СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"особенности усвоения биологических понятий обучающимися с интеллектульной недостаточностью"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

"ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ"

Просмотр содержимого документа
«"особенности усвоения биологических понятий обучающимися с интеллектульной недостаточностью"»

Т.Н. Шапошникова

Учитель биологии

Болховская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Болхов (Россия)

[email protected]


ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ


Аннотация .(144 слова)

Ключевые слова: (6-8слов)

T.N. Shaposhnikova

Biology teacher

Bolkhov general education boarding school

for students with disabilities

Bolkhov (Russia)

[email protected]


PECULIARITIES OF THE ASSEMBLY OF BIOLOGICAL CONCEPTS BY STUDENTS WITH INTELLECTUAL INSUFFICIENCY


Annotation.(144

Keywords:(6-8

  1. Алипханова Д.Ю. Формирование экологической компетентности школьников/ Д.Ю. Алипханова //Педагогика. - 2008. - №1. – [1,с.119-120].


Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в овладении природоведческими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках они биологии они получают представления не только об объектах природы, но и о некоторых природных процессах и явлениях. Изучаются вопросы, связанные с влиянием солнца на процессы и явления в живой природе; значением воды и воздуха в жизнедеятельности растений, животных, человека; ролью почвы как продукта взаимодействия компонентов живой и неживой природы; влиянием деятельности человека на окружающую среду и др.

Изучение биологии способствует развитию у обучающихся наблюдательности, что является одним из важных условий в познании окружающего мира. На биологическом материале легче устанавливается последовательность явлений, вскрываются причинно-следственные связи. В результате у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью формируется аналитико-синтетическая деятельность, которая лежит в основе приёмов обобщения, сравнения и способствует развитию речи, формированию навыков самостоятельной работы, практической деятельности, облегчает социализацию обучающихся.



Изучение особенностей усвоения биологических понятий обучающимися с интеллектуальной недостаточностью актуально, т.к. тщательный анализ структуры биологических знаний вообще и знаний, приобретенных обучающимися в результате обучения, даёт возможность выяснить характер и направленность коррекционно-развивающей работы по биологии с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Работа учителя в этом направлении требует поиска эффективных способов и средств обучения, которые непременно должны учитывать особенности усвоения обучающимися с интеллектуальной недостаточностью биологических понятий.

Главная цель преподавания биологии в школе с ограниченными возможностями здоровья – формировать у обучающихся биологические представления и понятия, показать взаимосвязь между природными явлениями, формировать представление о целостной картине мира. Общение с природой способствует развитию у обучающихся с умственной отсталостью интереса к окружающей действительности, обогащает их жизненный опыт. Знания о природе, получаемые обучающимися на уроках биологии, во время экскурсий и практических занятий, являются основой воспитания элементов научного мировоззрения.

К наиболее характерным чертам усвоения биологических понятий обучающимися с интеллектуальной недостаточностью относят затруднения в морфологической характеристике биологического объекта, что связано в большинстве случаев с недостаточным осмыслением и усвоением биологической терминологии; обучающиеся не дают полного описания, опускают органы, не поддающиеся чувственному восприятию, нарушают последовательность описания. Отмечается слабое овладение приемами обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Обучающиеся испытывают затруднения в выделении причин понимании скрытых процессов, происходящих в организме, и закономерностей системы научных знаний о природе. Им сложно осуществлять перенос имеющегося опыта в реальную практическую ситуацию.

Перечисленные трудности объясняются, с одной стороны, особенностями умственного и психического развития детей с нарушением интеллекта, с другой — несовершенством методов и методических приемов, применяемых на уроках, что препятствует более полному использованию коррекционно-развивающих возможностей предмета биологии.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в овладении природоведческими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности. К наиболее часто встречающимся нарушениям относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в выделении признаков сходства, трудности в выделении специальных признаков объекта, неправомерное отождествление объектов при самостоятельном сравнении, инертность мышления, «вязкость» и непоследовательность суждений, трудность формирования взаимообразных связей. Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения .

Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью свойственны узость восприятия, трудности в установлении пространственных связей. Узнавание предметов и объектов такими детьми обладает своеобразными чертами, которые проявляются при узнавании общего и индивидуального. По мере того как перед обучающимися выдвигаются требования все более специфического узнавания, они действуют все менее совершенно. Например, у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью возникают затруднения при узнавании природных объектов, если они представлены в других условиях. В связи с этим желательно предлагать обучающимся изображения объектов в различных ситуациях (изучаемый объект изображен в разных условиях – природная зона в разные времена года, растение или животное в естественных и специально созданных условиях и т.п.) и выполненные различными графическими средствами (одновременно фотографическое, рисованное и схематическое).

Для облегчения запоминания материала и его лучшего воспроизведения необходимо использовать методические приемы, требующие включения различных анализаторов, как слуховых, так и зрительных и тактильных.

Обучающиеся на уроках биологии за интеллектуальной недостаточностью затрудняются выполнить мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявить составляющие их элементы (признаки погоды, органы растений, составные части природных объектов и т.п.).

Обучающиеся легко находят различия в предметах, явлениях и с трудом устанавливают сходство, поэтому для достижения прочности знаний необходимо учить школьников не только устанавливать различия между объектами или природными явлениями, но и находить сходство, видеть их общность.

Неумение отделять существенные признаки от несущественных приводит к затруднению понятийных обобщений, наибольшему отвлечению от ситуации. Чтобы сформировать у обучающихся правильные природоведческие понятия, необходимо выделить то общее, что присуще всем единичным объектам, входящим в состав общего понятия. С целью коррекции этой особенности возможно применение заданий на группировку понятий, например: рассмотреть иллюстрации и определить, к какому типу относятся изображенные реки, или рассмотреть иллюстрации и выделить растения степей и пустынь.

Таким образом, процесс формирования биологических понятий у обучающихся с умственной отсталостью будет зависеть, от:

-правильного подбора содержания учебного материала, точного его структурирования;

-адекватного выбора методов и приемов обучения;

-опоры на личный чувственный опыт обучающихся;

-связи обучения с жизнью;

-учета интеллектуальных и психических особенностей обучающихся;

-осуществления коррекционно-развивающей направленности обучения;

-соблюдения основных этапов формирования представлений и понятий.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Алипханова Д.Ю. Формирование экологической компетентности школьников/ Д.Ю. Алипханова //Педагогика. - 2008. - №1. – [1,с.119-120].

  2. Брайтфельд В.Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития: дис. … канд. психол. наук: 19.00.10/Брайтфельд Вера Николаевна. – М., 1999. – [2,с.148].

  3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции/ А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. - М., Логос, 2009. – [3,с.336.]











Приложение

Заявка на участие в конференции


Фамилия

Шапошникова

Имя

Татьяна

Отчество

Николаевна

Ученая степень

-

Ученое звание

-

Город

Болхов

Полное название представляемой организации

Казенное общеобразовательное учреждение Орловской области

«Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Должность/место учебы

учитель

Научный руководитель (для обучающихся)

Шапошникова Татьяна Николаевна

Направление работы конференции, в котором планируете участвовать

исследовательское

Название статьи

Особенности усвоения биологических понятий обучающимися с интеллектуальной недостаточностью

Форма участия в конференции (очное онлайн, заочное)

заочное

Полный адрес с почтовым индексом (для отправки сборника участникам)

[email protected]


E-mail

[email protected]


Контактные телефоны/факс

89192079731

Нужен ли сертификат участника конференции (да / нет), электронный / печатный (указать нужный)

да

Количество дополнительных экземпляров сборника (на одну опубликованную статью высылается один авторский экземпляр сборника, независимо от количества соавторов)

1