Просмотр содержимого документа
«Особенности воспитательной работы с обучающимися группы риска»
Особенности воспитательной работы с обучающимися группы «риска»
Доклад учителя математики Акимовой Е.И.
- Ещё древние мудрецы говорили: « Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом ».
- Актуальная проблема нашей школы – « не потерять», «не упустить » учащихся с низкими учебными возможностями.
- Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:
- Кого учить? Чему учить? Как учить?
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
- Педагогическая запущенность.
- Частые заболевания.
- Пропуски занятий.
- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
- Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
- Учитывать все признаки предмета или явления.
2 . Несформированность учебных навыков.
- Ребенок не умеет учиться:
- работать с текстом;
- выделять главное, существенное;
- не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
- Характеризуется:
- отвлекаемостью;
- подвижностью;
- неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса.
- Обусловлено:
- с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
- ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.
5. Несформированность произвольной сферы.
- Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
- со сверстниками;
- учителями;
- отказ от усилий в учебной деятельности.
7 . Низкий познавательный интерес
- Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)
- Нуждается:
- в поддержке
- показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
- Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Федеральным Государственным Образовательным Стандартам.
Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.
Как же можно помочь слабоуспевающему ученику:
- - Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
- - Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
- Как повысить работоспособность:
- Разнообразить виды деятельности.
- Проветривать кабинет.
- Проводить физминутки.
- Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
- Карточки для индивидуальной работы.
- Задания с выбором ответа.
- “ Разрезные” теоремы.
- Карточки - тренажеры.
- Творческие задания.
- “ Карточки-информаторы”,
- “ Карточки-с образцами решения”,
- “ Карточки-конспекты”.
Учитель должен :
- Знать психическое развитие ребёнка:
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный) - внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное) - память (вербальная, невербальная)
- Стремиться понять и принять каждого ребёнка
- Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
- Проявлять
- разумную требовательность - неиссякаемое терпение - справедливую строгость - веру в возможности ученика
- Уметь встать на позиции ученика
- НЕТ насмешливому тону!
- Уметь вести непринуждённый диалог
Учитель должен :
- Стремиться к внешней занимательности
- Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
- В обучении применять
- опережающее обучение - различные формы групповой работы - взаимоопрос, самоконтроль
- При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
- Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
- Применять частую смену видов деятельности на уроке
- Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Работа с учащимися, не желающими учиться
Задача педагога в этом случае:
- Помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
- Развивать ответственность;
- Поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
- Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
- Желательно продумывать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:
- Решение проблемных ситуаций;
- Использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- Связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- Организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп;
- Позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока:
- Контроль подготовленности учащихся;
- Создание атмосферы особой доброжелательной при опросе;
- Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
- Предложение учащимся примерного плана ответа;
- Разрешение пользоваться наглядным пособиями, помогающими излагать суть явления;
- Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;
- Поддерживание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала;
- Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
- Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
- Напоминание приема и способа выполнения задания;
- Ссылка на правила и свойства, которые необходимые для решения задач, упражнений;
- Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению;
- Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
- Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления;
- Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
- Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
- Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек – консультаций, карточек с направляющим планом действий;