ДОКЛАД
по теме: Особенности виртуального общения несовершеннолетних детей и вопросы личной безопасности в Интернете.
Степанова Наталия Ивановна,
учитель физики
МБОУ СОШ с.Чуваш-Кубово
Содержание
Введение – 3стр.
Глава I. Основные проблемы общения подростков.- 4стр.
1.1. Виртуальные сети – средство общения – 4стр.
1.2. В чем польза и вред социальных сетей – 5стр.
Глава II. Диагностика влияния виртуального общения на общение подростков в реальном мире –7стр.
2.1. Участники исследования – 7стр.
2.2. Результаты исследования – 7стр.
Заключение – 8стр.
Список литературы –11стр.
Приложение – 12стр.
Введение
Человечество стремительно шагает в информационную среду. Конечно, это большой плюс. Люди, находящиеся на далеком расстоянии, не испытывают проблем в общении. В отличие от тех людей, которые непосредственно находятся вблизи и не могут встретиться с человеком, ведь в этом пропадает необходимость. Все чаще подростки не могут найти правильный тип общения в реальной среде, потому что не могут устно сформулировать то что, они с лёгкостью могли бы перенести в электронный текст. Возможность окрасить текст эмоционально и мимически, лексически правильно становится трудно решаемой задачей.
Актуальность исследования обусловлена распространением влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.
Цель исследования: как влияет общение в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.
Задачи исследования:
- История возникновения социальных сетей и общение в них;
- Особенности общения подростков;
-Провести анкетирование и тестирование учеников с целью выявления факторов влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.
- Диагностировать влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире;
Объект исследования: общение подростков в социальных сетях.
Методы исследования:
Изучение методической литературы, материалов сети Интернет.
Анкета «Социальные сети в моей жизни»
Методика изучения потребности в общении О.П.Елисеева
Глава I. Основные проблемы общения подростков.
1.1. Виртуальные сети – средство общения.
Термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом. Джеймс Барнс развил и дополнил изобретенный в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. Однако идею социальной сети как структуры, элементами которой являются действующие лица, ученые предвосхитили еще в конце восьмидесятых – французский социолог Давид Эмиль Дюркгейм и его немецкий коллега Фердинанд Тённис практически описали природу этого явления в своих теориях и исследованиях социальных групп.
Основоположниками теории социальных сетей стали в 1951 году Ray Solomonoff и Anatol Rapoport. Сам же термин «социальная сеть» был введен в обиход в 1954 году Джеймсом Барнсом, социологом из «Манчестерской школы».
Одной из самых первых социальных сетей в 1971 году стала технология электронной, которая использовалась военными в сети ARPA Net.
В 1988 году появилась технология «IRC», то есть - ретранслируемый интернет-чат, который соединил пользователей и позволим им общаться в реальном времени. Создателем IRC был 20-летний финский студент Йаркко Ойкаринен.
В ноябре 1996 года появился интернет-пейджер ICQ. Придуман и создан он был командой старшеклассников из Тель-Авива.
В общем, мир был готов к рождению полноценной социальной сети. Из блога Google: «Основатель сети Эндрю Вейнрейх объяснил это тем, что сервис просто опередил свое время. В 2000 году доступ к интернету имели меньше половины жителей США. Иначе говоря, у зарегистрированных пользователей не было достаточного количества друзей и знакомых с доступом к интернету, чтобы общение на этом сайте было хотя бы интересным».
18 марта 1999 года американским студентом-программистом Брэдом Фицпатриком был создан Живой Журнал или, попросту, ЖЖ. В последствии сервис стал массовым хостингом блогов и приобрел громаднейшую популярность в странах СНГ. Именно ЖЖ впервые предоставил возможность создавать сообщества и вести в них общение.
В декабре 2002 года создается LinkedIn. В мае 2003 она запускается и занимает достойное место среди сетей для профессионалов.
