Особенности воспитательной работы в начальной школе
Шурыгина Галина Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №38 г.Томска
Воспитание – одно из основных направлений работы учителя начальных классов, отражающее целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат развития личности.
Младший школьник наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно-нравственному воспитанию. При этом недостатки воспитания в этот период трудно восполнить в последующие годы, а родители все чаще и чаще не занимаются воспитанием детей, а перекладывают свои обязанности на школу, а деформация воспитанности школьника может отозваться негативными последствиями онтогенеза. Поэтому в современной начальной школе особое внимание начинают придавать именно задачам воспитания.
Определим сферы начальной школы, в которых происходит воспитание учащихся:
1. Уклад школьной жизни: явные или неявные нормы и правила организации, особенность соорганизации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, между учениками, особый дух, особая атмосфера школы.
Уклад школы – отношения взрослых и детей в ней, организация пространства, в котором эти отношения складываются, стиль подхода к возникающим проблемам.
2. Уроки по предметам. Обязательным требованием к хорошему уроку является планирование и реализация воспитательной задачи (наряду с обучающей и развивающей). Определяя воспитательную задачу урока, учитель четко формулирует, какие именно отношения и личностные качества обучающихся могут формироваться на данном уроке. Например, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать любовь и уважение к своему краю и др.
3. Классные часы. В рамках классного часа можно обсудить любые вопросы, проводить мероприятия на сплочение коллектива.
4. Внеурочная деятельность. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Последняя включает программы дополнительного образования детей, программы развития, кружки, спортивные и досуговые занятия.
5. Внеклассная деятельность. Включает отдельные школьные мероприятия, такие как соревнования, школьные праздники, слеты, занятия, проекты и др.
6. Внешкольная деятельность. Включает экскурсии, поездки, посещения театров, участие в целевых городских программах, занятия в организациях дополнительного образования детей по месту их жительства и многое другое.
7. Свободное общение школьников в нерегламентированное время (перемены, столовая, прогулка).
8. Взаимодействие школы с семьями и социальными партнерами.
Решающую роль в воспитании ребенка играет его окружение. В начальных классах это, прежде всего, семья и школа. Педагоги и родители должны объединить усилия, чтобы сформировать у ребенка высокие моральные качества, а не перекладывать задачи воспитания друг на друга.
Особенности воспитания в начальной школе: содержание, цели и задачи, направления
Главная задача в воспитании младших школьников – дать позитивный опыт общения с другими людьми, научить корректно себя вести и правильно действовать в разных ситуациях. Семья и школа создают условия для развития свободной, гуманной, творческой, духовной, практической личности ребенка.
Воспитание в начальной школе имеет четкую цель и направленность. Его особенности:
процесс нужно тщательно продумать и правильно организовать;
результаты воспитания могут быть неоднозначными;
беседы, показательные примеры и пр. приносят плоды только через некоторое время. Нужно учитывать, что воспитание не дает мгновенного результата;
нужно соблюдать единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания;
личностные качества детей формируются неравномерно. Нужно уделять наибольшее внимание тем из них, которые развиваются медленнее остальных.
Воспитание в начальной школе ведется по нескольким направлениям: социальному, физическому, духовному, эстетическому. У детей формируются личностное и гражданское самосознание, навыки здорового образа жизни, нравственные, этические, семейные ценности, любовь к труду, природе, искусству, способность организовывать свой досуг.
Эффективные формы деятельности в воспитательной работе с младшими школьниками
Задачи воспитания педагог начальной школы решает на протяжении всего учебного дня. Но наиболее выраженный воспитательный эффект достигается при организации:
Игры. Игровая деятельность развивает восприятие, внимание, воображение, мышление, формирует личные интересы ребенка, способствует проявлению инициативы, активности, вызывает положительные эмоции. Игра дает школьникам отдохнуть от умственной работы.
Досугово-развлекательной деятельности. Посещение театров, музеев, концертов, выставок и других культурных мероприятий способствует активному воспитательному процессу, помогает школьникам приобрести социальные знания, сформировать первичное понимание повседневной жизни и социальной реальности.
Спортивно-оздоровительной деятельности. Занятия физкультурой, спортивные соревнования, физкультминутки и другие формы физического воспитания в начальной школе, а также классные часы, проекты, мероприятия на тему ЗОЖ формируют у детей основы здорового образа жизни, понимание правил безопасности, учат полезно и разнообразно проводить досуг.