Т.Н. Шапошникова
Учитель биологии
Болховская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Болхов (Россия)
[email protected]
ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Аннотация .(144 слова)
Ключевые слова: (6-8слов)
T.N. Shaposhnikova
Biology teacher
Bolkhov general education boarding school
for students with disabilities
Bolkhov (Russia)
[email protected]
PECULIARITIES OF THE ASSEMBLY OF BIOLOGICAL CONCEPTS BY STUDENTS WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY
Annotation.(144
Keywords:(6-8
Алипханова Д.Ю. Формирование экологической компетентности школьников/ Д.Ю. Алипханова //Педагогика. - 2008. - №1. – [1,с.119-120].
Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в овладении природоведческими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках они биологии они получают представления не только об объектах природы, но и о некоторых природных процессах и явлениях. Изучаются вопросы, связанные с влиянием солнца на процессы и явления в живой природе; значением воды и воздуха в жизнедеятельности растений, животных, человека; ролью почвы как продукта взаимодействия компонентов живой и неживой природы; влиянием деятельности человека на окружающую среду и др.
Изучение биологии способствует развитию у обучающихся наблюдательности, что является одним из важных условий в познании окружающего мира. На биологическом материале легче устанавливается последовательность явлений, вскрываются причинно-следственные связи. В результате у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью формируется аналитико-синтетическая деятельность, которая лежит в основе приёмов обобщения, сравнения и способствует развитию речи, формированию навыков самостоятельной работы, практической деятельности, облегчает социализацию обучающихся.
Изучение особенностей усвоения биологических понятий обучающимися с интеллектуальной недостаточностью актуально, т.к. тщательный анализ структуры биологических знаний вообще и знаний, приобретенных обучающимися в результате обучения, даёт возможность выяснить характер и направленность коррекционно-развивающей работы по биологии с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Работа учителя в этом направлении требует поиска эффективных способов и средств обучения, которые непременно должны учитывать особенности усвоения обучающимися с интеллектуальной недостаточностью биологических понятий.
Главная цель преподавания биологии в школе с ограниченными возможностями здоровья – формировать у обучающихся биологические представления и понятия, показать взаимосвязь между природными явлениями, формировать представление о целостной картине мира. Общение с природой способствует развитию у обучающихся с умственной отсталостью интереса к окружающей действительности, обогащает их жизненный опыт. Знания о природе, получаемые обучающимися на уроках биологии, во время экскурсий и практических занятий, являются основой воспитания элементов научного мировоззрения.
К наиболее характерным чертам усвоения биологических понятий обучающимися с интеллектуальной недостаточностью относят затруднения в морфологической характеристике биологического объекта, что связано в большинстве случаев с недостаточным осмыслением и усвоением биологической терминологии; обучающиеся не дают полного описания, опускают органы, не поддающиеся чувственному восприятию, нарушают последовательность описания. Отмечается слабое овладение приемами обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Обучающиеся испытывают затруднения в выделении причин понимании скрытых процессов, происходящих в организме, и закономерностей системы научных знаний о природе. Им сложно осуществлять перенос имеющегося опыта в реальную практическую ситуацию.
Перечисленные трудности объясняются, с одной стороны, особенностями умственного и психического развития детей с нарушением интеллекта, с другой — несовершенством методов и методических приемов, применяемых на уроках, что препятствует более полному использованию коррекционно-развивающих возможностей предмета биологии.
Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в овладении природоведческими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в выделении признаков сходства, трудности в выделении специальных признаков объекта, неправомерное отождествление объектов при самостоятельном сравнении, инертность мышления, «вязкость» и непоследовательность суждений, трудность формирования взаимообразных связей. Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения .
Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью свойственны узость восприятия, трудности в установлении пространственных связей. Узнавание предметов и объектов такими детьми обладает своеобразными чертами, которые проявляются при узнавании общего и индивидуального. По мере того как перед обучающимися выдвигаются требования все более специфического узнавания, они действуют все менее совершенно. Например, у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью возникают затруднения при узнавании природных объектов, если они представлены в других условиях. В связи с этим желательно предлагать обучающимся изображения объектов в различных ситуациях (изучаемый объект изображен в разных условиях – природная зона в разные времена года, растение или животное в естественных и специально созданных условиях и т.п.) и выполненные различными графическими средствами (одновременно фотографическое, рисованное и схематическое).
Для облегчения запоминания материала и его лучшего воспроизведения необходимо использовать методические приемы, требующие включения различных анализаторов, как слуховых, так и зрительных и тактильных.
Обучающиеся на уроках биологии за интеллектуальной недостаточностью затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявить составляющие их элементы (признаки погоды, органы растений, составные части природных объектов и т.п.).
Обучающиеся легко находят различия в предметах, явлениях и с трудом устанавливают сходство, поэтому для достижения прочности знаний необходимо учить школьников не только устанавливать различия между объектами или природными явлениями, но и находить сходство, видеть их общность.
Неумение отделять существенные признаки от несущественных приводит к затруднению понятийных обобщений, наибольшему отвлечению от ситуации. Чтобы сформировать у обучающихся правильные природоведческие понятия, необходимо выделить то общее, что присуще всем единичным объектам, входящим в состав общего понятия. С целью коррекции этой особенности возможно применение заданий на группировку понятий, например: рассмотреть иллюстрации и определить, к какому типу относятся изображенные реки, или рассмотреть иллюстрации и выделить растения степей и пустынь.
Таким образом, процесс формирования биологических понятий у обучающихся с умственной отсталостью будет зависеть, от:
-правильного подбора содержания учебного материала, точного его структурирования;
-адекватного выбора методов и приемов обучения;
-опоры на личный чувственный опыт обучающихся;
-связи обучения с жизнью;
-учета интеллектуальных и психических особенностей обучающихся;
-осуществления коррекционно-развивающей направленности обучения;
-соблюдения основных этапов формирования представлений и понятий.
ЛИТЕРАТУРА
Алипханова Д.Ю. Формирование экологической компетентности школьников/ Д.Ю. Алипханова //Педагогика. - 2008. - №1. – [1,с.119-120].
Брайтфельд В.Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития: дис. … канд. психол. наук: 19.00.10/Брайтфельд Вера Николаевна. – М., 1999. – [2,с.148].
Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М., Логос, 2009. – [3,с.336.]
Приложение Заявка на участие в конференции Фамилия | Шапошникова | Имя | Татьяна | Отчество | Николаевна | Ученая степень | - | Ученое звание | - | Город | Болхов | Полное название представляемой организации | Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | Должность/место учебы | учитель | Научный руководитель (для обучающихся) | Шапошникова Татьяна Николаевна | Направление работы конференции, в котором планируете участвовать | исследовательское | Название статьи | Особенности усвоения биологических понятий обучающимися с интеллектуальной недостаточностью | Форма участия в конференции (очное онлайн, заочное) | заочное | Полный адрес с почтовым индексом (для отправки сборника участникам) | [email protected] | E-mail | [email protected] | Контактные телефоны/факс | 89192079731 | Нужен ли сертификат участника конференции (да / нет), электронный / печатный (указать нужный) | да | Количество дополнительных экземпляров сборника (на одну опубликованную статью высылается один авторский экземпляр сборника, независимо от количества соавторов) | 1 | |
|