В 2003 году была появилась и новая социальная сеть MySpace. Тогда она покорила многих. Возможность создания персональных профилей, удобные настройки внешнего вида, сообщества по интересам, размещение фотографии, а также видео и ауди известных исполнителей, собственный блог. Всё это дало возможность MySpace в 2006 году стать самой популярной социальной сетью во всем мире.
2004 год – один из самых знаковых годов.
Появились:
В 2006 году Джек Дорси запустил проект Twitter, который сразу же стал быстро растущим новым социально-сетевым проектом.
2006 год знаменателен возникновением Одноклассников и ВКонтакте.
Вывод: социальные сети являются незаменимым средством общения в современном обществе.
1.2. В чем польза и вред социальных сетей.
Подростковый возраст — возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами. Современная Интернет-среда, являясь социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность Интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.
Говоря о гранях социальных сетей, подросток видит в первую очередь: возможность быть похожим на всех за счёт формы подачи информации (одинаковые для всех окошки аккаунтов «Вконтакте», «Одноклассники» и других социальных сетей); возможность отличаться от всех за счёт содержания (огромный выбор стилей оформления, музыкального и видео наполнения, фотографий, аватарок, размера и цвета букв, текстового наполнения, игр).
Особое место при общении в социальных сетях занимает манера общения и использование коротких, но емких выражений и символов. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, выработался свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах, со специально искаженными орфографическими и лексическими нормами. Общение становится торопливым и предельно упрощенным. При помощи знаков препинания эмоции выражаются по-разному. С развитием Интернета набор этих значков дополнился.
В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов. Они существуют в различных вариациях, появляются анимированные смайлики-аватарки. Смайлики и намеренно искаженные слова получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернетовским языком.
Таким образом, подросток в социальной сети находится со всеми наравне, но в тоже время, имеет шанс отличаться от своих сверстников. Ещё одна важная вещь, которая привлекает подростков в пользовании социальной сетью: доступность информации о других, а также об их активности. Поразительная простота нахождения контакта - на сегодняшний день понять, с кем имеешь дело, очень просто — открой его страничку. Симпатии выражаются виртуальными поцелуями, клипами и открытками в несчетном ассортименте.
Общение посредством интернета, а в частности социальных сетей, имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем. Среди этих особенностей можно отметить следующие:
1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.
2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.
3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.
Вывод: мотивы общения подростков в социальных сетях можно условно разделить на две группы:
психологические (место развлечения, социальные сети как единственное средство общения для подростков, потребность в общении)
социально-психологические (неудовлетворенность подростка самим собой, создание себе виртуального образа).
Глава II. Диагностика влияния виртуального общения на общение подростков в реальном мире
2.1. Участники исследования.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ с.Чуваш-Кубово» в марте 2018 года в 9 классе. В исследовании приняло участие 21 человек.
2.2. Результаты исследования.
Для изучения мнения подростков о социальных сетях было проведено анкетирование среди учащихся 9 класса.
В результате анкетирования мы выяснили, что все учащиеся 9 класса зарегистрированы в социальных сетях (100% из числа опрошенных).
Количество зарегистрированных в социальных сетях распределилось следующим образом:
Друг Вокруг – 6 учащихся (28,5%);
Вконтакте – 19 учащихся (90,5%);
Одноклассники- 2 учащихся (9,5%);
Мой мир@Mail – 6 учащийся (28,5%);
Facebook – 5 учащихся (24%)
Естественно многие из опрошенных подростков зарегистрированы сразу в нескольких социальных сетях.
Основной целью посещения подростками, пользователями социальных сетей является общение (так ответили 14 учащихся – 67%), 9 учащихся (43% из числа опрошенных) ищут новые знакомства, 7 учащихся (33%) делает через социальную сеть заказы, 1 человек (5%) ответил, что посещают свою страничку в социальной сети от нечего делать.
Большинство опрошенных проводят в социальных сетях в среднем около 2 часов в день (32%), однако есть и те, которые общаются в онлайн более 5 часов в день (5%).
