СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности устной речи у дошкольников с нарушением интеллекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности устной речи у дошкольников с нарушением интеллекта»

ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Проблема формирования связной устной речи у обучающихся с нарушением интеллекта актуальна, так как познавательная деятельность ребенка напрямую зависит от речевого развития. Важным условием развития речи является определенный уровень сформированности когнитивных функций.

Исследованием развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта занимались А. А. Катаева, Л. С. Выготский, Е. А. Стребелева, Е. С. Слепович, Р.И. Лалаева, Е.А. Екжанова, З.А. Репина и другие. Данные работы помогают в раскрытии актуальных вопросов на сегодняшний день о развитии речи детей с нарушением интеллекта [ 2, 3].

Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой гетерогенную группу, основными общими признаками которой являются нарушения всех сторон психики: моторики, чувствительности, внимания, памяти, мышления, высших эмоций. В тесной связи с этими нарушениями наблюдается недоразвитие речи.

В развитии речи детей с нарушением интеллекта прослеживаются те же основные закономерности развития, что и у нормально развивающихся детей, только речевое развитие такого ребенка характеризуется поздними периодами формирования функций, длительными периодами формирования речевых механизмов и качественной неполноценностью речевого высказывания.

У дошкольников с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи у нормально развивающихся детей. Отставание в развитии речи происходит с младенчества и накапливается в раннем детстве. К дошкольному возрасту отсутствует готовность к овладению письменной речью. Также у таких детей не сформированы объективная активность, интерес к окружающей среде, потребность в общении со взрослыми. В целом для большинства детей с нарушением интеллекта развитие речи в дошкольном возрасте только начинается [1].

С точки зрения речевого развития дети с нарушением интеллекта представляют собой неоднородную категорию. Среди них есть дети, которые вообще не говорят. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности - с другой.

В раннем возрасте дети с нарушением интеллекта плохо понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в основном связанные с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарный запас расширяется и обогащается, однако понимание остается ограниченным и связанным только с личным опытом ребенка. Некоторые дети учатся связывать слово только с конкретным предметом и явлением и даже с группой предметов для конкретной ситуативной связи, но, как правило, без специальной подготовки слово не служит им для более сложного обобщения.

Самостоятельная речь дошкольников с нарушением интеллекта проявляется в виде отдельных слов, коротких фраз, характерны недостаточная модуляция, грубая косноязычность речи, нарушение структуры слов, аграмматизм (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и понимании значения грамматических конструкций). В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения и служебные части речи.

Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают вполне определенный смысл. При изучении словарного запаса таких детей отмечается, что после 5 лет они знают названия различных предметов домашнего обихода, животных, овощей и т. д., но часто не могут дать им соответствующих названий. Само накопление слов иногда не приводит к улучшению их активного словарного запаса, так как некоторые из них не употребляют даже тогда, когда знают нужное слово.

Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему - все это тормозит процесс активизации словаря, что наиболее ярко проявляется в общении детей [4].

При изучении особенностей речевого развития у дошкольников с нарушением интеллекта целесообразно использовать комплекс методик, предложенных М. И. Ильюком, И. Д. Коненковой, О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, Е. А. Стребелевой, Р.И. Лалаевой, З.А. Репиной, Н.М. Трубниковой и др.

Знание особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта позволяет специалистам спланировать коррекционно-развивающую работу, направленную на развитие речи дошкольников, которые способны научиться пользоваться вербальными средствами общения и перейти на качественно новый уровень речевого развития.

Библиографический список

1. Катаева А.Р., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 1988. 141 с.

2. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2009.164 с.

3. Эльконин Д. Б. Психология развития в детских возрастах. М.: Воронеж НПО МОДЭК, 2001. 417 с.

4. Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб.: Союз, 2004. 336 с.