнения этой задачи необходимо руководствоваться следующими принципами обновления исторического образования. Единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине. Ключевой задачей современного исторического образования является выработка единых подходов к преподаванию истории в школе. Необходимо оптимальное сочетание формационного и цивилизационного подходов. Первый из них хорошо отражает течение времени, преемственность и внутреннюю обусловленность этапов развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов. Второй – как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимодействие и взаимовлияние культур разных стран и народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. Сочетание «вертикального» и «горизонтального», формационного цивилизационного подходов позволяет показать глубину многомерность исторического процесса. Целостность и логичность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание патриотов и гражданина России. При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Предметные результаты изучения истории России, Всеобщей истории должны отражать:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Предметные результаты изучения обществознания должны отражать:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.



















2.2.Профессиональная готовность учителя истории и обществоведения к успешной реализации ФГОС.

Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель. Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов. Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.

Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:

  • принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;

  • овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;

  • включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;

  • владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;

  • владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;

  • отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;

  • владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;

  • отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;

  • предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;

  • выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?

  • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии;

  • дидактическая - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность школы и учителя через системное сотрудничество. На какие элементы педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.

  • достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;

  • владение информационными технологиями;

  • умение работать с нормативной документацией;

  • опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;

  • креативный тип мышления;

  • активная социальная позиция;

  • обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;

Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности. Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.

Основой стандарта является системно-деятельностный подход в обучении. Данный подход заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Для реализации этих задач на уроках истории и обществознания необходимо представлять ситуации в форме диалога, позволяющих выделить одну или несколько проблем по предъявленной тематике. Также можно использовать работу в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих ту или иную гипотезу, выдвинутую на уроке.

2.3.Особенности современного урока истории и обществознания в условиях введения ФГОС.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. То есть у современного ученика должны быть сформированы универсальные

учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Актуальным является не только передача знаний, но и формирование активной жизненной позиции, выработка качеств, необходимых для полноценного усвоения личностью различных социальных ролей. Итак, на что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержание уже определено?

- Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».

- Стандарт требует учета не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»

- Стандарт ориентирует учителя на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».

- Стандарт гарантирует «достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

Необходимо отметить, что для реализации Стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие — создание на уроке психологически комфортной атмосферы. Ученики учатся принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т. е. развивать регулятивные универсальные учебные действия. Современный урок истории, несущий на себе печать Личности Учителя, называется уроком. Каким должен быть современный урок? Школьный урок — это часть жизни ребенка, жизнь, полная проблемами радости открытий.

Современный урок открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастливой жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьник способность быть счастливым. Великий французский философ Жан Жак Руссо сказал: «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому». Урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный -это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, это и актуальный сегодня.

Главная черта качественного урока истории и главное требование к преподаванию истории в целом - высокий научно-теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию исторической и педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно - воспитательного процесса. При этом в школьный курс истории как учебного предмета должно быть ориентировано, прежде всего, на овладение школьниками основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном нравственном опыте, вооружение обучающихся методами решения практических задач, умение работать с историческими источниками. Можно долго говорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен приносить радость как учителю так и его воспитаннику. Перед нами - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать, и так хочется сделать их счастливыми. И пусть каждый наш урок станет для них открытием в мир новых знаний.

Главное требование к современному уроку истории в нашей стране – воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – часть мировой цивилизации.

























Заключение.

Роль учебных предметов «История» и «Обществознание» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связаны с тем, насколько они помогают им ответить на сущностные вопросы миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие обучающимися основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Данные предметы дают обучающимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесение себя как личности с социальным опытом человечества.





























Литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897) –М.:Просвещение,2011

2. «Современные подходы к преподаванию истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС нового поколения». АНО ДПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА. Санкт-Петербург. 2016

3. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение, 2016.

4.Петренко О.Л. Изменение роли учителя в современных образовательных процессах. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. - №4.



11