Потребность в общении – одно из важнейших качеств нашей психики. Но степень выраженности этой потребности у разных людей неодинакова. Для определения уровня потребности в общении среди учащихся 9-го класса мы провели тест - методику изучения потребности в общении О.П.Елисеева
Результаты тестирования определились следующим образом:
низкий уровень потребности в общении – 0%;
уровень потребности в общении ниже среднего – 0%;
средний уровень потребности в общении- 12 человек (57%);
выше среднего – 5 человек (24%);
высокий уровень – 4 человека (19%)
Сопоставив результаты тестирования по методике изучения влияния социальных сетей на общении с данными, полученными из анкет учащихся было выявлено следующее: чем выше показатель уровня потребности в общении у подростка, тем больше время, проводимое им в социальных сетях. Таким образом, можно сделать вывод, что основным мотивом посещения подростками социальных сетей является потребность в общении, так как они не могут полноценно выразить словесно информацию, которую с легкостью могут озвучить через социальные сети. Можно сделать вывод, общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире.
Заключение
Дети очень наивны и доверчивы по своей сути. Они зачастую не знают или не уделяют достаточно внимания своей безопасности и не ассоциируют собеседника в Интернете с реальным человеком, который вполне может быть злоумышленником. Задача родителей и учителей – научить ребенка правильному поведению с посторонними не только на улице, но и во всемирной паутине. Родители должны четко понимать, что тот факт, что ребенок общается с кем-то не лично, а посредством Интернета, не должен вводить в заблуждение. Увы, мошенников, воров, педофилов, психически нездоровых людей, агрессивных подростков и им подобных личностей в Интернете очень много и все они в поисках жертвы. И мы должны научить ребенка тому, как не стать такой жертвой. Дети должны знать о том, почему нельзя размещать личную информацию он-лайн. Адрес, телефон, место учебы, планы семьи и многое другое – информация приватная, она ни в коем случае не должна попадать на всеобщее обозрение. В самом крайнем случае, ребенок может поделиться этой информацией только с теми, кого он знает лично – одноклассниками или друзьями, но даже это нежелательно. Дети должны понимать, что выложенный в открытый доступ адрес и статус вроде: «А мы на море!» — фактически приглашение для воров. Именно здесь, в соцсети, преступнику легче всего найти себе жертву, выдавая себя за лицо другого пола, возраста, придумав другое имя и используя чужую фотографию. При помощи соцсети вполне можно назначить реальную встречу. И ребенок должен четко понимать это. Если он слишком мал для того, чтобы в полной мере осознавать опасность, то имеет смысл ограничить его общение в Интернете. Ребенок обязан знать, что ни при каких обстоятельствах он не должен встречаться с Интернет- знакомыми, которых он не знает лично, без родителей, не должен идти к ним домой или соглашаться на встречи в нелюдных местах. В любом случае – меры безопасности общения с посторонними людьми в Интернете должны быть даже жестче, чем в реальной жизни.
Разумеется, важно соблюсти тонкий баланс и не сделать общение в соцсети для ребенка постоянным поиском злоумышленников. В рамках разумного, социальные сети — это прекрасный инструмент общения и социализации для ребенка. Кроме того, Интернет может сблизить ребенка с родителями, которые могут обмениваться опытом и знаниями о новых технологиях и возможностях. Но обсуждение в семье Интернета, тем, на которые ребенок общается в сети, и новых знакомых должно быть ненавязчивым, таким же обычным, как обсуждение школьной жизни.
Интернет предоставляет множество возможностей для изучения мира, других культур, отдельных областей знаний, поиска редкой информации, новых знакомств и все это - прекрасная альтернатива безнадзорному познанию жизни в подворотнях. Доверие родителей и их участие в жизни ребенка – прекрасный фундамент безопасного общения ребенка в Интернете и получения полезных знаний и положительных эмоций. Подводя итог, мы, взрослые должны помнить, что безопасность детей в Интернете, на 90% зависит от нас. Я считаю, что для безопасности детей необходимо:
- работа цензуры за информацией в Интернете;
- уделить особое внимание работе с родителями, которые зачастую не осознают, насколько опасным бывает Интернет- пространство для их ребенка;
- разработать единую образовательную программу обучения детей;
- целенаправленный процесс обучения должен начинаться с детского сада.
