СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание - значимая составляющая процесса обучения.

Просмотр содержимого документа
«Особенности воспитательной работы в начальной школе»

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Шурыгина Галина Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ 38 г.Томска

Воспитание – одно из основных направлений работы учителя начальных классов, отражающее целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат развития личности.

Младший школьник наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному воспитанию. При этом недостатки воспитания в этот период трудно восполнить в последующие годы, а родители все чаще и чаще не занимаются воспитанием детей, а перекладывают свои обязанности на школу, а деформация воспитанности школьника может отозваться негативными последствиями онтогенеза. Поэтому в современной начальной школе особое внимание начинают придавать именно задачам воспитания.

Определим сферы начальной школы, в которых происходит воспитание учащихся:

1. Уклад школьной жизни: явные или неявные нормы и правила организации, особенность соорганизации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, между учениками, особый дух, особая атмосфера школы.

Уклад школы – отношения взрослых и детей в ней, организация пространства, в котором эти отношения складываются, стиль подхода к возникающим проблемам.

2. Уроки по предметам. Обязательным требованием к хорошему уроку является планирование и реализация воспитательной задачи (наряду с обучающей и развивающей). Определяя воспитательную задачу урока, учитель четко формулирует, какие именно отношения и личностные качества обучающихся могут формироваться на данном уроке. Например, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать любовь и уважение к своему краю и др.

3. Классные часы. В рамках классного часа можно обсудить любые вопросы, проводить мероприятия на сплочение коллектива.

4. Внеурочная деятельность. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Последняя включает программы дополнительного образования детей, программы развития, кружки, спортивные и досуговые занятия.

5. Внеклассная деятельность. Включает отдельные школьные мероприятия, такие как соревнования, школьные праздники, слеты, занятия, проекты и др.

6. Внешкольная деятельность. Включает экскурсии, поездки, посещения театров, участие в целевых городских программах, занятия в организациях дополнительного образования детей по месту их жительства и многое другое.

7. Свободное общение школьников в нерегламентированное время (перемены, столовая, прогулка).

8. Взаимодействие школы с семьями и социальными партнерами.

Решающую роль в воспитании ребенка играет его окружение. В начальных классах это, прежде всего, семья и школа. Педагоги и родители должны объединить усилия, чтобы сформировать у ребенка высокие моральные качества, а не перекладывать задачи воспитания друг на друга.

Особенности воспитания в начальной школе: содержание, цели и задачи, направления

Главная задача в воспитании младших школьников – дать позитивный опыт общения с другими людьми, научить корректно себя вести и правильно действовать в разных ситуациях. Семья и школа создают условия для развития свободной, гуманной, творческой, духовной, практической личности ребенка.

Воспитание в начальной школе имеет четкую цель и направленность. Его особенности:

  • процесс нужно тщательно продумать и правильно организовать;

  • результаты воспитания могут быть неоднозначными;

  • беседы, показательные примеры и пр. приносят плоды только через некоторое время. Нужно учитывать, что воспитание не дает мгновенного результата;

  • нужно соблюдать единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания;

  • личностные качества детей формируются неравномерно. Нужно уделять наибольшее внимание тем из них, которые развиваются медленнее остальных.

Воспитание в начальной школе ведется по нескольким направлениям: социальному, физическому, духовному, эстетическому. У детей формируются личностное и гражданское самосознание, навыки здорового образа жизни, нравственные, этические, семейные ценности, любовь к труду, природе, искусству, способность организовывать свой досуг.

Эффективные формы деятельности в воспитательной работе с младшими школьниками

Задачи воспитания педагог начальной школы решает на протяжении всего учебного дня. Но наиболее выраженный воспитательный эффект достигается при организации:

  • Игры. Игровая деятельность развивает восприятие, внимание, воображение, мышление, формирует личные интересы ребенка, способствует проявлению инициативы, активности, вызывает положительные эмоции. Игра дает школьникам отдохнуть от умственной работы.

  • Досугово-развлекательной деятельности. Посещение театров, музеев, концертов, выставок и других культурных мероприятий способствует активному воспитательному процессу, помогает школьникам приобрести социальные знания, сформировать первичное понимание повседневной жизни и социальной реальности.

  • Спортивно-оздоровительной деятельности. Занятия физкультурой, спортивные соревнования, физкультминутки и другие формы физического воспитания в начальной школе, а также классные часы, проекты, мероприятия на тему ЗОЖ формируют у детей основы здорового образа жизни, понимание правил безопасности, учат полезно и разнообразно проводить досуг.