Таким образом, чтобы достигнуть наиболее эффективного результата, требуется взаимодействие государства, общества, семьи, школы и, конечно, самого ребенка.
У большинства учащихся 9-го класса, участвовавших в исследовании, общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире. Общение подростков в социальных сетях имеет свои особенности. Общаясь в социальных сетях, подростки присоединяются к различным группам, субкультурам, знакомятся с разными людьми.
Проанализировав источники информации по данной теме, хочется отметить и негативное влияние общения в социальных сетях на подростков. Постоянное пребывание в сети может привести к информационной перегрузке мозга и отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье подростков. Кроме того, часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают трудности в завязывании реальных знакомств. Поскольку процесс общения происходит на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Это приводит к снижению и недоразвитию навыков общения, умения подростков понимать и читать невербальные признаки общения, сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее выбрать правильную линию поведения. Фрагментарный характер общения в социальных сетях, легкость прерывания неугодных контактов не дает возможности подростку научиться решать сложные конфликтные ситуации общения. Часто конфликты, возникающие в общении он-лайн (например, из-за негативных комментариев фото, статусов и т.д.) переходят в реальную жизнь.
Можно выделить несколько путей решения данной проблемы:
ограничение времени пребывания в сети; поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);
оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);
увеличение времени пребывания в компании друзей. В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей деятельности.
Список литературы
Силаева В.Л. «Специфика общения в Сети».- М., 2010
Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб., Питер, 2006. – с. 94-96.
Бурвикова Н.Д. «Ник в Интернете раскроет характер»- СПб., 2006
Левина М.И. «Влияние интернета на изменение языка общения»- СПб., 2008
Виноградова Т.Ю. «Специфика общения в Интернете» -Казань, 2008
Чакрян Н.С. «Эволюция средств общения подростков в информационном пространстве» - «Урал» , 2009
Жичкина А.Е. «Стратегия самопрезентации в Интернете» М., 2007
http://internet. strana.ru
www.psychology.ru
www.potomy.ru/world
www.vkontakte.ru
Приложение 1
Анкета «Социальные сети в моей жизни»
Посещаете ли вы социальные сети?
а) Да
б) Нет
Как часто вы посещаете социальные сети?
а) несколько раз в день
б) ежедневно
в) несколько раз в неделю
г) раз в несколько недель
Что является для вас основными мотивами использования соц. сетей?
а) поиск друзей, одноклассников и общение с ними
б) знакомство и общение с новыми людьми
в) помощь в поиске и организации учебы
г) группы по интересам
д) способ связи
е) Развлечения (игры, музыка, фильмы, фото)
ж) самовыражения (социальная сеть помогает мне заявить о себе, показать свое творчество)
Помогает ли вам социальная сеть в организации личного досуга?
а) Да
б) Нет
5) Если у тебя друзья
а) Да
б) Нет
6) Использование социальной сети как-то повлияло на ваш образ жизни?
а) Помогло в учебе
б) Помогло в личной жизни и общении с друзьями
в) Помогло в организации досуга, в поиске групп по интересам
г) никак не повлияло
д) Повлияло отрицательно на общение
е) Вызвало зависимость
ж) Другое ____________________________________________________
Что для вас является приоритетом при использовании услуг, предоставляемых социальной сетью?
а) наличие способа связи, экономящей средство и время
б) Возможность найти интересующую для меня музыку, фото, фильм
в) Способ поиска и обмена информации
9) Где ты чаще всего общаешься с друзьями?
а) в социальных сетях
б) в школе
в) другое ____________________________
Согласны ли вы с тем, что существует тенденция к появлению зависимости человека от социальных сетей?
а) Да
б) Нет
в) Затруднительный вопрос
Согласны ли вы с тем, что социальные сети негативно влияют на ваше общение в реальном мире?
а) Да
б) Нет
Приложение 2
Методика изучения потребности в общении О.П.Елисеева
Инструкция. Ответь «да», «нет» или «не знаю» на каждый из следующих вопросов. Не задумывайся слишком долго над вопросами, давай тот ответ, который первым приходит в голову. Старайся, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше.
1. Мне нравится, когда меня приглашают в гости.
2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих друзей.
3. Мне нравится выражать кому-либо свое расположение.
4. Для меня важнее возможность влиять на людей, чем дружить с ними.
5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
6. Когда я узнаю об успехах моих товарищей, у меня почему-то ухудшается настроение.
7. Чтобы быть удовлетворенным собой, мне важно помогать другим людям.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди друзей.
9. Мои сверстники мне основательно надоели.
10. Когда я занят работой, то присутствие людей меня раздражает.
11. Я говорю что-либо про знакомых, только если уверен, что сказанное мной им не повредит.
12. В трудной ситуации я больше думаю не столько о себе, сколько о близких людях.
13. Неприятности друзей вызывают у меня такое состояние, что я и сам могу заболеть.
14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставит мне значительные трудности.
15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он неправ.
16. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о человеческих взаимоотношениях.
17. Я люблю проводить время в компаниях.
18. В одиночестве я испытываю тревогу больше, чем когда нахожусь среди людей.
19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
20. Ради друзей я готов многим пожертвовать.
21. Думаю, что лучше иметь немного близких друзей, чем много, но не столь близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю ссоры с близкими.
24. Думаю, у меня больше близких людей, чем у большинства других людей.
25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
26. Составляя свое мнение о человеке, я больше доверяю собственной интуиции, чем суждениям о нем со стороны других людей.
27. Я придаю большее значение материальному благополучию, чем радости от общения с приятными мне людьми.
28. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
Ключ
Каждый ответ «да» или «нет» оценивается в 1 балл. Складываются: сумма баллов за ответы «да» на вопросы 1, 2, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30 и сумма баллов за ответы «нет» на вопросы 3, 4, 5, 6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29. За каждый ответ «не знаю» ставится 0,5 балла, которые приплюсовываются к общей сумме.
Интерпретация результатов
Меньше 11 баллов: низкий уровень потребности в общении;
11—16: ниже среднего;
17—23: средний уровень;
24—25: выше среднего;
больше 25: высокий уровень.
Чем выше показатели, тем сильнее человек стремится к другим людям, активнее идет на контакты, старается постоянно быть в окружении друзей, предпочитает трудиться не в одиночку, а в коллективе. Но он тяжело переносит ситуации, когда возможности для общения ограничены, ему сложно работать в одиночестве (и, соответственно, он хуже справляется с теми видами труда, которые не подразумевают постоянное общение), сильно зависим от мнения окружающих. Нередко он становится слишком навязчивым во взаимоотношениях, «утомляет собой» собеседников и весьма болезненно реагирует, когда в результате те начинают его избегать.
При невысоких же показателях человек не стремится к постоянному нахождению в обществе, ему вполне комфортно и одному. Обычно такой человек самобытен, независим и самодостаточен, по натуре он индивидуалист. Ему лучше удается работать в одиночестве, чем в коллективе. Он предпочитает шумным веселым компаниям общество немногих близких друзей. В то же время ему обычно сложнее устанавливать отношения, а круг его общения гораздо уже, чем у людей с высокой потребностью в общении, что несколько обедняет его жизнь.
Как правило, высокие показатели потребности в общении сопутствуют преобладанию экстраверсии, а низкие — интроверсии. Если же у человека наблюдается обратная картина, то это, скорее всего, сигнализирует о каком-то внутриличностном конфликте.
18